Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:17, реферат

Описание работы

Экономические отношения являются важнейшим элементом развития государства и общества. Без нормального функционирования экономических механизмов государства нарушаются связи между участниками этих отношений, поэтому одним из направлений деятельности государства является регулирование экономики.
Экономическая политика государства тесно связана с политическим строем государства. Уголовно-правовое воздействие на экономику является одним из случаев государственно-правового воздействия. Уголовная ответственность устанавливается за те деяния, которые могут нанести существенный вред существующим в государстве наиболее значимым экономическим отношениям.

Файлы: 1 файл

Легализация.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,

добытых преступным путем.

Экономические отношения  являются важнейшим элементом развития государства и общества. Без нормального  функционирования экономических механизмов государства нарушаются связи между участниками этих отношений, поэтому одним из направлений деятельности государства является регулирование экономики.

Экономическая политика государства тесно связана с политическим строем государства. Уголовно-правовое воздействие на экономику является одним из случаев государственно-правового воздействия. Уголовная ответственность устанавливается за те деяния, которые могут нанести существенный вред существующим в государстве наиболее значимым экономическим отношениям.

В УК РФ преступлениям  в сфере экономической деятельности посвящена глава 22.

 Одним из преступлений, нарушающих общественные отношения, обеспечивающие интересы РФ как гаранта проведения экономической политики, является легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ).

Практика отмывания  денег возникла в России в связи  с переходом к рыночной экономике, в период приватизации государственного имущества в 90-х годах. Наибольшее количество преступлений совершалось  с оборотом сырьевых ресурсов, золота, алмазов.

 Банки в условиях  свободной экономики, наличии  пробелов в организации банковской  деятельности и экономического  кризиса 1998 г. было выгодно  работать с крупными капиталами, независимо от источников их  происхождения.

Преступления, связанные с отмыванием средств, совершаются для последующего использования легализованных средств в предпринимательской и иной экономической деятельности для получения прибыли.

Впервые состав легализации  преступных денежных средств был закреплен в УК РФ от 1996 г. 

В настоящее время отмыванию денежных средств в УК РФ посвящены две статьи – 174 и 174.1.

Общественная опасность легализации денежных средств и иного имущества повышается по сравнению с иными преступлениями в сфере экономической деятельности в связи с тем, что данное преступление не только позволяет ввести в гражданский оборот имущество, добытое преступным путем, но и создать видимость законного происхождения данного имуущества.

В.Б. Букарев, Ю.В. Трунцевский  и Н.А. Шулепов выделяют следующие основные угрозы экономической безопасности, связанные с отмыванием денежных средств и иного имущества, которые вызывают озабоченность международного сообщества:

- дестабилизация рыночной  экономической деятельности;

- финансирование терроризма;

- разрастание масштабов коррупции;

- дестабилизация денежно-кредитной  системы, особенно в части деятельности  международных финансовых институтов;

- девальвация общественных  устоев <1>.

--------------------------------

<1> Букарев В.Б., Трунцевский  Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. М., 2007.

 

Исходя из данного обстоятельства, борьба с легализацией ведется с помощью международно-правовых средств.

По данным преступлениям  принят ряд международных договоров, в том числе: Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а также Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.

Основным российским актом в области борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных преступных путем, является Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

В статье 3 Закона легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК Российской Федерации.

К мерам, направленным на противодействие  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем статья 4 ФЗ относит:

организацию и осуществление внутреннего  контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Под объектом преступления в доктрине советского, а ныне и российского  уголовного права традиционно понимаются общественные отношения, охраняемые уголовным  законом.

Относительно вопроса о непосредственном объекте преступления в литературе нет единого понимания.

Н.А. Лопашенко считает, что непосредственным объектом преступления являются общественные экономические отношения, соответствующие  принципу запрета заведомо криминальных форм поведения.

А.В. Бриллиантов описывает объект преступления, как установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В.М. Алиев и И.Л. Третьяков считают, что основным непосредственным объектом легализации являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской и иной экономической деятельности. Дополнительным непосредственным объектом, по их мнению, выступают интересы правосудия.

Представляется, что наиболее удачной явлется формулировка объекта преступлений в сфере легализации доходов Б.В. Волженкина. По его мнению, это «охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Иначе говоря, таким объектом является установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг» <2>.

