Контрольная работа по «Правоохранительные органы и органы юридической помощи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Ознакомьтесь с перечнем органов, должностных лиц и граждан:
Министерство юстиции РФ
судебный пристав – исполнитель
Генеральный прокурор РФ
товарищеский суд
налоговый инспектор
Кто из них, по Вашему мнению, занимается правоохранительной деятельностью, и какой именно? Кого из вышеперечисленных лиц можно отнести, по мнению законодателя, к правоохранительным органам Российской Федерации? Ответ обоснуйте.

Файлы: 1 файл

pravoohrorganykr.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный факультет

кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоохранительные органы и органы юридической помощи»

II вариант

 

                                              Выполнил:

                      студент юридического факультета

                                             СоцИО-6 поток 

Шепелев Алексей Анатольевич

                       контактный телефон 89506094899

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Оглавление

 

 

 

Задача 1.

 

Ознакомьтесь с перечнем органов, должностных лиц и граждан:

  1. Министерство юстиции РФ
  2. судебный пристав – исполнитель
  3. Генеральный прокурор РФ
  4. товарищеский суд
  5. налоговый инспектор

Кто из них, по Вашему мнению, занимается правоохранительной деятельностью, и какой именно? Кого из вышеперечисленных лиц можно отнести, по мнению законодателя, к правоохранительным органам Российской Федерации? Ответ обоснуйте.

Решение

В российском законодательстве нет дефинитивной нормы, содержащей определение правоохранительных органов, как, впрочем, отсутствует и законодательное определение понятия «правоохранительная деятельность», что в определенной мере предопределяет разнобой и в перечне государственных или негосударственных органов, которые обоснованно можно было бы относить к правоохранительным1. Сами эти словосочетания давно широко используются юриспруденцией – практикой (в том числе и юридическими актами) и наукой. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»2 Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Таким образом, ведомственная принадлежность перечисленных органов приобрела законодательное закрепление. В таком контексте данная формулировка используется и в ряде других нормативных актов и официальных документов ненормативного характера (например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг., утвержденной Президентом РФ, в докладе Комиссии по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации» говорится о «правоохранительной системе», о «взаимодействии правоохранительных органов», о «соглашениях правоохранительных органов стран СНГ»)3.

От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы – это только часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д4.

Таким образом, правоохранительные органы – обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Виды правоохранительных органов

  • Органы выявления и расследования преступлений
  • Органы юридической помощи
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов:

  • Прокуратура Российской Федерации
  • Следственный комитет Российской Федерации

Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым не относится, так как по статусу не приравнена к другим силовым структурам и является гражданским ведомством, как, например, Федеральная налоговая служба5.

В Советском Союзе товарищеские суды являлись выборными общественными органами, которые действовали в дополнение к государственным судебным органам и преследовали цель исправления человека силами коллектива, в котором человек находился на работе или по месту его жительства. Товарищеский суд был призван «содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей»6.

Таким образом к правоохранительным органам с точки зрения законодателя относятся:

  1. Министерство юстиции РФ
  2. Генеральный прокурор РФ

 

 

Задача 2.

 

Определите форму судопроизводства (гражданское, уголовное, административное, конституционное) в порядке которого будут рассмотрены и разрешены следующие ситуации:

  1. возмещение убытков за испорченный электрочайник

Гражданское7

  1. развод по обоюдному согласию бездетных супругов

Производится не в суде, а в органах ЗАГСа8

  1. апелляционная жалоба на решение суда

Уголовное9

  1. умышленное уклонение от уплаты налога акционерным обществом в крупном размере

Уголовное10

  1. лишение родительских прав

Гражданское11

  1. хищение средств у коммерческого предприятия

Уголовное12

  1. причинение значительного вреда в состоянии крайней необходимости

Уголовное13

  1. жалоба на незаконное заключение под стражу.

Уголовное14


 

Задача 3.

 

Коллегия из трех профессиональных судей федерального суда Центрального административного округа г. Тюмени рассмотрела в кассационном порядке уголовное дело. Оцените ситуацию. Правильно ли поступил суд и почему?

Решение

Судьи поступили правильно, т.к. согласно ч. 4 ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а в порядке надзора – большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

 

Задача 4.

 

Назовите звено суда общей юрисдикции, в котором будут рассмотрены следующие дела (при условии, что все граждане проживают в г. Тюмени):

 

Решение

 

Дело

Звено суда общей юрисдикции

развод Петровых по обоюдному согласию. Петровы имеют дочь 16-ти лет

Мировой суд г. Тюмени

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях15.

дело по обвинению лейтенанта милиции Ковалева в совершении разбойного нападения

Районный суд г. Тюмени

(ст. 162 УК РФ).

дело по обвинению судьи Ложкина в получении взяток

Областной суд г. Тюмени, а по ходатайству судьи Верховным судом (ст. 290 УК РФ).

дело по обвинению рядового Имамова, проходящего военную службу по призыву в Тюменском гарнизоне, в совершении убийства двух сослуживцев

Гарнизонный военный суд г. Тюмени (ст. 105 УК РФ).

дело по обвинению генерал-майора Костина в клевете.

Гарнизонный военный суд г. Тюмени (ст. 129 УК РФ).


 

Задача 5.

 

Щупринов и Хель в ходе драки совершили убийство военнослужащего. На место происшествия выехала оперативная группа из сотрудников криминальной милиции, начальник воинской части, где проходил службу погибший, следователь органов внутренних дел, следователь прокуратуры. Кто из вышеуказанных лиц и в какой форме будет производить расследование по уголовному делу, возбужденному в данном случае?

Решение

Действия указанных лиц будет квалифицировано по п. ж ч. 2 ст. 105 УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам: а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110.

Таким образом, расследование в форме предварительного следствия будет проводить следователь Следственного комитета РФ при прокуратуре.

 

Литература

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
  6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
  8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебных приставах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3590.
  9. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
  10. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении Положения о товарищеских судах Положение о товарищеских судах РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1961, № 26, Ст. 371; 1963, № 43, Ст. 750; 1965, №4, Ст. 83; 1977, №12, Ст. 254.
  11. Вершинин А.В., Правоохранительные органы. Электронный учебник. – Н. Новгород, 2008.
  12. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.:2011. – 671 с.
  13. Филиппов Е. И. Комментарий к Положению о товарищеских судах. – М., 1972.

Информация о работе Контрольная работа по «Правоохранительные органы и органы юридической помощи»