Министерство
Образования Республики Казахстан
Доклад
На тему:
«Мотивы совершение преступлений несовершеннолетних»
Г.Караганда
2012г
Содержание:
1. преступление совершают несовершеннолетние
2.Понятие Причин и условий,
способствующих совершению преступлений
несовершеннолетними
3.Литература
1.Какие преступление совершают
несовершеннолетние
Сегодняшнее состояние преступности
среди несовершеннолетних, состояние
их здоровья, социальной защищенности
требует от правительства, силовых
ведомств, ученых, общественных организаций
неотложных мер, которые не должны остаться
на бумаге, как это порой у нас
происходит, а должны реализовываться.
А то, что проблема преступности несовершеннолетних
остается в Казахстане весьма острой,
не подлежит сомнению. По данным Комитета
по правовой статистике и специальным
учетам Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан, ежегодно выявляются
около семи тысяч несовершеннолетних,
совершивших преступления, из них
почти половина привлекается к уголовной
ответственности.
Кроме того, отмечается рост количества
выявленных преступлений, совершенных
несовершеннолетними за последние
годы: с 6614 преступлений в 2010 году до 7948
преступлений в 2011 году и 4389 преступлений
только за 6 месяцев 2012 года.
С 84% до 89% выросло число преступлений,
совершенных подростками.
Всего за первый квартал 2011 года выявлено
116 несовершеннолетних лиц, совершивших
преступления, причем 88 из них привлечены
к уголовной ответственности. Из 116 лиц,
совершивших преступления, 24 человека
на момент совершения преступления являлись
учениками школ и лицеев, 16 студентов колледжа
и два - студенты вуза, 72 подростка на момент
совершения преступлений нигде не учились
и находились без присмотра взрослых.
За последние восемь лет по республике
в Центры временной изоляции, адаптации
и реабилитации несовершеннолетних
помещены за безнадзорность и беспризорность
более 70 тысяч несовершеннолетних,
из них 10796 оформлены в детские
дома и школы-интернаты.
Производство в суде в отношении
несовершеннолетних, согласно казахстанскому
законодательству, осуществляется в
рамках общей процессуальной формы
с отдельными процедурными отступлениями,
обеспечивающими права указанной
группы субъектов.
Например, статья 492 Уголовно-процессуального
Кодекса Республики Казахстан требует
обязательного участия в производстве
по делу родителей или иных законных представителей
несовершеннолетнего подсудимого. Они
имеют право участвовать в исследовании
доказательств на судебном следствии,
давать показания, представлять доказательства,
заявлять ходатайства и отводы, приносить
жалобы на действия и решения суда.
Законодательством Республики Казахстан
регламентировано право на свободу
и личную неприкосновенность граждан,
несовершеннолетних в особенности.
Существуют такие возрастные
особенности несовершеннолетних, которые
серьезно сказываются на их поведении.
К 10 - 12 годам у подростка на основе
восприятия формируются суждения по принципу,
что такое хорошо и что такое плохо. Они
перенимаются от родителей, от сверстников
из фильмов, от бытовых ситуаций, которые
непрерывно идут через его сознание, действующим
или пассивным участником и свидетелем
которых он постоянно бывает, в которое
он включен.
К 14 - 16 годам на основе суждений у подростка
возникают убеждения. Он убежден в том,
что хорошо и что для него или окружающих
плохо. Убеждение складывается из его
восприятия мира, из того, что хорошего
или плохого было в его жизни, их тех или
иных конфликтных или разрешившихся ситуаций.
Лишь к 18 - 20 годам на основе
суждений и убеждений возникает мировоззрение.
Система взглядов, воззрений на природу,
общество в значительной степени предопределяют
жизненный путь молодого человека. Сформировавшись,
мировоззрение с трудом поддается модификации.
Во всяком случае, на это нужно гораздо
больше усилий, чем на изменение убеждений,
тем более - суждений.
Возрастные особенности и уровень
сознания в их единстве и взаимной
связи являются предпосылками того,
чтобы развивающаяся личность по
мере своего формирования могла выступать
в качестве субъекта тех или иных
общественных отношений, носителем определенной
формы социальной ответственности, вытекающей
из характера этих отношений. Иными словами,
на том или ином этапе своего развития
и формирования личности человек несет
(или может нести) ответственность в определенной
степени, в той или иной форме, в зависимости
от уровня сознания, его структурных элементов.
Согласно статистике в общей
массе несовершеннолетних, совершивших
преступления, лица мужского пола составляют
примерно 90%, девушки - около 9%. В последние
годы наблюдается расширение круга
и количества преступлений, которые
совершают девочки-подростки и
девушки. Это не случайно, как не
случайно и то, что увеличилось
число подростков женского пола, которые
занимаются проституцией, пьянствуют,
ведут аморальный образ жизни, неизбежным
следствием чего является преступное
поведение.
Изучение несовершеннолетних, совершивших
преступления по месту жительства,
показывает, что доля городских жителей
среди них составляет 75%, а сельской
местности - 25 %. Указанные различия
зависят от социально-экономических
условий, а также от традиций и
обычаев, исторически сложившихся
в деревне и в городе.
