Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Сотрудники полиции задержали жителя г. Омска Шиленко И.В. и поместили его в изолятор временного содержания. В ходе проверки подозрение в совершении преступления не подтвердилось, и Шиленко И.В. был освобожден менее чем через сутки.
Вопросы:
Какие принципы правосудия затронуты в данной ситуации?
В каком порядке Шиленко И.В. будет защищать свои нарушенные права?

Файлы: 1 файл

итоговый контроль.практическое задание.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

Практическое  задание 1

 

Ситуация

 

Сотрудники полиции задержали жителя г. Омска Шиленко И.В. и поместили его в изолятор временного содержания. В ходе проверки подозрение в совершении преступления не подтвердилось, и Шиленко И.В. был освобожден менее чем через сутки.

 

Вопросы:

 

  1. Какие принципы правосудия затронуты в данной ситуации?

 

  1. В каком порядке Шиленко И.В. будет защищать свои нарушенные права?

 

В данной ситуации затронуты  принципы:

Принцип презумпции невиновности. Ст. 49 Конституции РФ (1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.), ст. 14 УПК РФ (2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.)

Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд важных положений, закрепленных в законе:

ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности  и осужден (ч. 2, ст. 6 УПК РФ); никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ст. 171 УПК РФ); обязанность доказывания виновности лежит на стороне обвинения (ст. 14 УПК РФ); при недостаточности доказательств, свидетельствующих об участии обвиняемого в совершении преступления, и невозможности собрать дополнительные материалы дело прекращается (ст. 24, 27 УПК РФ); каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ).

Принцип неприкосновенности личности. Принцип неприкосновенности личности закреплен в ст. 22 Конституции РФ и ст. 10 УПК РФ. Он гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». В данном принципе содержится очень важное правило неприкосновенности личности. Ограничение свободы возможно только в случаях и в порядке, установленном в уголовно-процессуальном законе.

Принцип обеспечения обвиняемому  или подозреваемому права на защиту. Право на защиту закреплено в ст. 48 Конституции РФ (2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.)

2.       Шиленко И.В. будет защищать свои нарушенные права в следующем порядке:

Согласно ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо

по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено  наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих  оснований:

-когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

-когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее

преступление;

когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Согласно ст. 94 УПК РФ подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

-не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

-отсутствуют основания применения  к нему меры пресечения в  виде заключения под стражу;

-задержание было произведено с нарушением требований УПК РФ;

-по истечении 48ч в отношении задержанного не применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

 

Вред, причиненный гражданину в  результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора  и суда.

 Статья 53 Конституции (Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц).

 Право на реабилитацию (Статья 133.) включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. В том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подозреваемый и обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено: а) за отсутствием события преступления; б) за отсутствием состава преступления; в) за отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; г) вследствие отсутствия согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, в отношении которого существует особая процедура уголовного преследования; д) ввиду непричастности обвиняемого или подозреваемого к совершенному преступлению; е) ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; ж) ввиду наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

Закон "О Прокуратуре  РФ"

Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Статья 26. Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.    

Статья 27. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении  прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок  защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению  к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные  статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод  человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор  принимает меры к тому, чтобы  лица, его совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию в соответствии  с законом.

Статья 28. Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель  приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в  орган или должностному лицу, которые  издали этот акт, либо обращается в  суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений  прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение

Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Статья 29. Предмет надзора

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий  и проведения расследования, а также  законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.

 

Практическое  задание 2

 

Ситуация

 

Пенсионерка Сухова, инвалид I группы и больная астмой, обратилась к  прокурору с заявлением, в котором  указала, что длительное время не может по льготным рецептам получить лекарства в аптеке г. Подольска, поэтому вынуждена приобретать их за собственные деньги.

 

Вопрос

 

1.Как должен поступить прокурор в данной ситуации?

 

 

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов  общества прокуратура осуществляет (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре):

надзор за исполнением законов;

надзор за соблюдением прав и  свобод человека;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного  расследования. Данное основание внесено  Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

В сфере надзора за исполнением  законов и соблюдением прав и  свобод человека и гражданина (гл. 2 и 3 Закона о прокуратуре) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. На это прямо указывает п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре. В других отраслях ограничений для проявления прокурором инициативы нет.

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре), в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (п. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре).

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200 утверждена инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения прокуратурой обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации  вместе с материалами, необходимыми для его рассмотрения, направляется соответствующему прокурору с одновременным  уведомлением об этом заявителя (п. 3.4 Инструкции).

Согласно п. 3.1 Инструкции по обращению, поступившему в органы прокуратуры РФ, должно быть принято одно из следующих решений:

- о принятии к рассмотрению;

- о прекращении проверки;

- о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

- о направлении в другие органы;

- о приобщении к ранее поступившей жалобе.

Обращения граждан, решения по которым  не принимали руководители нижестоящих  прокуратур, направляются таким руководителям  для проверки доводов с установлением  контроля либо без него, с одновременным  уведомлением об этом заявителя (п. 3.2 Инструкции).

Согласно Закону о прокуратуре  требования прокурора, вытекающие из его  полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре  предусматривает следующие формы  обращений прокурора (его заместителя):

- протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

- представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

- постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

- предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

В данном случае будут произведены  следующие обращения :

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

- вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

- подлежит безотлагательному рассмотрению;

- конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

- о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

если протест рассматривается  коллегиальным органом, прокурору  сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

- может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

- должно быть мотивировано;

- подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 - 23.76, 29.6 КоАП РФ);

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"