Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:30, контрольная работа
Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений. Контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты в настоящее время представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Контрабанда является центральным звеном экономической преступности. Она является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательства на национально-культурное достояние народов, а также совершения ряда других преступлений
Введение ………………………………………………………………………….1
Криминалистическая характеристика контрабанды………………………… 2
Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде …………..4
Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства, подлежащие установлению …………………………………………………….4
Следственные версии и планирование расследования……………………… 5
Особенности тактики первоначальных следственных действий ……………...9
Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов……………………………………………………………………… 9
Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование …………………………………………………………..10
Допросы свидетелей …………………………………………………………….11
Тактика расследования на последующих этапах ……………………………..11
Обыск по месту жительства и работы …………………………………….….11
Назначение экспертиз ………………………………………………………....12
Следственный эксперимент…………………………………………………… 12
Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды…….. 13
Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ …………………………………………..13
Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
заводского изготовления ……………………………………………………...15
Контрабанда культурных ценностей …………………………………………17
Контрабанда автомашин ………………………………………………………19
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………
Под перемещением с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, а также документов, содержащих недостоверные сведения, и документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных средств идентификации. Таможенным органам могут предоставляться как полностью подложные документы, так и подлинные документы, в которые внесены изменения.
Перемещение
способом, сопряженным с
Характерным отличием современных контрабандных действий является их совершение от имени юридического лица, участника внешнеэкономической деятельности.
Как правило, совершению контрабанды предшествует тщательная подготовка. Приготовление к контрабанде может заключаться в изучении системы пропуска товаров через таможенную границу, подыскании соучастников, подготовке мест сокрытия предметов контрабанды либо их маскировке.
Особая
тщательность подготовки присуща контрабанде,
совершаемой организованными
Специалистами, помимо способов, выделяются еще и каналы совершения контрабанды, которые классифицируются по различным основаниям. Например, по виду используемого транспорта, пересекающего таможенную границу, выделяют автомобильную, воздушную (авиационную), железнодорожную, водную (морскую и речную), трубопроводную контрабанду; по различным характеристикам отправлений: почтовую, грузовую, транзитную контрабанду.
Механизм
следообразования во многом зависит
от канала и способа совершения контрабанды.
Материальные следы применительно к контрабанде
— это чаще всего данные, отраженные в
различных таможенных документах по которым
можно судить о совершении преступления.
Иные материальные следы в основном удается
обнаружить при осмотре места происшествия
(места обнаружения предметов контрабанды,
транспортных средств и тайников, использовавшихся
контрабандистами), а также непосредственно
самих предметов контрабанды. Типичными
из них являются следы рук, волосы, микрочастицы.
Большое значение для расследования контрабанды
имеют идеальные следы, остающиеся в сознании
людей, которые выявляются и закрепляются,
как правило, путем производства допросов
свидетелей.
Общие
вопросы организации
расследования дел
о контрабанде
Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства, подлежащие установлению
При
расследовании контрабанды
1.
Когда, где, каким способом
и при каких обстоятельствах
совершена контрабанда.
2.
Предмет контрабанды, которым
признаются товар или иные
предметы в крупном размере,
а также конкретно
3.
Кто совершил контрабанду,
4.
Причины и условия,
Организация
расследования дел о
К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:
1) о
деянии, содержащем признаки
2) о
деянии, содержащем признаки
3) в
деянии, содержащем признаки
2. 2 Следственные
версии и планирование
Характер
организации расследования
Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования.
Первоочередными задачами расследования в первой типичной следственной ситуации когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные о деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица, являются определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления.
При
обнаружении «бесхозной»
Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует обратить на: имеющих доступ или какое-либо иное отношение к контрабандной продукции (например, взрывчатым веществам, военной технике, культурным ценностям и т. д.) и транспортным средствам, на которых она перевозилась, к информации о специфике деятельности таможенных иных контролирующих органов, знание которой необходимо для совершения контрабанды того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или косвенную заинтересованность в совершении преступления и на другие категории лиц.
Информационной базой для следственных версий и планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения признаков контрабанды при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат прежде всего данные, полученные при осмотре места происшествия, предметов контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в котором и была обнаружена «бесхозная» контрабанда.
Планирование расследования в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения сообщения об обнаружении контрабанды. Определение требуемых для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа места и обстоятельств обнаружения контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших за этим, исследование самих предметов контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.
Следственные действия, направленные на обнаружение дополнительных следов преступления и их закрепление (фиксацию), должны производиться максимально оперативно.
Из
всех неотложных следственных действий
особое значение в данной ситуации
приобретают осмотры места
Осматривая место происшествия, следователь должен стремиться на основе изучения материальных следов преступления и личности преступника, а также предметов контрабанды воссоздать по возможности наиболее полную картину происшедшего, извлечь максимальную информацию о преступлении и лице, его совершившем. В целях выявления следов, фиксирующих свойства личности преступника, следует при помощи метода моделирования построить логические модели: субъекта преступления, включая его навыки и умения, использованные при совершении контрабанды; его преступной деятельности (последовательности действий) и применявшихся орудий и средств; механизма отображения следов преступления. При осмотре места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты различного профиля в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения.
В случаях, когда после совершения преступления прошел непродолжительный период времени, внимание в первую очередь обращается на следы, указывающие на направление движения преступника с места совершения преступления, так как их обнаружение позволяет безотлагательно осуществить заградительные и поисковые мероприятия на пути отхода преступника с места происшествия.
Существенное значение для раскрытия преступления имеют своевременные допросы свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск), обнаруживших «бесхозную» контрабанду, из показаний которых необходимо получить максимум информации об известных им обстоятельствах, связанных с преступлением. В зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения свидетели также могут быть выявлены из числа лиц оформлявших таможенные и иные документы на контрабандный груз или груз, в котором была обнаружена контрабанда, — грузоотправителей и грузополучателей; представителей предприятий, организаций, фирм и компаний, производящих, распределяющих и поставляющих продукцию, которая контрабандно перемещалась за границу; собственников и владельцев художественных и иных ценностей, незаконно вывозимых за пределы России; из числа других категорий должностных лиц и граждан (иногда иностранцев).