Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 12:05, курсовая работа
Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляются содержание и направленность уголовной политики государства, значение отдельных институтов уголовного права и другие уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью. Наказание является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). Данный вид наказания является новым для уголовного права России. Вместе с тем оно очень сходно с ранее применявшимся условным осуждением с привлечением осужденного к обязательному труду на стройках народного хозяйства.
Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54 УК РФ). Как полагает А.В. Наумов, "арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы".[12, С.31]
Можно определить специфическую цель ареста как вида уголовного наказания следующим образом: оказание на осужденного положительного психологического воздействия в условиях кратковременной изоляции от общества.
Лишение свободы на определенный срок состоит в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ст. 56 УК РФ).
С учетом содержания лишения свободы полагаю, что специфической целью данного вида уголовного наказания является ресоциализация осужденного.
Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ст. 57 УК РФ). По своему содержанию данный вид наказания практически не отличается от лишения свободы на определенный срок, не случайно, что в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы, связанные с его исполнением, регулируются в разделе о лишении свободы на определенный срок.
Смертная казнь представляет собой исключительную меру уголовного наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 59 УК РФ).
Устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний – есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести»[19, С.32].
В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов».[10, С. 31] Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия – изучение системы в целом Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.
На мой взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало – например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.
Потому что система – это нечто
большее, чем просто перечень, это не любое,
а только особое состояние определенного
множества. Чтобы какое-то множество могло
быть наделено статусом системы, недостаточно,
чтобы составляющие его элементы были
просто перечислены в определенной последовательности,
а надо, чтобы данное множество объективно
обладало совокупностью необходимых системных
(системообразующих) признаков.
«Многоэлементность предусмотренной
Уголовным кодексом РФ системы наказаний
и многообразие свойств составляющих
ее элементов определяют сложность ее
строения. В системе наказаний различаются
наказания основные и дополнительные,
общие и специальные, связанные с исправительным
воздействием и не связанные с таковым,
разные по характеру, направленности и
степени тяжести содержащихся в них правоограничений
и т. д. При этом отдельные виды наказаний,
которые могут рассматриваться как структурные
подразделения системы наказаний, в свою
очередь, имеют собственную внутреннюю,
нередко сложную структуру.» [19, С.32]
В рамках системы наказаний последние можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, распространено деление наказаний - по их строгости, суровости - на связанные с лишением свободы (арест; лишение свободы на определенный срок - "срочное" и пожизненное лишение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части) и не связанные с ним (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы). Поскольку данное деление имеет весьма важное значение прежде всего в практическом плане, Пленум Верховного Суда принял в свое время два Постановления о практике применения наказаний: а) связанных (1988 г.) и б) не связанных (1989 г.) с лишением свободы. После их отмены соответствующие вопросы разрешены в Постановлении от 11 июня 1999 г. N 40, п. 3 которого гласит: "В случаях, когда санкция закона, по которому лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматривает более мягкие виды наказания, при постановлении приговора должен быть обсужден вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре". Сказанное касается не только лишения свободы, но и иных видов наказаний, с ним связанных.
Во-вторых, наказания делят по характеру их влияния на осужденное лицо на связанные с исправительно-трудовым воздействием (обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; "срочное" и пожизненное лишение свободы) и не связанные с таковым (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; арест).
Соответственно в УИК РФ имеются
отдельные статьи, части и даже главы,
регламентирующие вопросы трудового и
воспитательного воздействия.
В-третьих, по длительности воздействия
различают наказания, назначаемые на определенный
срок (лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; ограничение по военной службе;
ограничение свободы; арест; содержание
в дисциплинарной воинской части; лишение
свободы на определенный срок, пожизненное
лишение свободы) и одномоментные, без
указания срока (штраф; лишение специального,
воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград; смертная
казнь). Сказанное не означает, что исполнение
наказаний второго вида вовсе не имеет
протяженности во времени.
В-четвертых, непосредственно
в законе наказания в зависимости от их
роли поделены на основные и дополнительные.
