Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и способы воспрепятствования осуществлению законной предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности как объект уголовного права.

Файлы: 1 файл

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 26.40 Кб (Скачать файл)

1-й ВОПРОС: Понятие  и способы воспрепятствования  осуществлению законной предпринимательской  и иной экономической деятельности.

 

Статья 169 УК предусматривает  уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или  иной деятельности. Законное предпринимательство  и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе  выбора вида предпринимательской или  иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его  организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости  при распоряжении прибылью и самое  главное — обязательности государственной  регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий  регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конституционное  право граждан на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.

 

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации: в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального  предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных  законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  с изм. на 23.12.20031; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» с изм. на 08.12.20032; «О банках и банковской деятельности» в  ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ, с изм. на23.12.20033.

Государственная регистрация  — это акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в  единые государственные реестры  сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридического лица, о  приобретении физическим лицом статуса  индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской  деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию  осуществляет федеральный орган  исполнительной власти — регистрационные  палаты, имеющие свои отделения в  субъектах Федерации и регистраторов  при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций  проводит Центральный банк России и  его отделения. Все виды экономической  деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации  в Государственной регистрационной  палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной  регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий  перечень документов, необходимых для  регистрации юридического лица и  индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной  Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи  заявителей должны быть нотариально  заверены.

 Кроме того, для регистрации  юридического лица должны быть  представлены: документ, подтверждающий  оплату (не менее 50%) уставного  капитала (уставного фонда, складочного  капитала, паевых взносов), решение  о создании юридического лица  в виде протокола, договора  или иного документа, устав  организации с указанием организационно-правовой  формы этой организации, вида  экономической деятельности, руководящего  органа и юридического адреса.

Перечень документов, необходимых  для регистрации индивидуального  предпринимателя, расширен по сравнению  с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента. Кроме  заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного  документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места  жительства. Для несовершеннолетнего  заявителя нужно представить  нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской  деятельности либо копию свидетельства  о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью  дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  регистрирующий орган не вправе требовать  представления других документов, кроме  документов, установленных названным  Законом. В течение установленных  сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в  единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство  или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием  мотивов и доводится до сведения заявителя.

 

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных  документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право  иностранного гражданина или лица без  гражданства проживания на территории России: в) если не утратила силу более  ранняя регистрация; г) не истек срок со дня принятия судом решения  о признании предпринимателя  несостоятельным (банкротом) в связи  с невозможностью удовлетворить  требования кредиторов, связанные с  ранее осуществлявшейся экономической  деятельностью; д) при наличии решения  суда о прекращении предпринимательской  деятельности в принудительном порядке: е) если не истек срок, на который  лицо было лишено права по приговору  суда заниматься предпринимательской  деятельностью. Отказ в регистрации  по другим основаниям не допускается  и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации  индивидуального предпринимателя  или юридического лица — это скрытая  форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может  выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация  должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня  представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают  точные сроки: для регистрации предприятий  с иностранными инвестициями — в  течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ России не более чем  в течение 6 месяцев. В течение  этих сроков уполномоченные должностные  лица должны выдать регистрационные  свидетельства заинтересованным лицам  или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при  отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Неправомерный отказ в  выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании  выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании  специального разрешения (лицензии). В  целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливается единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для  осуществления отдельных видов  деятельности.

 Вопросы лицензирования  регулируются Федеральным законом  от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»  с изм. на 11.03.20031.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство  РФ уполномочено определить федеральные  органы исполнительной власти, утвердить  положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг  и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Порядок лицензирования отдельных  видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным  законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с изм. на 26.11.98 № 182-ФЗ2, постановлениями  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 143.

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с  указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, место его  нахождения и вида деятельности, которую  соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в заявлении  указывает данные основного документа, удостоверяющего его личность и  вид деятельности. К заявлению  прилагаются копии учредительных  документов юридического лица, свидетельства  о регистрации, а также о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом  органе и квитанция об уплате регистрационного сбора. Не допускается требовать  представления документов, не предусмотренных  законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном  реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления  заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых  документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания  для отказа: а) представление недостоверных  или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине  отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и  может быть основанием привлечения  должностного лица к уголовной ответственности  по ст. 169 УК (по признакам третьей  формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных  разрешений и является пассивной  формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной  ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя  или юридического лица в зависимости  от организационно-правовой формы. Никакое  должностное лицо не имеет права  ограничить права и законные интересы индивидуального предпринимателя  или юридического лица, если это  ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и  свободы человека и гражданина могут  быть ограничены только федеральным  законом и только в той мере, в какой это необходимо для  защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и  безопасности государства, а также  прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения  права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости  от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение  этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности  либо иное незаконное вмешательство  в деятельность индивидуального  предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал  предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую  деятельность со стороны государственных  органов и должностных лиц  возможно только в случаях нарушения  правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность  общества. Вмешательство возможно также  в целях ограничения монополизма  и недобросовестной конкуренции. В  иных случаях вмешательство в  деятельность индивидуального предпринимателя  или юридического лица будут признаны неправомерными. Поэтому, например, навязывание  условий договора, принуждение к  соучреди-тельс!ву. расходованию прибыли  на государственные нужды (например, на проведение избирательной кампании), установление запретов на вывоз или  ввоз конкретных продуктов и товаров  — все это будет незаконным вмешательством в предпринимательскую  деятельность.

При характеристике объективной  стороны указывается дополнительный признак — способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего  регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с  момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"