Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

В последнее десятилетие криминогенная обстановка в обществе резко ухудшилась. Преступность, являясь дестабилизирующим фактором общественного развития, обнаружила тенденцию к интенсивному росту. Ее масштабы стали представлять реальную угрозу национальной безопасности. Причиной тому послужил всесторонний (политический, социально-экономический, идеологический, социокультурный, экологи-ческий) кризис, который неизбежно инициировал рост преступного поведения всех возрастных категорий, не оставив в стороне и наименее защищенных - детей и подростков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Психологические особенности формирования личности
несовершеннолетнего преступника…………………………………4
1.1 Проблема несовершеннолетних в юридической психологии……4
1.2 Социопсихологические особенности подросткового возраста
как причины нарушения поведения…………………………………6
Глава II.Причины и профилактика преступности среди
несовершеннолетних………………………………………………10
2.1 Социальные факторы, влияющие на рост преступности среди
несовершеннолетних………………………………………………10
2.2 Профилактика преступности несовершеннолетних……………..15
Заключение……………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей..docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I. Психологические особенности формирования личности 

              несовершеннолетнего преступника…………………………………4

       1.1 Проблема несовершеннолетних в юридической   психологии……4                    

       1.2 Социопсихологические особенности подросткового возраста

              как причины нарушения поведения…………………………………6

Глава II.Причины и профилактика преступности среди

               несовершеннолетних………………………………………………10

       2.1 Социальные факторы, влияющие на рост преступности среди

               несовершеннолетних………………………………………………10

      2.2 Профилактика преступности несовершеннолетних……………..15

Заключение……………………………………………………………………19

Литература……………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее десятилетие криминогенная обстановка в обществе резко ухудшилась. Преступность, являясь дестабилизирующим фактором общественного развития, обнаружила тенденцию к интенсивному росту. Ее масштабы стали представлять реальную угрозу национальной безопасности. Причиной тому послужил всесторонний (политический, социально-экономический, идеологический, социокультурный, экологи-ческий) кризис, который неизбежно инициировал рост преступного поведения всех возрастных категорий, не оставив в стороне и наименее защищенных - детей и подростков.

В условиях российской действительности преступность несовер-шеннолетних стала представлять, пожалуй, самую серьезную проблему. Известно, что ее состояние и тенденции - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Однако число несовершеннолетних, совершающих преступления, год от года растет. По сравнению с предшествующими десятилетиями неуклонно растет и доля совершаемых преступлений, относящихся к категории тяжких. Этот рост, за некоторым исключением, зафиксирован во всех регионах России. По данным уголовной статистики, каждый десятый преступник по стране - это подросток.

Претерпела кардинальные изменения и мотивация преступного поведения: возрастает число преступлений, носящих не ситуативный, а предумышленный характер, имеющих не детскую, а взрослую мотивацию - корысть, жестокость, садизм, озлобленную агрессивность. Возрос удельный вес преступных посягательств, сопровождающихся элементами цинизма, дерзости, глумления над людьми, жестокостью Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних./ Под общ.ред. В.П.Сальникова. - Спб.: Фонд «Университет», 2003. - с.3..

 

I. Психологические  особенности формирования личности  несовершеннолетнего преступника

1.1 Проблема несовершеннолетних  в юридической психологии

За совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, формирование которой является результирующей действия целого комплекса криминогенных факторов, имеющих социально-психологическую природу. Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних / Под общ.ред. В.П.Сальникова. - Спб.: Фонд «Университет», 2003. - с.3-4 Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п. Васильев В.Л. Юридическая психология. - Спб.: Питер, 2005 г. - 655 с. Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями, часто выражающимися в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательного досуга. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. - с.33 Также у этих подростков отмечается общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к общественным нормам поведения, культивирование вражды с определенными группами подростков и т.д. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом проявляются в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивным поведением.

К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и достаточно глубокие деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Характеризуя особенности ценностных ориентации, приходится иметь в виду, что так как исследования всегда проводятся после совершения преступлений (чаще всего в процессе исполнения наказания), многие из выявленных дефектов приобретены ими на этом, не самом лучшем для них, этапе формирования личности. В этих условиях очень сложно выделить черты личности, сохранившиеся в неизменном виде с момента предшествовавшего преступлению и черты, ослабленные или усиленные после этого, а также вновь приобретенные.

