Контрольная работа по "Правоохранительным органам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей государственной власти.

Разделение властей – это политико-правовая доктрина, конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства и являющийся, по мнению Т.Х. Нарлиева «одним из главных принципов, на которых основывается политическая демократия»1. Разделение властей - теория о соотношении властей в государстве, согласно которой для эффективного функционирования государства необходимо существование независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Файлы: 1 файл

Контрольная2.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ   ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

 

 

 

Контрольная работа по

правоохранительным органам

Вариант №1

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнил студент

                                                                             1 курса 345-з группы

                                                                             заочного отделения ЮФ                                                                             

Братанов Сергей Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул  2014

 

  1. Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей государственной власти.

 

Разделение властей – это политико-правовая доктрина, конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства и являющийся, по мнению Т.Х. Нарлиева «одним из главных принципов, на которых основывается политическая демократия»1. Разделение властей -  теория о соотношении властей в государстве, согласно которой для эффективного функционирования государства необходимо существование независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Назначение теории разделения властей – исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного правителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение, наказывающего за непослушание2.

Разделение властей в государственном механизме должно служить гарантией от диктатуры произвола, обеспечивать баланс властных полномочий, т. е. такое «взаимное равновесие органов власти, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность»3. При этом самостоятельность каждой ветви государственной власти не должна приравниваться к ее автономности в государственном механизме или к абсолютизации властных полномочий ее органов. Смысл принципа разделения властей не в обособленности, а во взаимодействии всех трех ветвей власти, поскольку «обеспечение интересов государства достигается … не противостоянием ..., а тесным взаимным сотрудничеством, точным исполнением каждой из ветвей власти своих функций»4.

Специфика принципа разделения властей заключается в том, что самостоятельные (но не разрозненные) ветви власти «образуют законченное единство, именуемое государственной властью», и образуют они это единство «только своей совокупностью, только выступая как элементы единой системы»5.

В Конституции РФ (статья 10) определено: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судебная власть представляет собой в соответствии с теорией разделения властей систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции РФ. Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (статья 18 Конституции). Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме6.

Судебная власть в отличие от других ветвей власти имеет специфические особенности. Наиболее существенные из них следующие:

1. Эта власть  может осуществляться исключительно  судами, и в этом смысле обособление  судебной власти от других  форм государственной власти  наблюдается особенно четко вследствие  монопольного сосредоточения ее  в рамках системы судебных  органов. Это принципиально исключает  возможность какого-либо перераспределения  властных полномочий с другими  органами государства. Поэтому не  существует проблемы разграничения  функций судебных органов с  органами президентской, законодательной  либо исполнительной власти.

2. Правосудие  как власть суда - это непосредственное  соединение власти и права, которое  обуславливает два начала: власть  в строгих рамках права, за  пределами которых произвол; право, реализующее себя во власти.

В соединении двух указанных начал находит свое воплощение правосудие.

«За правом должно находиться правосудие, которое меньше всего сила аппарата, а больше всего сила истины, правды, справедливости, мудрости», - справедливо отмечает С.С. Алексеев. - И история, и жизнь подтверждают: если нет независимой и сильной судебной власти, то тогда и право, сколь ни будь совершенно и искусно законодательно, мертво, остается лишь «бумажным» правом... судебные органы... не обрели до сей поры нужной, действенной силы в государстве. Попытки стать «третьей властью» ...глушились энергией тоталитарной системы и в конечном счете - не увенчались должным успехом. И тут нужно «начинать сначала»... с понимания того, что действительно право, реальная правозаконность в принципе возможны лишь тогда, когда в обществе складывается самостоятельная и эффективная судебная власть».

Однако реальная правозаконность - это самостоятельная и эффективная судебная власть.