Более 30% несовершеннолетних, совершивших
преступления, нигде не учились и
не работали, причем наблюдается тенденция
роста числа неработающих и не
учащихся участников преступлений.
Проблема трудовой занятости подростков
в стране остается довольно напряженной,
и прогноз в этом направлении
не утешителен. В связи с этим
доля неработающих и не учащихся подростков
в структуре преступности несовершеннолетних
будет возрастать.
Уголовный кодекс Республики Казахстан
предусматривает возраст, с которого
наступает уголовная ответственность.
Так, согласно статье 15 УК РК, уголовной
ответственности подлежит лицо, достигшее
ко времени совершения преступления
шестнадцатилетнего возраста, а также
более раннее привлечение к уголовной
ответственности за совершение тяжких
преступлений. В статье 15, ч. 2, УК РК содержится
перечень статей Уголовного кодекса РК,
за которые лица, достигшие ко времени
совершения преступления четырнадцатилетнего
возраста, подлежат уголовной ответственности:
за убийство (статья 96), умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью (статья 103), умышленное
причинение средней тяжести вреда здоровью
при отягчающих обстоятельствах (статья
104, часть вторая), изнасилование (статья
120), насильственные действия сексуального
характера (статья 121), похищение человека
(статья 125), кражу (статья 175), грабеж (статья
178), разбой (статья 179), вымогательство
(статья 181), неправомерное завладение
автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения при отягчающих обстоятельствах
(статья 185, части вторая, третья, четвертая),
умышленное уничтожение или повреждение
имущества при отягчающих обстоятельствах
(статья 187, части вторая, третья), терроризм
(статья 233), захват заложника (статья 234),
заведомо ложное сообщение об акте терроризма
(статья 242), хищение либо вымогательство
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и взрывных устройств (статья 255), хулиганство
при отягчающих обстоятельствах (статья
257, части вторая, третья), вандализм (статья
258), хищение либо вымогательство наркотических
средств или психотропных веществ (статья
260), надругательство над телами умерших
и местами их захоронения при отягчающих
обстоятельствах (статья 275, часть вторая),
умышленное приведение в негодность транспортных
средств или путей сообщения (статья 299).
В Уголовном кодексе РК за привлечение
несовершеннолетних к уголовной
ответственности и в случае их
осуждения выделен отдельный
раздел, который регулирует их правовое
положение при проведении правоохранительными
органами уголовного преследования.
Так, в статье 78 УК РК «Уголовная ответственность
несовершеннолетних» говорится
о том, что несовершеннолетними
признаются лица, которым ко времени
совершения преступления исполнилось
четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати
лет. Часть вторая этой же статьи предусматривает
назначение наказания. Виды наказаний,
назначаемых несовершеннолетним, перечислены
в статье 79 УК РК. Это штраф, лишение
права заниматься определенной деятельностью,
привлечение к общественным работам,
исправительные работы, ограничение
свободы, лишение свободы.
2.Понятие Причин и условий,
способствующих совершению преступлений
несовершеннолетними
Следователи по делам несовершеннолетних
часто не разграничивают понятия
“причина” и “условие” совершения
преступления. Одни именуют причины,
способствующие совершению преступления,
условиями, и наоборот, другие - причины
и условия называют одним общим
термином - “обстоятельства, способствующие
совершению преступлений”. Подмена
одного понятия другим, непонимание
их сущности приводят к тому,
что в результате расследования
обычно выявляются и устраняются
только условия, способствующие
совершению преступления, в то
время как порождающие преступление
причины, оставаясь вне поля
зрения следователя, могут привести
к новым правонарушениям. Под
причиной следует понимать явление
(группу явлений), которое предшествует
по времени другому явлению
(следствию) и порождает его.
Условия же сами не могут
породить следствие, но, сопутствуя
причинам и, способствуя им, содействуют
их развитию, необходимому для
возникновения следствия.
Преступление - результат совокупного
действия комплекса причин и условий,
поэтому необходимо во всех без исключения
случаях выявлять все его элементы.
На практике, однако, нередко ограничиваются
установлением либо одной из причин,
либо одного из условий, что не дает
возможности составить правильное
представление обо всех причинно-следственных
зависимостях, которые вызывали совершение
несовершеннолетними преступления.
Поэтому следователи в представлениях
обычно предлагают устранить лишь отдельные
условия, способствовавшие совершению
преступления. В совокупности причинно
связанных обстоятельств, которые
надлежит в полном объеме выявлять
во всех случаях расследования преступлений
несовершеннолетних, можно выделить
следующие составные части:
1) непосредственная причина совершения
подростком преступления;
2) причины, под воздействием
которых сформировалась антиобщественная
направленность личности несовершеннолетнего;
3) объективные и субъективные
условия, способствующие формированию
и закреплению у подростка
антиобщественной направленности
личности;
4) условия, способствующие проявлению
антиобщественной направленности
личности подростка в конкретном
преступлении. Антиобщественная направленность
личности, рассматриваемая как причина
преступления, — это система в
той или иной степени искаженных
взглядов, представлений, негативное
отношение к социальным и моральным
ценностям, определенный характер
потребностей и избираемые подростком
в соответствии с его взглядами
способы их удовлетворения.