--------------------------------

<2> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 54.

 

Таким образом, вопрос об объекте отмывания преступных доходов в настоящее время крайне неоднозначен и является предметом для научной дискуссии.

Рассматривая вопрос о предмете преступления, необходимо отметить, что в УК РФ он определен как денежные средства или иное имущество, заведомо приобретенные другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ) или приобретенные лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ) .

Предметом могут выступать денежные средства и иное имущество. Денежные средства - это наличные или безналичные деньги в российской или иностранной валюте. Иное имущество - это движимые и недвижимые вещи (статья 130 ГК РФ), имущественные права, ценные бумаги (статья 142 ГК РФ).

Однако указание на денежные средства как на предмет преступления излишне и не требует уточнения поскольку, согласно части 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, деньги являются движимым имуществом.

 Деньги и иное  имущество должны быть приобретены преступным путем, следовательно, в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 - 199.2 УК РФ.

Также обязательным условием статьи 174 является совершение первоначального преступления другими лицами, а статья 174.1 УК РФ предусматривает, что первоначальное преступление должно совершаться лицом, которое легализует денежные средства.

Объективная сторона легализации определена в УК РФ представляет собой «совершение финансовых операций и других сделок» с денежными средствами и иным имуществом.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» <3> под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.

--------------------------------

<3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1.

 

Некоторые ученые, например Коростелев С.Ю., отмечают неприятие термина «финансовая операция», так как ни в гражданском, ни в финансовом законодательстве нет определения такого понятия <4>.

--------------------------------

<4> Коростелев С.Ю. Указ. соч. С. 8.

 

Финансовыми могут быть операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме: снятие со счета денежных средств, размещение денежных средств во вклад (на депозит), их перевод.

Понятие сделки содержится в российском гражданском праве: сделки - это действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

 Однако понятия «финансовые операции» и «сделки» лежат в разных плоскостях, поскольку «сделка» является правовым термином, а «финансовая операция» - термин экономический. В рамках одной сделки может иметь место совершение как одной, так и нескольких финансовых операций, но сами финансовые операции не рассматриваются как сделки, поэтому использование в УК РФ данных терминов как общего и частного является неприемлемым.

Некоторые ученые предлагают заменить оба использованных в диспозиции термина на более общий – «действия» <5> и сформулировать характеристику объективной стороны как «совершение действия с доходами, полученными преступным путем...» <6>.

--------------------------------

<5> См.: Коростелев С.Ю. Указ. соч. С. 8.

<6> Давыдов В.С. Указ. соч. С. 9.

 

Субъективная сторона  легализации представляет собой прямой умысел с учетом указания в диспозиции части 1 статьи 174, части 1 статьи 174.1 УК РФ на наличие специальной цели (придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными средствами и иным имуществом, добытым преступным путем).

Субъектом преступления по статье 174 УК РФ выступает любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, обладающее одним отличительным признаком: оно никак не участвовало в совершении преступления, ставшего источником легализуемого преступного дохода, в отличие от статьи 174.1 УК РФ, где субъектом преступления является лицо совершившее преступление, вследствие которого происходит отмывание имущества или денежных средств.

 

Приложения

Таблица 1

 

Число преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ,

зарегистрированных в  городах и поселках городского типа

в Российской Федерации (2002 - 2006 гг.)

 

N   
п/п

Годы     

2002

2003

2004

2005

2006

1.

Число           
преступлений,   
предусмотренных 
ст. 174 УК РФ,  
зарегистри-     
рованных        
в городах и     
поселках        
городского типа 
РФ            

1034

443

231

412

567


 

Таблица 2

 

Число преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ,

зарегистрированных в сельской местности

в Российской Федерации  в 2002 - 2006 гг.

 

N   
п/п

Годы     

2002

2003

2004

2005

2006

1.

Число           
преступлений,   
предусмотренных 
ст. 174 УК РФ,  
зарегистри-     
рованных        
в сельской      
местности РФ  

95

45

40

112

64


 

Из таблиц 1 и 2 видно, что подавляющее количество фактов преступного отмывания "грязных" денег было зарегистрировано в городской местности. Причем здесь наблюдалась тенденция к постепенному росту количества рассматриваемых преступных деяний.

 

Таблица 3

 

Общее количество выявленных лиц, совершивших

Информация о работе Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем