Коррупционные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Тема коррупции в современном мире принимает масштаб огромной проблемы. Однако, ни для кого не секрет, что это явление не просто связанно с жизнью, а коррупция – исторически сложившаяся, неотъемлемая деталь нашей жизни. Но это не значит, что это норма.
В своей работе я определю понятие коррупционных преступлений, определю виды коррупции и выделю ее оценку вреда. Во второй основной части реферата я расскажу о детерминантах преступности, приведу статистические данные. И в конце, я подведу итоги в заключении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие, виды и оценка вреда от коррупционных преступлений …..4
1.1. Понятие коррупционных преступлений и виды коррупции…….4
1.2. Оценка вреда от коррупционных преступлений…………………6
Глава II. Коррупционные преступления и их криминологическая характеристика. Детерминанты коррупции…………………………………..7
2.1. Коррупционные преступления и их криминологическая характеристика…………………………………………………………………..7
2.2. Детерминанты коррупции…………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Существование недостатков социального контроля – результат крупных просчетов  в управлении делами государства  и общества, в формировании экономических  и организационно-правовых основ  функционирования государственной  и иной службы, в распространении  психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств  обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

Важная  особенность коррупции - своеобразие  субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные  и негосударственные служащие, а  с другой - любые физические и  юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:

  1. коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;
  2. группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;
  3. группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция  преимущественно развивается на основе существующих государственных  и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков  по разным уровням власти свидетельствует  о лидерстве в этом отношении  муниципального уровня, держащего три  четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

О большой  пораженности коррупцией российского  чиновничества говорит и структура  привлекаемых к ответственности  коррумпированных лиц: 40% - государственные  чиновники разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3 - 4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7 - 8% - прочие лица.3

Результаты  опроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% - бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.

Постоянный  рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Своеобразной  чертой коррупции является разнообразие предметов купли-продажи в коррупционных  деяниях и их различие для коррупционера  и корруптера при их общей корыстной мотивации либо иной личной заинтересованности.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими  вознаграждения составляют деньги; 22% - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических  поездок, выплата гонораров, издание  художественного произведения от имени  коррупционера и т.п.); около 8% - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении  кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества  и т.п.).

В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать  материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, они  выводят физических и юридических  лиц, действующих в нарушение  установленных правил, совершающих  правонарушения, из-под социального  контроля; приобретают возможность  поддержки и активного лоббирования подкупленным лицом своих интересов; получают необходимую информацию; устраняют  препятствия в своей зачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставления коррупционерами  и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В качестве нематериальных благ корруптеры нередко  обеспечивают и свою правомерную  деятельность, защиту охраняемых законом  жизни, здоровья, чести, доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права на имя, право авторства  и т.п.

Особенностью  современной коррупции являются ее широкое распространение в  стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более  половины российских граждан считают  коррупцию одной из главных проблем  страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно.

Особенностями коррупционной преступности являются:

1)   непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

2) специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

3) использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

4) наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;

5) относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

6) несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

7) тесная связь с организованной преступностью, представители которой выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

8) повышенная общественная опасность.

 

2.2. Детерминанты  коррупции. 

Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и иные виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее детерминирующих и определяющих ее динамику, которые вряд ли возможно как-то ранжировать, определить их большую или меньшую значимость.4

Причины, порождающие в странах находящихся  на этапе демократических и экономических  реформ, условно можно подразделить на три группы: экономические, правовые и социально-нравственные.

Среди указанных  групп на первое место следует  поставить экономические причины. Именно экономическая, материальная выгода зачастую рассматривается обязательной составляющей такого вида правонарушения как коррупция. По мнению ряда ученых, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и должностной авторитет  в корыстных целях для личного обогащения. По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут быть объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.

К экономической  группе причин, порождающих коррупцию, следует отнести:

  1. крайне низкие зарплаты государственных служащих;
  2. сложную систему прохождения разрешительных процедур;
  3. отсутствие прозрачности тендеров и нежелание или боязнь бизнесменов добиваться их прозрачности;
  4. неисполнение существующего законодательства в сфере налогов и отсутствие общественного контроля в данной области правонарушений.

Среди причин касающихся государственно-правового регулирования, отмечают:

  1. несовершенство законов;
  2. общую слабость органов государственной власти;
  3. попустительство властей по отношению к коррупции;
  4. круговую поруку чиновников;
  5. неэффективность механизмов защиты государственной власти от коррупции.

В числе  социально-нравственных причин можно  выделить:

  1. традиционный для нашей страны способ решения проблем;
  2. круговую поруку взяткодателей и взяткополучателей;
  3. правовую неграмотность населения;
  4. преступное бездействие и нежелание граждан отстаивать свои права, а нередко и невозможность их реальной защиты при круговой поруке, царящей в государственных структурах.5

Важной  причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, не смотря на обилие широковещательных  программ и заявлений по данному  поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов  юстиции и других центральных  органов, то грустная правда состоит  в том, что эти организации  составляют звено в общей цепочке  коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников.

Детерминанты  коррупции охватывают разнообразные  факторы, одни из которых коренятся  в особенностях российской государственности, историческом наследии и национальных традициях; иные вызваны ошибками и  просчетами в сфере государственного строительства; другие порождены несовершенством  законодательства, правоприменительной  практики, неэффективностью работы правоохранительных органов и т.д. Многие из них носят объективный характер, но некоторые - субъективный, искусственно создаются и поддерживаются государственными чиновниками-бюрократами в целях, как я выделял выше, извлечения собственной выгоды.

Заключение:

По итогам проведенной мной работы, можно сделать  следующие выводы:

  1. В общепринятом понимании, коррупция - социальное явление, характеризующимся подкупом, т.е. продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
  2. Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.
  3. В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание, и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

 

Победить коррупцию трудно, но можно, по крайней мере, в наших силах  снизить уровень до определенного  минимума. Действовать следует общими усилиями власти, бизнеса и общества, причем одновременно на всех стратегических направлениях, усиливая ответственность, совершенствуя управление, предотвращая коррупцию и повышая правовую и нравственную культуру граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  источников:

  1. Бурлаков В.Н. Криминология. – СПб. 2005. – 592 с.
  2. Понятие и криминологическая характеристика коррупционных преступлений / Статья. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-207102.html#_ftn29 – 2011 год.
  3. Юридический портал/ Криминологическая характеристика коррупции /  URL: http://lawtoday.ru/razdel/biblo/krimnalogiya/055.php
  4. Понятия и признаки коррупционных преступлений / Статья. URL: http://otherreferats.allbest.ru/law/00171750_0.html
  5. Коррупция / Статья. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция.

 

1 http://www.dp.ru/a/2010/11/02/Kazhdij_peterburgskij_chino/

2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция

3 http://lawtoday.ru/razdel/biblo/krimnalogiya/055.php

4 Бурлаков В.Н. Криминология.

5 Чумаков А. Антикоррупционная политика России и ее приоритеты .Закон и право.

 


Информация о работе Коррупционные преступления