У несовершеннолетних с антиобщественной
направленностью сознания не
выработаны твердые общественно
положительные установки; их инстинкты,
влечения и рефлексы могут
вызвать соответствующее антиобщественное
поведение. В ходе расследования
каждого преступления, совершенного
несовершеннолетним, особое внимание
должно быть обращено на выявление
степени укоренения в сознании
подростка антиобщественной направленности.
Без тщательного выяснения этого
вопроса нельзя ни индивидуализировать
меры воздействия, ни осуществлять
целенаправленную предупредительную
работу. Успешное решение этой
важной задачи осуществляется
на основе выделения определенных
типов несовершеннолетних правонарушителей,
каждый из которых представляет
собой определенную “ступень”
деморализации личности - от отдельных
ее проявлений до относительно
четкой и устойчивой антиобщественной
ориентации и далее до формирования
общей преступной направленности.
Одни подростки имеют общую
преступную направленность личности,
им свойственна готовность к
совершению преступления, они разрабатывают
конкретные планы осуществления
преступления или создают для
этого условия. У них преобладают
привычки к азартным играм,
пьянству, дракам, жаргону, пустому
времяпрепровождению и т. п.
Многие из них в силу деформации
психики озлоблены, равнодушны
к переживаниям иных лиц. Другие
характеризуются общей негативной направленностью
личности, во многом схожей с отмеченной
в первой группе, но выступают в роли соучастников,
а не организаторов преступной ситуации.
Третьи обладают просто неустойчивой
личностной направленностью: по месту
учебы или работы они характеризуются
положительно, однако, подражая другим,
совершают преступления. Подростки, отнесенные
к четвертой группе, совершают преступления
случайно, вопреки общей положительной
направленности личности. Им свойственны
лишь отдельные деформации в сфере интересов
нравственного или эмоционально-волевого
развития. Преступления совершаются обычно
под влиянием “детских” мотивов — озорства,
легкомыслия, неправильной оценки своих
действий. Причины, под воздействием которых
может формироваться антиобщественная
направленность личности несовершеннолетнего,
отличаются большим разнообразием. Для
их выявления необходимо в каждом конкретном
случае устанавливать условия жизни и
воспитания подростка, взаимоотношения
с окружающими, возможные отклонения от
нормального развития. Одна из причин
формирования антиобщественной направленности
личности подростка-правонарушителя -
отрицательное влияние на него родителей
и близких, а также уголовников-рецидивистов
и т.п. Отрицательное влияние на несовершеннолетних
оказывают порой неформальные связи и
группы с антиобщественной ориентацией,
так как они могут быть средой проявления
негативных антиобщественных взглядов
и норм в течение продолжительного периода
времени. Активизации внешнего воздействия
на формирование в сознании подростка
антиобщественной направленности личности
часто способствуют низкий культурный
и общеобразовательный уровень, наличие
у него отрицательных взглядов, привычек,
черт характера (слабая воля, отсутствие
навыков трудовой деятельности, жестокость
и т.п.), а также разного рода психические
аномалии. Активное воспитательное воздействие
на ребенка оказывает семья. Вместе с тем
есть семьи, в которых развитие подростков
может идти по неправильному пути. Это
часто происходит из-за отсутствия у родителей
общей и педагогической культуры, навыков
воспитания, а также в результате сложившихся
в семье нездоровых жизненных позиций.
У подростка воспитывается пренебрежительное
отношение к труду, правам и интересам
других, потребительские настроения, отсутствует
уважение к закону. Некоторые родители
не могут в полном объеме осуществлять
должное воспитание детей по объективным
причинам (в связи с болезнью, занятостью
работой в ночную смену и т.д.). Часть родителей
уклоняется от воспитания детей. Особенно
это характерно для неполных семей, в которых
один из родителей отказывается от воспитания
ребенка. Следует учитывать, что треть
состоящих на учете в милиции несовершеннолетних
не имеет одного из родителей. Нередки
случаи, когда родители (или один из них)
отрицательно влияют на поведение подростка
тем, что ведут аморальный образ жизни:
пьянствуют сами, вовлекают в это занятие
своих детей, устраивают скандалы в семье,
жестоко обращаются с детьми, выгоняют
их из дома. Как отмечается в директивном
указании, правоохранительные и другие
государственные органы допускают упущения
в работе с семьями, в которых родители
пьянствуют и отрицательно влияют на поведение
детей. Крайне редко применяется законодательство
о выселении из квартир лиц, лишенных родительских
прав. Из-за медлительности в исполнении
решений о лишении родительских прав некоторые
подростки продолжали находиться длительное
время под влиянием алкоголиков. Недостаточно
используются возможности воздействия
трудовых коллективов на пьяниц, имеющих
детей, ограничение их дееспособности.
Нет активности в работе комиссий по делам
несовершеннолетних. Условия, способствующие
формированию и закреплению у подростка
антиобщественной направленности личности,
также весьма разнообразны.