Эволюция современного суда в суд правового государства требует существенного расширения роли и значения судебной практики и судебного правотворчества. Показательно, что еще в 1980 г. М.В. Баглай ратовал за то, чтобы над высшими государственными органами (парламентом и правительством) стояли не только те законы, которые они сами принимают и исполняют («статутное право»), но и право, создаваемое судами, которое в определенной части изменить законами нельзя. А эта «определенная часть» как раз и включает основные гарантии охраны прав человека, гарантии, мешающие сползанию общества к режиму личной власти. Вот в чем должна состоять важнейшая роль суда в правовом государстве, и вот почему, по нашему убеждению, следует приравнять судебную доктрину к источникам права.

3. Осуществление  правосудия возможно лишь при  неукоснительном соблюдении установленных  законом процессуальных норм - судопроизводства, соответственно конституционного, гражданского, административного и  уголовного. Судопроизводство - это  правовая технология формирования  судебной власти, если рассматривать  правосудие как процесс нахождения  истины и достижения справедливости  объективным и независимым судом  при строгом соблюдении законных  прав и интересов, участвующих  в суде лиц.

4. Применение  судебной власти жестко предопределено  необходимостью разрешения юридического  конфликта или спора. Без такого  конфликта и спора пусть даже  в потенции, не может осуществляться  правосудие, судебная власть.

Правосудие - это властное, осуществляемое от имени государства и в установленных законом процессуальных формах, и беспристрастное разрешение судом реального конфликта или спора путем объективной оценки истоков и сущности этого конфликта или спора, позиций сторон и представленных суду доказательств, сложившейся вследствие конфликта или спора ситуации и их последствий, вынесение в строгом соответствии с действующим законодательством властного, а потому обязательного в исполнении вердикта (приговора, решения) с восстановлением законности и справедливости, с наказанием виновного и возмещением ущерба потерпевшему.

Принципиальное значение имеет впервые установленное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться за разрешением возникших у него с государством конфликтов и споров по поводу прав и свобод человека в соответствующие защитные межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Возможен, следовательно, выход российского гражданина при определенных условиях за пределы национальной правовой системы.

5. Равноправие  сторон в судебном процессе  направлено на формирование таких  имманентно присущих судебной  власти - правосудию качественных  характеристик как объективность  и справедливость. Лишенная объективности  и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает  этот орган государства в орудие  репрессий.

6. Судебная власть - власть системная и в этом  одна из ее основных качественных  особенностей, отличающих судебную  власть от других ветвей государственной  власти. Каждый из судов, составляющих  отдельные звенья общей судебной  системы, самостоятелен и независим  в осуществлении правосудия от  кого бы ни было, исключая закон, в том числе от судов вышестоящих. Но результат осуществления этой  власти - решение или приговор  суда - может быть отменен или  изменен судом вышестоящим (кассационная  и надзорная инстанции).

7. В отправлении  правосудия (чего нет ни в одной  из других отраслей государственной  власти) имеют право принимать  участие непосредственно граждане. Согласно части 5 статьи 32 Конституции  Российской Федерации граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в отправлении правосудия7.

Таким образом,  самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, — один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим от влияния какого-либо властного органа, и решать споры о нарушенном праве в качестве высшей инстанции.

 

 

  1. Судебная система РФ на современном этапе (общая характеристика, законодательное закрепление, схема)

 

Правосудие составляет исключительную прерогативу суда, оно «осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118 Конституции).8

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.9, что обеспечивает ее единство.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах:

      • Осуществление правосудия только судом;
      • Законность;
      • Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
      • Коллегиальность;
      • Состязательность и равноправие сторон;
      • Гласность судебного разбирательства;
      • Принцип государственного языка судопроизводства;
      • Презумпция невиновности;
      • Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;
      • Право на пользование квалифицированной юридической помощью.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная система — совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства10.

Согласно статье 3 ФКЗ «О судебной системе РФ», единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Специфика суда как органа судебной власти состоит в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В соответствии с последними изменениями законодательства,

к федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Информация о работе Контрольная работа по "Правоохранительным органам"