Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Задача № 1. Криминальный суд финского города приговорил российского гражданина Морозова к 3 годам тюремного заключения условно, а так же к штрафу в размере 15 тысяч финских марок за то, что он контрабандным путем ввез в Финляндию 300 бутылок столичной водки в целях ее реализации, использовав служебное положение работника международной связи. Сотрудник почтового вагона российского международного пассажирского поезда Уткин по этому же делу и тем же судом приговорен к штрафу в 160 финских марок. Могут ли быть привлечены к уголовной ответственности и преданы суду эти граждане по возвращению на Родину по российскому законодательству за контрабанду (см. ст.188 УК РФ)?

Содержание работы

ГЛАВА 1. Характеристика общего и специального (экстраординарного) порядка вступления в силу, способы прекращения действия уголовного закона ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. Классификация нормативных правовых актов……………………..5
ГЛАВА 3. Решения задач………………………………………………………12
§ 1. Задача №1……………………………………………………………………12
§ 2. Задача №2……………………………………………………………………13
§ 3. Задача №3……………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

ГЛАВА 1. Характеристика общего и специального    (экстраординарного)  порядка вступления в силу, способы  прекращения действия уголовного закона ……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 2. Классификация нормативных  правовых актов……………………..5

ГЛАВА 3. Решения задач………………………………………………………12

§ 1. Задача №1……………………………………………………………………12

§ 2. Задача №2……………………………………………………………………13

§ 3. Задача №3……………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика общего и специального    (экстраординарного)  порядка вступления в силу, способы прекращения действия уголовного закона

         Порядок и сроки вступления в силу законов установлены в каждом государстве особыми актами. Вступление уголовного закона в силу определяется  Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в  силу  федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14 июня 1994г. Датой принятия Федерального закона, согласно ст. 2 указанного Закона, признается день его принятия Государственной Думой Федерального Собрания РФ в окончательной редакции. В то же время, учитывая положения ч. 3 Конституции РФ о том, что законы подлежат официальному опубликованию и что неопубликованные законы не применяются, следует исходить из положения Федерального закона от 22 октября 1999г. О том, что официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Первой публикацией УК РФ было его опубликование в «Российской газете» 18-20, 25 июня 1996г., поэтому мы называем действующий кодекс Уголовным кодексом 1996г.

Федеральный закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории РФ. При  обычном  порядке Федеральный закон вступает в силу по истечении девяти дней после официального опубликования. При экстраординарном порядке дата вступления закона в силу определяется либо в законе о порядке введения закона  в действие, либо путем  указания в самом законе. Для вступления в силу уголовных законов характерен именно экстраординарный порядок. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996г. УК был введен в действие с 1 января 1997г, т.е спустя семь месяцев после его принятия. Столь продолжительный срок был необходим в связи с тем, что УК представляет собой фундаментальный законодательный акт, усвоение положений которого требует значительного времени. Иным является подход законодателя вступлению в силу небольших по объему федеральных законов о применении и дополнении УК. Такие законы, принимавшиеся в последние годы, содержали указание на их вступление в юридическую силу с момента  официального опубликования, т.е. обычный срок был сокращен. Поскольку эти законы не были  крупными и ознакомление с ними не требовало  значительного времени подобное решение вопроса об их вступлении в действие представляется вполне логичным.

         Действие уголовного закона может  быть прекращено: а) путем отмены  этого уголовного закона; б) путем  замены уголовного закона другим  законом по тому же вопросу; в) при истечении сроков действия закона, если он был издан на ограниченное время; г) в случае прекращения тех отношений, при наличии которых возможно было совершение данного преступления.

Отмена уголовного закона может оформляться: а) путем самостоятельного нормативного акта; б) путем указания на отмену в новом уголовном законе, заменяющем отменный; в) путем издания самостоятельного перечня уголовных законов (и, разумеется, отдельных статей этих законов), утрачивающих силу в связи с изданием нового законодательного акта уголовно правового характера.1

Самым распространенным вариантом  прекращения действия уголовного закона является указание в новом уголовном  законе  или  в законе  о введении в действие вновь принятого уголовного закона на признание предшествующего  закона утратившим силу. Так, в ст. 2 Федерального закона «О введении в  действие Уголовного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 1 января 1997г. Уголовный Кодекс РСФСР.

На первый взгляд кажется, что после того, как старый  закон потерял свою силу, перестал быть обязательным и вступил в силу и стал обязательным новый закон, нет никакой коллизии между законом, утратившим силу, и законом, вступившим в силу, между законом который перестал обязывать, и законом, который обязателен.

Создавая новую правовую норму, новое правило поведения  взамен, старого, государство тем  самым признает, что старое предписание  должного поведения более не соответствует  стоящим перед обществом задачам  и нуждается в замене новым  предписанием. Государство поэтому  заинтересовано в наиболее быстрой  замене старых отношений новыми, старой нормы новой нормой. В большинстве случаев такой переход происходит немедленно или очень быстро, ибо никаких препятствий для этого нет. 2

Опубликование, обнародование  юридического акта, как один из важных моментов в жизни закона, может  совпадать с моментом введения его  в действие. Введение в действие закона также может быть отсрочено  на значительное время с целью  проведения подготовительных мероприятий, ознакомления с новым законом  наиболее широкого круга лиц и  т.д.

 

ГЛАВА 2. Классификация  нормативных правовых актов

  Классификация нормативных  правовых актов может проводиться  по различным основаниям: по юридической  силе, в зависимости от территории  действия, по сфере действия, по  субъектам, по действию актов  во времени и т.д.

    Именно по юридической  силе проводится самая важная  классификация нормативных правовых  актов. По данному основанию  выделяют законы и подзаконные  нормативные акты.

    Закон – это  нормативный правовой акт, принимаемый  в особом порядке по наиболее  важным вопросам общественной  и государственной жизни и  обладающий высшей юридической  силой. 

    Закон имеет  следующие признаки:

1)Закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно,  обладает всеми признаками нормативных   актов, равно как и правовых  актов, в целом.

2) Первичный характер  закона означает, что он исходит   от представительного правотворческого  органа, следовательно, в той или   иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным   по отношению ко всем иным  нормативным актам, равно как   и ко всем прочим правовым  актам; все прочие акты производны  от закона, издаются на его   основе. Первичный характер закона  означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания   для функционирования, наоборот, он  сам является основанием для   всех иных актов и всей юридической   деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая   сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона  означает, что все иные правовые  акты издаются, во-первых, на основе  закона; во-вторых, во исполнение  закона; в-третьих, не могут противоречить   закону. Высшая юридическая сила  закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета, из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти – парламенту.

4) Законы принимаются   в особом порядке, подробно  регламентированном конституцией  и законодательными актами. Соблюдение  процедуры принятия закона - необходимое   условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры  ведет к юридической ничтожности  принятого акта. Порядок принятия  закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается  от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются   высшими представительными (законодательными) органами государства, только  эти органы обладают правом  принимать законы. Этот порядок   должен подчеркнуть значимость  закона, его особую роль и место   в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать  важнейшие общественные отношения.  Все изменчивое, преходящее, не имеющее   конституирующего значения должно  отражаться не в законе, а в   подзаконных актах. К важнейшим   общественным отношениям относятся,  прежде всего, взаимодействие  граждан и органов государства,  полномочия государственных органов,  их классификация и т.д.

    Законы регулируют  наиболее важные общественные  отношения и могут приниматься  лишь органом законодательной  власти или гражданами на референдуме.  Закон призван быть ведущим  источником права в правовом  государстве. Особые свойства  закона позволяют ему быть  демократичным источником права,  выражающим волю и интересы  народа. Именно эти свойства и  обусловливают особую роль закона  в системе нормативных актов.  Закон должен выражать принципы  права, идею приоритета прав  и свобод человека, демократические  начала общественного и государственного  устройства. Правовые законы составляют  основу правового государства.  Поэтому столь важно добиться  реального верховенства закона  в системе правовых актов государства,  сделать закон действительно  ведущим, основным источником  права. Верховенство закона заключается  в том, что: ни один орган  не вправе отменять или изменять  закон; все иные нормативные  правовые акты не должны противоречить  закону; в случае противоречия  действует норма права, закрепленная  в законе.3

    Классификация  законов может проводиться по  различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный  закон, Закон РФ о поправке к Конституции  РФ, федеральный закон, закон субъектов  Федерации);

по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по сроку действия (постоянные законы, временные, чрезвычайные);

по характеру (текущие и чрезвычайные);

по сферам действия (общефедеральные  и региональные);

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и  т.п.);

по значимости содержащихся в них норм (основные, конституционные, органические и обычные);

по кругу лиц (общие и специальные) и т. д.

Рассмотрим некоторые  классификации закона подробнее.

    Классификация  законов РФ в порядке убывания  юридической силы выглядит следующим  образом:

       1)Конституция  (Основной закон) Российской Федерации  является основой всего законодательства  России. Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется тем,  что Конституция принята на  референдуме в результате свободного  волеизъявления всего народа, она  устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и  государственного строя, содержит  перечень основных прав человека  и фиксирует структуру и компетенцию  высших органов государственной  власти и управления. Конституция  принимается, изменяется в результате  соблюдения усложненной процедуры правотворчества. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит учредительный   характер, т.е. устанавливает основы  регулирования общественных отношений,  основы государственного, общественного   строя. Положения Конституции   находят свое развитие в отраслевом  законодательстве.

- Конституция закрепляет  иерархию нормативно-правовых актов,  их соподчиненность, юридическую   силу того или иного акта.

    Общая характеристика  Конституции РФ:

основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;

закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок  их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов  государственной власти с местным  самоуправлением;

закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ  является единой в политическом отношении  государственно-правовой и международно-правовой личностью;

способ формализации государственного строя России путем закрепления  его фундаментальных основ. Она  определяет основные ценности государства  и общества и порядок их государственной  защиты;

закон, устанавливающий пределы  государственной власти посредством  закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений  личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;

способ закрепления и  выражения высших правовых норм.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"