Эти деформации проявляются как в выборе перспективных и текущих целей, так и в выборе средств достижения целей. Здесь, как правило, имеют место «ножницы», разрыв между известными, одобряемыми в принципе ценностями нашего общества и фактически используемыми ими в повседневном поведении в качестве «руководства к действию» ценностями, ориентированными в основном на требования референтной для них, чаще всего нездоровой в социальном отношении микросреды. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых ценностей. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, потребительства. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески облагораживать их мотивы, искажать оценку поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания или предельного смягчения собственной ответственности. В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если «очень нужно», в том числе, если это требуют интересы группы. Закон рассматривается как совокупность неприемлемых ими запретов, а не как правила одобряемого государством и обществом поведения. Необходимость соблюдения его требований соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной сфере, характерных лицам, совершающим преступления Там же, с.36-38.

1.2 Социопсихологические  особенности подросткового возраста  как причины нарушений поведения

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения -- «пубертатного криза» (Homburger F., 1926) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: «Медицина», 1983 г.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость -- с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими -- с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами -- с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование -- с сухим мудрствованием.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями, часто выражающимися в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательности досуга. Имея в виду особую воспитательно-профилактическую значимость формирования у граждан позитивного отношения к общественно полезной деятельности, криминологи часто и тщательно в последние годы анализировали потребности и интересы несовершеннолетних, проявляющиеся в их отношении к учебе и работе. То, что удалось выявить, свидетельствует о существенных отличиях правонарушителей по этим параметрам от тех, кто преступлений не совершает.

Особенности потребностей, интересов, отношений в сфере ведущей деятельности характерные для несовершеннолетних, совершающих преступления, включают, прежде всего, стойкую утрату связей с учебным либо трудовым коллективами, полное игнорирование ими правовых требований и нравственных оценок. Несмотря на то, что в настоящее время по уровню образования (определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения) отстают от сверстников лишь 5-9% несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше лиц, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, в шесть-семь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентации подростка, такое отношение к учебе существенно затрудняет его социализацию, как и ресоциализацию в процессе исправления и перевоспитания.

В производственной сфере их характеризует отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (т.е. как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоду), отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд.

Как отмечал в своих исследованиях К.Е. Игошев, изученного им контингента преступников не проявляли интерес к общению с членами трудового коллектива, предпочитая контакт со «своей» группой по месту жительства и проведения досуга, а 8% - с соучастниками по преступной деятельности и ранее судимыми лицами. Сходные данные об отношении несовершеннолетних преступников к учебному коллективу приводит В.Ф. Трегубов Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Изательство «Юрлитинформ», 2003. - с.33-34. По его сведениям, семь из каждых десяти таких лиц утратили интерес к нуждам коллектива и чувство стыда за поступки, осуждаемые общественным мнением. По данным Г.М. Миньковского и д.П. Тузова, из числа работающих на момент совершения преступления шесть-семь из каждых десяти подростков характеризовались отчуждением от коллектива, малочувствительностью к осуждению их плохой работы, недисциплинированностью, ориентацией на «свою» группу по месту проведения досуга.

В последние годы стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности у правонарушителей все больше замещается досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких лиц ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофируются потребности и интересы, связанные с погоней за материальными благами, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально-негативной потребности. Соответственно искаженному развитию потребностей развиваются и привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения. Наличие явно выраженных, негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т.п., зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершавших преступления и иные правонарушения. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. - М.: Изательство «Юрлитинформ», 2003. - с.35.

 

 

 

 

 

 

Глава II. Причины и профилактика преступности среди несовер-шеннолетних

2.1 Социальные  факторы, влияющие на рост подростковой  преступности

Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовной сферах общества устранили традиционные формы социального контроля, системы воспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальных средств общеобразовательные, культурно-просветительные и правоохранительные органы, а во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.

Существенно сократилась численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все сильнее сказываются такие факторы как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия на телевидении, свободная продажа спиртных напитков.

Но одна из основных причин возникновения преступности заключается в резком ухудшении социально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.

Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.

Информация о работе Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей