Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:05, реферат
Предложение учредить постоянный международный суд по уголовным делам выдвигалось и после Второй мировой войны. В начале 50-х годов даже появился первый проект Статута Международного Уголовного Суда, однако, главным образом, по политическим причинам работа над ним была прервана.
Проблема создания Международного Уголовного Суда вновь стала актуальной в к. 80-х-нач. 90-х гг. XX в. Международным сообществом была проделана большая работа по созданию выше указанного суда. В итоге процесс рассмотрения данного вопроса завершился Дипломатической конференцией, проведённой под эгидой ООН в Риме в июне-июле 1998 года, где договор об учреждении суда был подвергнут всестороннему обсуждению и представлен на ратификацию государствам-членам ООН.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика Международного уголовного суда………...4
Глава 2. Юрисдикция Международного уголовного суда……………………
Глава 3. Взаимодействие Международного уголовного суда с национальными судами..........................................................................................6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...14
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика Международного уголовного суда………...4
Глава 2. Юрисдикция Международного уголовного суда……………………
Глава 3. Взаимодействие
Международного уголовного суда с национальными
судами........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...14
Введение
На протяжении всего времени существования человечества существовали и войны, конфликты, преступления.
История знает не один десяток жестоких лидеров-предводителей и их приспешников. Стремясь укрепить власть, положение, материальное состояние, свободу, они нередко прибегали к преступным методам и средствам достижения поставленных целей.
Колоссальные человеческие,
природные и ресурсные потери,
а также безнаказанность
Идея создания МУС, в первую очередь, вытекала из существования категории международных преступлений: международное сообщество должно иметь механизм правосудия за серьезные нарушения норм международного права. Помимо доктринальной необходимости, существовала практическая необходимость обеспечить справедливое наказание за наиболее тяжкие нарушения международного права1.
Международный уголовный суд (англ. International Criminal Court или ICC) учрежден в 1998 году на основе Римского статута. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года2.
Однако впервые идея создания международного суда была высказана на Версальской мирной конференции в 1919 году, после Первой мировой войны3.
В результате после ряда международных политических обстоятельств предложение о создании Международного уголовного суда «повисло в воздухе».
Предложение учредить постоянный международный суд по уголовным делам выдвигалось и после Второй мировой войны. В начале 50-х годов даже появился первый проект Статута Международного Уголовного Суда, однако, главным образом, по политическим причинам работа над ним была прервана.
Проблема создания Международного Уголовного Суда вновь стала актуальной в к. 80-х-нач. 90-х гг. XX в. Международным сообществом была проделана большая работа по созданию выше указанного суда. В итоге процесс рассмотрения данного вопроса завершился Дипломатической конференцией, проведённой под эгидой ООН в Риме в июне-июле 1998 года, где договор об учреждении суда был подвергнут всестороннему обсуждению и представлен на ратификацию государствам-членам ООН.
Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12). Вместе с тем по настоянию некоторых западных государств, войска которых расположены на территории других государств, в Статут было включено "переходное положение" (ст. 124). Согласно этому положению государство, становясь участником Статута, может заявить, что в течение семилетнего периода после вступления Статута для него в силу оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных преступлений, совершенных его гражданами или на его территории4.
Глава 1. Краткая характеристика Международного уголовного суда.
Международный уголовный суд — является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте <…>5.
Суд является самостоятельным международным органом. Он обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей. Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства6.
Таким образом,
в компетенцию Суда входят только
преступления, которые были совершены
либо на территории государства-участника,
либо гражданином государства-
Однако у этого принципа есть одно исключение: Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС7.
Суд не может автоматически
а) ситуация, при которой были совершены
одно или несколько преступлений, передается
прокурору МУС государством-участником;
б) прокурор МУС начал расследование по
собственной инициативе.
Глава 2. Юрисдикция Международного уголовного суда.
Юрисдикция Суда тщательно сформулирована в части 2 Римского Статута. Она ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
a) преступление геноцида;
b) преступления против человечности;
c) военные преступления;
d) преступление агрессии.
В статьях 6-8 Статута даны развернутые составы преступлений. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они совершены "в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любых гражданских лиц", а военные преступления - "если совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений".
К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом подчеркивается, что это положение не затрагивает ответственность правительства за поддержание или восстановление права и порядка в государстве или за защиту единства и целостности государства всеми законными средствами (ч. 3 ст. 8).
Суд наделен правом судить не государства, а физических лиц и привлекать их к ответственности. МУС обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 года Статута в силу, то есть Суд не может судить тех, кто совершал преступления в прошлом. Иначе говоря, юрисдикция Суда не имеет ретроактивного характера.
Суд должен признать дело не подлежащим его юрисдикции в следующих случаях:
а) дело было расследовано или возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении него юрисдикцией. Исключение составляют случаи, когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом;
б) дело было расследовано государством, и оно решило не преследовать соответствующее лицо. Исключение составляет случай, когда такое решение является результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;
в) лицо было уже судимо за соответствующие действия, и повторное рассмотрение его дела недопустимо в силу принципа "нельзя судить дважды за одно и то же";
г) преступление недостаточно тяжко, чтобы быть предметом рассмотрения в Суде (ст. 17).
Иммунитет должностных лиц, принадлежащий им в силу внутреннего или международного права, не может быть препятствием для привлечения их к уголовной ответственности. Статут подлежит применению в равной мере ко всем лицам независимо от их официального статуса, включая статус главы государства или правительства, члена правительства или парламента и др. Официальный статус не может также служить основанием для смягчения приговора.
При рассмотрении дела Суд применяет: Римский Статут, где это уместно, применимые договоры, а также принципы и нормы международного права. Если ни первая, ни вторая категории применимого права не дают достаточных оснований для решения дела, то могут применяться общие принципы права, выводимые Судом из национальных правовых систем мира, включая законы государств, к юрисдикции которых при обычных обстоятельствах относилось бы данное преступление. При этом упомянутые общие принципы права не должны быть несовместимы со Статутом Суда и с международным правом, а также с международно признанными нормами и стандартами.
Глава 3. Взаимодействие Международного уголовного суда с национальными судами.
Юрисдикция Международного уголовного суда не заменяет национальную юрисдикцию, она дополнять ее. Вся идея Суда основывается на принципе дополняемости, который означает, что Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае, если национальный суд не способен или не готов сам ее реально осуществить. Первенство всегда отдается национальным судам. Международный уголовный суд не задумывался для замены власти национальных судов. Однако порой государственная судебная система разваливается и прекращает функционировать.
Национальные
суды играют преимущественную роль в
расследовании и судебном преследовании
за преступления, подпадающие под
их юрисдикцию. Если национальный суд
готов и может осуществлять юрисдикцию,
Международный уголовный суд
не может вмешиваться, и перед
ним не могут представать граждане
этого государства, за исключением
ситуаций, переданных ему Советом
Безопасности Организации Объединенных
Наций, действующим на основании
главы VII Устава Организации Объединенных
Наций. Основания для приема дела
к производству Судом указаны
в Статуте, и условия, регулирующие
вопросы неспособности и
В рамках самого Суда никакое лицо не может быть судимо за деяние, составляющее основу состава преступления, в отношении которого данное лицо было признано виновным или оправдано Судом. При проведении национального разбирательства лицо не может быть судимо за преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, в связи с которым это лицо уже было признано виновным или оправдано Судом. Это положение не препятствует национальным органам осуществлять преследование лиц, если при разбирательстве в Суде доказательства совершения международных преступлений были признаны недостаточными (например, факты убийств подтвердились, но нет доказательств того, что они носили массовый и систематический характер, чтобы быть квалифицированными в качестве преступления против человечности). Таким образом, лицо не сможет избежать ответственности за преступления по национальному уголовному законодательству.
Так же Суд не может осуществлять повторное преследование лица за исключением случаев, которые свидетельствуют о нежелании государства осуществлять реальное преследование. Суд может осуществить повторное преследование лица, если национальное преследование осуществлялось с целью оградить лицо от уголовной ответственности за преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда, или судебное разбирательство не соответствовало критериям независимости и беспристрастности9.
Заключение
Международный
уголовный суд (англ. Internati
Он учрежден в 1998 году на основе Римского статута. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года.
Становясь участником Статута, то есть ратифицировав его, государство тем самым признает его юрисдикцию.
Правовой статус Международного уголовного суда заключается в том, что он обладает международной правосубъектностью, такой, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.
Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К таким преступлениям отнесены: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и агрессия. Перечень составов преступлений перечислен не как примерный, а как исчерпывающий для Международного уголовного суда.
Юрисдикция и функционирование Суда регулируются положениями указанного Статута. МУС может осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные Статутом Суда, не только на территории стран-участниц, но и по специальному соглашению, на территории любого государства-участника.
Международный уголовный суд не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция является восполняющей.
Используемая литература
Официальные документы:
Электронные ресурсы: