Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно в мире умирает полмиллиона женщин от причин, связанных с беременностью. Установлено, что половина беременностей, которые привели к материнской смертности, были нежелательны.
На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов – материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые – проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.
Согласно данным ВОЗ и ЮНИСЕФ из каждых 100 известных беременностей у подростков от 24 до 32 беременностей заканчиваются искусственным абортом, из которых половина нелегальные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания……………6
Глава 2. Понятие «аборт», перечень показателей для аборта………………….8
2.1 Перечень социальный и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности………………………………………………………..8
2.2 Оценка медицинских и социальных показателей искусственного прерывания беременности………………………………………………………10
Глава 3. Правовые аспекты……………………………………………………...14
3.1 Правовые гарантии государственной охраны материнства………………14
3.2 Право врача отказаться от производства аборта…………………………..15
Глава 4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы прерывания беременности в РФ………………………………………………...17
4.1Международные документы ………………………………………………..17
4.2Российские документы……………………………………………………....18
4.3Документы врачебного сообщества………………………………………...19
4.4Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан……………....20
4.5 Статья 41 Конституции РФ………………………………………………...21
4.6 О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 г. …………………………………21
4.7 Выдержки из Приказа N 484 от14 октября 2003г. ………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая правовые аспекты искусственного прерывания беременности.docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

12

от 9 декабря 1975 г.) и п.1 Декларации о правах умственно отсталых лиц (провозглашена резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной  Ассамблеи от 20 декабря 1971 г.), согласно которым инвалиды и умственно  отсталые лица имеют те же права, что  и другие лица. Таким образом, неполноценный  человек имеет, как и все прочие люди, право на жизнь.

Согласно ст.36 Основ искусственное прерывание беременности при сроке беременности до 22 недель допускается по социальным показаниям. Впервые социальные показания для искусственного прерывания беременности были утверждены 31 декабря 1987 г. приказом Минздрава СССР N 1324, в котором содержался перечень немедицинских (т.е. социальных) показаний для прерывания беременности на сроках от 13 до 28 недель: смерть мужа во время беременности жены, пребывание женщины (ее мужа) в местах лишения свободы, лишение прав материнства, многодетность (число детей свыше пяти), развод во время беременности, инвалидность у ребенка. Этот перечень намного уже, чем тот, который действует в наши дни.

В ныне действующий перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. и детализированный в приказе Министерства здравоохранения РФ от 11 июня 1996 г. N 242, входят, в частности, наличие инвалидности I-II группы у мужа, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, многодетность (число детей свыше трех), доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, установленного в данном регионе. Вправе искусственно прервать беременность также женщина, не состоящая в браке, т.е. претендующая на роль матери-одиночки.

 

13

Как видим, перечень социальных показаний  для уничтожения зародившейся жизни  достаточно широк. Кроме того, очевидно, что такие показания, как проживание в общежитии, на частной квартире, доход на одного члена семьи менее  прожиточного минимума характерны, прежде всего, для молодой семьи. Действительно, в России молодая семья обычно испытывает эти типичные материальные трудности. Рассматривая их в качестве оснований для аборта, государство  под корень подрубает едва насажденное  древо семейной жизни - разрешает  умертвить молодоженам, быть может, первое дитя. Очевидно, что существующий в России перечень социальных показаний  является опасным подвохом для основы всякого государства - молодой семьи.

Следует также обратить внимание еще  на одно обстоятельство. Как известно, аборт при первой беременности особенно вредоносен для женщины, что подтверждено приказом Минздрава СССР от 22 апреля 1981 г. N 430. Между тем, закон допускает  искусственное прерывание беременности именно по тем социальным показаниям, которые наиболее характерны для  первобеременных женщин-студенток  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

14

Глава 3. Правовые аспекты

3.1  Правовые гарантии государственной охраны материнства

К сожалению, при столь либеральном  подходе к социальным и медицинским  показаниям искусственного прерывания беременности в нормах действующего законодательства России практически  отсутствуют гарантии государственной  охраны материнства. Предпочтение отдается противоположным гарантиям. Так, согласно ст.36 Основ "каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве". Таким образом, в контексте приведенной статьи материнство лишено общественной значимости и является не более, чем частным делом женщины. В тексте Основ отсутствует положительная нравственная оценка материнства, оно не поощряется. На наш взгляд, ст.36 Основ не соответствует п.1 ст.38 Конституции РФ, в силу которого материнство находится под защитой государства. Таким образом, по смыслу этой конституционной нормы, материнство нуждается в государственной поддержке и очевидно не может быть всецело отдано на откуп отдельно взятой личности.

Из содержания ст.36 Основ следует, что воля супруга и родителей (законных представителей) беременной женщины не имеет правового значения (18). Вопрос о материнстве решается исключительно той, которой предстоит родить (19). Тем самым нарушается п.1 ст.61 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которым супруги-родители несовершеннолетних детей несут равные права и обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Одной из существенных гарантий реализации права на аборт является законодательно закрепленная возможность его бесплатного  осуществления: в 

 

15

силу ст.36 Основ искусственное  прерывание беременности проводится в  рамках программ обязательного медицинского страхования.

3.2  Право врача отказаться от производства аборта

Характерно, что российское законодательство не предусматривает  права врача на отказ от прерывания беременности. Действительно, закрепленное в ст.58 Основ право лечащего врача на отказ от "наблюдения и лечения" пациента может быть реализовано лишь при наличии следующих оснований. Во-первых, такой отказ допустим только в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ. Во-вторых, отказ врача от наблюдения и лечения пациента не должен угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Очевидно, что нежелание врача умерщвлять зародившуюся жизнь не вписывается в очерченные законом рамки отказа от "наблюдения и лечения больного". Тем не менее представляется, что ст.58 Основ не является препятствием на пути законодательного закрепления права врача на отказ от производства аборта. Дело в том, что в случае аборта речь идет отнюдь не о "лечении" больного, а о медицинском вмешательстве, возможность отказа от которого со стороны врача не урегулирована в Основах.

Непосредственно право врача на отказ от производства аборта закреплено в п.6 Декларации ВМА "О медицинских  абортах" (Осло, август 1983 г., дополнена  в ноябре 1983 г.), согласно которому в  том случае, "если личные убеждения  не позволяют врачу сделать медицинский  аборт, он должен перепоручить пациентку  компетентному коллеге". Однако указанный  источник - Декларация "О медицинских  абортах" является этическим, а не правовым. Впрочем, на наш взгляд, существуют и известные правовые основания  отказа врача от производства аборта. Дело в том, что в отечественном  законодательстве действует разрешительный принцип, в силу

16

которого "разрешено все, что  прямо не запрещено законом". Иными  словами, отказ от производства аборта не является противозаконным деянием, поскольку такой отказ действующим  законодательством РФ не запрещен. Тем не менее, отказы подобного рода не встречаются в медицинской  практике. Сдерживающую роль играют статьи 124 и 125 УК РФ, согласно которым врач привлекается к уголовной ответственности за "неоказание помощи больному без уважительных причин", а также за " заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии". Поэтому важно предусмотреть в Основах специальную статью, допускающую возможность отказа врача от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям. Что касается религиозных и иных убеждений, то и в нынешних условиях, при отсутствии в Основах специальной статьи, врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п.1 ст.3 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания, суть которого состоит в возможности иметь и распространять религиозные и иные убеждения, а также действовать в соответствии с ними. Отказ врача от производства аборта по религиозным убеждениям является типичным примером "действия" в соответствии с ними. Однако, ввиду общего характера п.1 ст.3 Закона о свободе совести, религиозные организации, прежде всего христианские конфессии, выступают за конкретизацию права на свободу совести применительно к врачу. Так, согласно XII.2 Основ социальной концепции РПЦ "Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести  (20).

 

17

Глава 4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы прерывания беременности в РФ

Конституционные законодательства государств, претендующих на статус современных, закрепляют не замкнутую, а открытую модель суверенитета, предполагающую приоритет международного права. Устав ООН обязывает государства  участвовать в самом широком  международном сотрудничестве в  области прав человека. Достаточно указать на Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РФ в ноябре 1991 г. и впервые закрепившую доминирующее место человека в системе ценностей общественного развития. После ратификации Россией в 1998 г. Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, а также иных конвенций Совета Европы с полным основанием можно говорить о том, что европейское определение прав человека официально признано в качестве действующего права на территории России. Это следует иметь ввиду, если критика претендует на конструктивный характер.

4.1   Международные документы

- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей  ООН 10 декабря 1948 г.);

- Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.);

- Европейская конвенция по предупреждению  пыток и бесчеловечного или  унижающего достоинство обращения  или наказания(Рим, 4 ноября 1950 г.);

- Всемирная конференция по правам  человека (Вена, 1993 г., ООН)

 

18

- Международная конференция по  народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.);

- Международная встреча глав правительств  по социальному развитию (Дания, 1995 г.); - Четвертая Всемирная конференция  по положению женщин (Пекин, 1995 г.);

- Конвенция по правам ребенка  (1989 г.);

- Устав МФПС о половых и репродуктивных  правах ( Билль о правах МФПС, ноябрь,1995 г.); Видение 2000 - Стратегический план (Лондон, 1992 г., 1996 г.);

- Половое и репродуктивное здоровье: взятые обещания по практике  планирования семьи (МФПС, Лондон, 1995 г.);

- Стандарты и ответственность  для членства (МФПС, Лондон, 1993 г.).

 

4. 2  Российские документы.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

- Постановление Правительства РФ  №811 от 2 октября 2009 г. "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год."

- Семейный Кодекс РФ(8 декабря,1995 г.)

- Гражданский Кодекс РФ (21 октября, 1994 г.);

 

19

- Основы законодательства РФ об  охране здоровья граждан (24 декабря, 1993 г.);

- Конституция Российской Федерации  (12 декабря, 1993 г.);

- Декларация прав и свобод человека  и гражданина (Верховный совет  РФ, ноябрь, 1991 г.);

 

4. 3 Документы врачебного сообщества.

Со стороны врачебного сообщества (международного и российского) приняты следующие документы, в  том числе учитывающие основные принципы работы в области репродукции  человека и планирования семьи:

- Мадридская декларация о профессиональной  автономии и самоуправлении врачей (39-я Ассамблея ВМА, Мадрид, Испания,  октябрь, 1987 г.);

- Декларация ВМА о независимости  и профессиональной свободе врача  (38-я Ассамблея ВМА, Колифорния, США, октябрь, 1986 г.);

- Декларация о правах человека  и свободе личности практикующих  врачей (37-я Ассамблея ВМА, Брюссель, Бельгия, октябрь, 1985 г.);

- Международный Кодекс медицинской  этики (3-я Генеральная Ассамблея  ВМА, Лондон, Великобритания, октябрь, 1949 г.);

- Женевская декларация (2-я Генеральная  Ассамблея ВМА, Женева, Швейцария,  сентябрь, 1948 г., 1968 г., 1983 г., 1994 г.);

 

20

- Двенадцать принципов предоставления  медицинской помощи в любой  национальной системе здравоохранения  (17-я Ассамблея ВМА, Нью-Йорк, США,  октябрь, 1963 г.);

- Лиссабонская декларация о правах  пациента (34-я ВМА, Португалия, сентябрь, 1981 г.);

- Заявление Всемирной медицинской  ассоциации о профессиональной  ответственности за качество  медицинского обслуживания (48-я ВМА,  ЮАР, октябрь, 1996 г.);

- Хельсинская декларация Всемирной  медицинской ассоциации (этические  принципы проведения биомедицинских  исследований на людях, 18-52-я Ассамблея  ВМА, 1964-2000 гг.);

- Медико-социальная Хартия Российской  Федерации (IV (XX) Всероссийский Пироговский  съезд врачей); - Кодекс врачебной  этики (РМА, июнь, 1997 г.);

- Клятва врача (ст. 60 Основ законодательства  РФ об охране здоровья; внесена  ФЗ от 20 декабря 1999г.).  
 
Несмотря на то, что представленный перечень не претендует на полноту, он в целом отражает уровень юридической защиты врача.

 

4. 4 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

Правовой  документ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека - определяет эту

21

сферу медицинской деятельности по обеспечению  реализации репродуктивного выбора женщины. Статья 36 «Искусственное прерывание беременности» гласит, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное  прерывание беременности производится по желанию женщины при сроке  беременности до 12 недель, по социальным показаниям при сроке до 22 нед., и  при наличии медицинских показаний  и согласия женщины независимо от срока беременности (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 №15-ФЗ).

4.5 Статья 41 Конституции РФ

Статья 41 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

 

4. 6  О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 г.

Согласно  Постановлению Правительства РФ № 913 от 05.12.08 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г.» аборт в РФ включен в перечень услуг, которые оказываются гражданам России бесплатно (при этом метод прерывания беременности не регламентируется).

Информация о работе Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности