1-й ВОПРОС: Понятие
и способы воспрепятствования
осуществлению законной предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Статья 169 УК предусматривает
уголовную ответственность за воспрепятствование
законной предпринимательской или
иной деятельности. Законное предпринимательство
и иная экономическая деятельность
основывается не только на свободе
выбора вида предпринимательской или
иной экономической деятельности, не
запрещенной законом, выбора его
организационно-правовой формы, реализации
продукта своей деятельности, независимости
при распоряжении прибылью и самое
главное — обязательности государственной
регистрации и соблюдении нормативно
установленного порядка и условий
регистрации.
Дополнительным объектом
преступления является конституционное
право граждан на свободное использование
своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической
деятельности.
Объективная сторона характеризуется
воспрепятствованием законной предпринимательской
и иной экономической деятельности. Воспрепятствование
означает создание каких-либо препятствий,
помех или создание таких условий, при
которых предпринимательская деятельность
становится невозможной или она существенно
ограничивается. Воспрепятствование может
совершаться как действием, так и бездействием
и проявляться в шести формах преступной
деятельности: а) неправомерный отказ
в регистрации индивидуального предпринимателя
или юридического лица; б) уклонение от
их регистрации: в) неправомерный отказ
в выдаче специального разрешения (лицензии)
на осуществление определенной деятельности;
г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение
прав и законных интересов индивидуального
предпринимателя или юридического лица
в зависимости от организационно-правовой
формы; е) ограничение самостоятельности
или иное вмешательство в деятельность
индивидуального предпринимателя или
юридического лица. Неправомерный отказ
в регистрации индивидуального предпринимателя
или юридического лица выражается в открытом
нежелании уполномоченного лица провести
регистрацию, несмотря на то что все основания
для данной регистрации имеются.
Регистрация индивидуального
предпринимателя или юридического
лица осуществляется на основании федеральных
законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»
с изм. на 23.12.20031; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об
иностранных инвестициях в Российской
Федерации» с изм. на 08.12.20032; «О банках
и банковской деятельности» в
ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ,
с изм. на23.12.20033.
Государственная регистрация
— это акт уполномоченного
федерального органа исполнительной власти,
осуществляемый путем внесения в
единые государственные реестры
сведений о создании, реорганизации
и ликвидации юридического лица, о
приобретении физическим лицом статуса
индивидуального предпринимателя,
о прекращении предпринимательской
деятельности, а также при внесении
изменений в учредительные документы.
Государственные реестры являются федеральными
информационными ресурсами.
Государственную регистрацию
осуществляет федеральный орган
исполнительной власти — регистрационные
палаты, имеющие свои отделения в
субъектах Федерации и регистраторов
при органах власти местного самоуправления
в городах, районах, населенных пунктах.
Регистрацию кредитных организаций
проводит Центральный банк России и
его отделения. Все виды экономической
деятельности, связанные с иностранными
инвестициями, подлежат регистрации
в Государственной регистрационной
палате при Правительстве РФ.
Новый закон о государственной
регистрации устанавливает единый
порядок регистрации для юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
(ранее для индивидуальных предпринимателей
был упрощенный порядок).
Законы определяют исчерпывающий
перечень документов, необходимых для
регистрации юридического лица и
индивидуального предпринимателя.
Соискатели подают в регистрирующий
орган заявление по форме, установленной
Правительством РФ, и квитанцию об
уплате регистрационного сбора. Подписи
заявителей должны быть нотариально
заверены.
Кроме того, для регистрации
юридического лица должны быть
представлены: документ, подтверждающий
оплату (не менее 50%) уставного
капитала (уставного фонда, складочного
капитала, паевых взносов), решение
о создании юридического лица
в виде протокола, договора
или иного документа, устав
организации с указанием организационно-правовой
формы этой организации, вида
экономической деятельности, руководящего
органа и юридического адреса.