Однако разделены они законодателем в
нарушение правил дихотомического деления
не на две, а на три группы. В ст. 45 УК названы
виды, используемые в качестве:
1) только основного наказания (обязательные
работы; исправительные работы; ограничение
по военной службе; ограничение свободы;
арест; содержание в дисциплинарной воинской
части; "срочное" и пожизненное лишение
свободы; смертная казнь);
2) только дополнительного
наказания (лишение специального, воинского
или почетного звания, классного
чина и государственных наград)
3) как основного, так и дополнительного
наказания (штраф; лишение права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью).
Наказание второй группы (выступающее
в роли только дополнительного) применяется
исключительно по усмотрению суда со ссылкой
на ст. 48 УК, поскольку ни в одной санкции
статьи оно не предусмотрено.
В-пятых, с точки зрения характера
правоограничений содержательной представляется
классификация видов наказания на следующие
группы:
- оказывающие в основном морально-психологическое
воздействие на осужденного. В настоящее
время к этой группе относится только
один вид наказания - лишение специального,
воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград. В прежнем
Уголовном кодексе выделялось также общественное
порицание - наказание морально-психологического
плана;
- ограничивающие трудовую правоспособность
осужденного (лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; ограничение по военной службе);
- ограничивающие право собственности осужденного (штраф). В первоначальной редакции УК 1996 г. в эту группу включал также такой вид наказания, как конфискация имущества;
- ограничивающие личную свободу осужденного (ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы).
Особое место в данной классификации занимает вид наказания, лишающий человека права на жизнь (смертная казнь).
В теории уголовного права встречаются и иные классификации. Скажем, в зависимости от степени их "универсальности" наказания разделяют на общие, которые могут применяться практически к любому осужденному, и специальные, применимые к ограниченному законом кругу лиц: к военнослужащим; к лицам, имеющим звания, чины и награды, и т.д.
Таким образом, УК определяет цели наказания, руководствуясь при этом принципами уголовного права: а) восстановление социальной справедливости; б) исправление осужденного; в) предупреждение совершения новых преступлений.
В юридической литературе понятие и суть уголовной ответственности определяются неоднозначно, что сопряжено с различным решением ряда вопросов, например, об определении момента начала и окончания реализации уголовной ответственности. Следует согласиться с М.С.Строговичем, который полагал, что "правильное понимание ответственности важно и в политическом, и в социальном, и в юридическом смысле, оно имеет громадное значение для научной разработки проблем прав личности,... для повышения ответственности государственных органов, ...должностных лиц за порученное дело".[11, С.31 ]
Наиболее распространенным является определение уголовной ответственности как обязанности лица, совершившего преступление, претерпеть меры государственного принуждения. Это определение представляется весьма спорным. Правовая обязанность не может отождествляться с правовой ответственностью. Правовая обязанность лица, осужденного за совершение преступления, исполняется в принудительной форме, вопреки воле обязанного лица. "Следовательно ответственность - это не обязанность претерпевания последствий, проистекающих из правонарушения, а само их претерпевание в состоянии принуждения". [19, C. 32]
Таким образом, уголовную ответственность следует определить как предусмотренные законом негативные последствия, налагаемые судом на лицо, совершившее преступление, выраженные в самом факте осуждения и судимости, или осуждения, сопряженного с исполнением наказания и судимостью.
Термины "уголовная ответственность" и "наказание" не тождественны. Об этом, например, свидетельствует толкование ч. 2 ст. 84 УК РФ, в которой речь идет об освобождении по амнистии от уголовной ответственности или наказания. Вместе с тем в УК РФ встречается небрежное отношение к терминологии, смешивание различных терминов. Так, в ч. 1 ст. 81 УК РФ установлено, что лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания: Но такое лицо не подлежит осуждению и поэтому оно должно освобождаться от уголовной ответственности, а не от наказания.
В ч. 1 ст. 73 УК определено, что, если суд, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Следовательно, при условном осуждении уголовная ответственность реализуется без реального исполнения наказания самим фактом осуждения и судимостью в течение испытательного срока.
Более того, уголовная ответственность может реализовываться путем вынесения судом обвинительного приговора без назначения наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет (ст. 92 УК РФ). [11, С. 31]
Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник - действующий Уголовный кодекс.
Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается законодательством о труде, гражданским кодексом в некоторых случаях нормами административного права.
Общественное воздействия устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Общественная ответственность налагается от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства.
Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а, также, судами.