Перечень документов, необходимых
для регистрации индивидуального
предпринимателя, расширен по сравнению
с ранее действовавшим порядком,
установленным Указом Президента. Кроме
заявления и квитанции об оплате
регистрационного сбора, соискатель представляет
копию (нотариально заверенную) основного
документа, удостоверяющего личность,
с обязательным указанием гражданства,
даты и места рождения, адреса места
жительства. Для несовершеннолетнего
заявителя нужно представить
нотариально заверенное согласие родителей,
усыновителей или попечителей на
осуществление предпринимательской
деятельности либо копию свидетельства
о браке, либо копию решения суда
об объявлении физического лица полностью
дееспособным. В соответствии с п.
4 ст. 9 Федерального закона «О государственной
регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»
регистрирующий орган не вправе требовать
представления других документов, кроме
документов, установленных названным
Законом. В течение установленных
сроков регистрирующий орган обязан
принять решение о регистрации,
внести соответствующую запись в
единый государственный реестр, выдать
бессрочное регистрационное свидетельство
или вынести решение об отказе
в регистрации. Отказ имеет письменную
форму, с обязательным указанием
мотивов и доводится до сведения
заявителя.
Отказ в регистрации возможен
по основаниям, указанным в законе:
а) в случае представления недостоверных
документов; б) если истек срок действия
документа, подтверждающего право
иностранного гражданина или лица без
гражданства проживания на территории
России: в) если не утратила силу более
ранняя регистрация; г) не истек срок
со дня принятия судом решения
о признании предпринимателя
несостоятельным (банкротом) в связи
с невозможностью удовлетворить
требования кредиторов, связанные с
ранее осуществлявшейся экономической
деятельностью; д) при наличии решения
суда о прекращении предпринимательской
деятельности в принудительном порядке:
е) если не истек срок, на который
лицо было лишено права по приговору
суда заниматься предпринимательской
деятельностью. Отказ в регистрации
по другим основаниям не допускается
и образует признаки преступления,
предусмотренного ст. 169 УК, в первой
форме.
Уклонение от регистрации
индивидуального предпринимателя
или юридического лица — это скрытая
форма воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности.
В отличие от отказа в регистрации,
который носит официальный характер,
уклонение от регистрации может
выражаться под различными предлогами
в неоднократном непринятии документов,
в сознательном нарушении сроков
регистрации. Государственная регистрация
должна быть осуществлена в срок не
более чем 5 рабочих дней со дня
представления документов в регистрирующий
орган. Другие законы тоже устанавливают
точные сроки: для регистрации предприятий
с иностранными инвестициями — в
течение 21 дня, а заявление об учреждении
кредитной организации должно быть
рассмотрено ЦБ России не более чем
в течение 6 месяцев. В течение
этих сроков уполномоченные должностные
лица должны выдать регистрационные
свидетельства заинтересованным лицам
или уведомить их об отказе в регистрации.
Умышленное затягивание сроков выдачи
регистрационного свидетельства, при
отсутствии уважительных причин, образует
признаки преступления во второй форме.
Неправомерный отказ в
выдаче специального разрешения (лицензии)
на осуществление определенной деятельности
выражается в открытом нежелании
выдать лицензию на законных основаниях.
Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными
видами экономической деятельности
можно заниматься только на основании
специального разрешения (лицензии). В
целях обеспечения единства экономического
пространства на территории Российской
Федерации устанавливается единый
перечень лицензируемых видов деятельности,
единый порядок процесса лицензирования,
единые требования и условия для
осуществления отдельных видов
деятельности.
Вопросы лицензирования
регулируются Федеральным законом
от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
с изм. на 11.03.20031.
Лицензирование осуществляют
федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов Федерации. Правительство
РФ уполномочено определить федеральные
органы исполнительной власти, утвердить
положения о лицензировании конкретных
видов деятельности, работ и услуг
и выделить виды деятельности, лицензирование
которых осуществляют органы исполнительной
власти субъектов Федерации.
Порядок лицензирования отдельных
видов профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг Российской
Федерации установлен Федеральным
законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных
бумаг» с изм. на 26.11.98 № 182-ФЗ2, постановлениями
Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 143.
Закон определяет перечень
документов, которые соискатель лицензии
должен представить: заявление с
указанием наименования и организационно-правовой
формы юридического лица, место его
нахождения и вида деятельности, которую
соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный
предприниматель в заявлении
указывает данные основного документа,
удостоверяющего его личность и
вид деятельности. К заявлению
прилагаются копии учредительных
документов юридического лица, свидетельства
о регистрации, а также о постановке
соискателя лицензии на учет в налоговом
органе и квитанция об уплате регистрационного
сбора. Не допускается требовать
представления документов, не предусмотренных
законом.
Лицензирующий орган обязан
принять решение о выдаче лицензии
и сделать запись в государственном
реестре или об отказе в срок,
не превышающий 60 дней со дня поступления
заявления о предоставлении лицензии
с приложением всех необходимых
документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности»).
Закон называет только два основания
для отказа: а) представление недостоверных
или искаженных сведений; б) если объекты,
принадлежащие или используемые
соискателями, не соответствуют лицензионным
требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического,
гигиенического или противопожарного
характера). Отказ в выдаче лицензии
по другим основаниям (например, по причине
отсутствия средств для проведения
экспертизы) является незаконным и
может быть основанием привлечения
должностного лица к уголовной ответственности
по ст. 169 УК (по признакам третьей
формы преступной деятельности).
Уклонение от выдачи лицензии
выражается в затягивании сроков
(свыше 60 дней) оформления специальных
разрешений и является пассивной
формой неправомерного отказа, например
выдача лицензии откладывается на неопределенное
время под предлогом временной
ненужности конкретного вида деятельности
в данной местности.
Ограничение прав и законных
интересов индивидуального предпринимателя
или юридического лица в зависимости
от организационно-правовой формы. Никакое
должностное лицо не имеет права
ограничить права и законные интересы
индивидуального предпринимателя
или юридического лица, если это
ограничение не установлено законом
(ст. 55 Конституции РФ). Права и
свободы человека и гражданина могут
быть ограничены только федеральным
законом и только в той мере,
в какой это необходимо для
защиты основ конституционного строя,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства, а также
прав и законных интересов других
лиц. Никакие другие ограничения
права на предпринимательскую деятельность,
в том числе в зависимости
от ее организационно-правовой формы,
недопустимы. Поэтому предоставление
каких-либо льгот или установление
преимуществ, например, акционерному обществу
(выдача лицензии, предоставление кредитов
на льготных условиях) и лишение
этих преимуществ муниципального унитарного
предприятия образуют признаки данной
преступной деятельности.
Ограничение самостоятельности
либо иное незаконное вмешательство
в деятельность индивидуального
предпринимателя или юридического
лица является нарушением основных начал
предпринимательской деятельности:
самостоятельности и независимости.
Вмешательство в предпринимательскую
деятельность со стороны государственных
органов и должностных лиц
возможно только в случаях нарушения
правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических
правил, техники безопасности и других
правил, обеспечивающих жизнедеятельность
общества. Вмешательство возможно также
в целях ограничения монополизма
и недобросовестной конкуренции. В
иных случаях вмешательство в
деятельность индивидуального предпринимателя
или юридического лица будут признаны
неправомерными. Поэтому, например, навязывание
условий договора, принуждение к
соучреди-тельс!ву. расходованию прибыли
на государственные нужды (например,
на проведение избирательной кампании),
установление запретов на вывоз или
ввоз конкретных продуктов и товаров
— все это будет незаконным
вмешательством в предпринимательскую
деятельность.
При характеристике объективной
стороны указывается дополнительный
признак — способ: с использованием
служебного положения лица, осуществляющего
регистрацию субъектов предпринимательства,
выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего
с предпринимательством в иных формах.
По конструкции состав,
предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный.
Преступление признается оконченным с
момента выполнения деяния хотя бы
в одной из перечисленных форм
преступной деятельности.