Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 22:07, курсовая работа
Ежегодно в мире умирает полмиллиона женщин от причин, связанных с беременностью. Установлено, что половина беременностей, которые привели к материнской смертности, были нежелательны.
На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов – материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые – проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.
Согласно данным ВОЗ и ЮНИСЕФ из каждых 100 известных беременностей у подростков от 24 до 32 беременностей заканчиваются искусственным абортом, из которых половина нелегальные.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания……………6
Глава 2. Понятие «аборт», перечень показателей для аборта………………….8
2.1 Перечень социальный и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности………………………………………………………..8
2.2 Оценка медицинских и социальных показателей искусственного прерывания беременности………………………………………………………10
Глава 3. Правовые аспекты……………………………………………………...14
3.1 Правовые гарантии государственной охраны материнства………………14
3.2 Право врача отказаться от производства аборта…………………………..15
Глава 4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы прерывания беременности в РФ………………………………………………...17
4.1Международные документы ………………………………………………..17
4.2Российские документы……………………………………………………....18
4.3Документы врачебного сообщества………………………………………...19
4.4Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан……………....20
4.5 Статья 41 Конституции РФ………………………………………………...21
4.6 О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 г. …………………………………21
4.7 Выдержки из Приказа N 484 от14 октября 2003г. ………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
12
от 9 декабря 1975 г.) и п.1 Декларации о правах умственно отсталых лиц (провозглашена резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 г.), согласно которым инвалиды и умственно отсталые лица имеют те же права, что и другие лица. Таким образом, неполноценный человек имеет, как и все прочие люди, право на жизнь.
Согласно ст.36 Основ искусственное прерывание беременности при сроке беременности до 22 недель допускается по социальным показаниям. Впервые социальные показания для искусственного прерывания беременности были утверждены 31 декабря 1987 г. приказом Минздрава СССР N 1324, в котором содержался перечень немедицинских (т.е. социальных) показаний для прерывания беременности на сроках от 13 до 28 недель: смерть мужа во время беременности жены, пребывание женщины (ее мужа) в местах лишения свободы, лишение прав материнства, многодетность (число детей свыше пяти), развод во время беременности, инвалидность у ребенка. Этот перечень намного уже, чем тот, который действует в наши дни.
В ныне действующий перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. и детализированный в приказе Министерства здравоохранения РФ от 11 июня 1996 г. N 242, входят, в частности, наличие инвалидности I-II группы у мужа, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, многодетность (число детей свыше трех), доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, установленного в данном регионе. Вправе искусственно прервать беременность также женщина, не состоящая в браке, т.е. претендующая на роль матери-одиночки.
13
Как видим, перечень социальных показаний для уничтожения зародившейся жизни достаточно широк. Кроме того, очевидно, что такие показания, как проживание в общежитии, на частной квартире, доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума характерны, прежде всего, для молодой семьи. Действительно, в России молодая семья обычно испытывает эти типичные материальные трудности. Рассматривая их в качестве оснований для аборта, государство под корень подрубает едва насажденное древо семейной жизни - разрешает умертвить молодоженам, быть может, первое дитя. Очевидно, что существующий в России перечень социальных показаний является опасным подвохом для основы всякого государства - молодой семьи.
Следует также обратить внимание еще
на одно обстоятельство. Как известно,
аборт при первой беременности особенно
вредоносен для женщины, что подтверждено
приказом Минздрава СССР от 22 апреля
1981 г. N 430. Между тем, закон допускает
искусственное прерывание беременности
именно по тем социальным показаниям,
которые наиболее характерны для
первобеременных женщин-
14
Глава 3. Правовые аспекты
3.1 Правовые гарантии государственной охраны материнства
К сожалению, при столь либеральном подходе к социальным и медицинским показаниям искусственного прерывания беременности в нормах действующего законодательства России практически отсутствуют гарантии государственной охраны материнства. Предпочтение отдается противоположным гарантиям. Так, согласно ст.36 Основ "каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве". Таким образом, в контексте приведенной статьи материнство лишено общественной значимости и является не более, чем частным делом женщины. В тексте Основ отсутствует положительная нравственная оценка материнства, оно не поощряется. На наш взгляд, ст.36 Основ не соответствует п.1 ст.38 Конституции РФ, в силу которого материнство находится под защитой государства. Таким образом, по смыслу этой конституционной нормы, материнство нуждается в государственной поддержке и очевидно не может быть всецело отдано на откуп отдельно взятой личности.
Из содержания ст.36 Основ следует, что воля супруга и родителей (законных представителей) беременной женщины не имеет правового значения (18). Вопрос о материнстве решается исключительно той, которой предстоит родить (19). Тем самым нарушается п.1 ст.61 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которым супруги-родители несовершеннолетних детей несут равные права и обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Одной из существенных гарантий реализации права на аборт является законодательно закрепленная возможность его бесплатного осуществления: в
15
силу ст.36 Основ искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования.
3.2 Право врача отказаться от производства аборта
Характерно, что российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности. Действительно, закрепленное в ст.58 Основ право лечащего врача на отказ от "наблюдения и лечения" пациента может быть реализовано лишь при наличии следующих оснований. Во-первых, такой отказ допустим только в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка ЛПУ. Во-вторых, отказ врача от наблюдения и лечения пациента не должен угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Очевидно, что нежелание врача умерщвлять зародившуюся жизнь не вписывается в очерченные законом рамки отказа от "наблюдения и лечения больного". Тем не менее представляется, что ст.58 Основ не является препятствием на пути законодательного закрепления права врача на отказ от производства аборта. Дело в том, что в случае аборта речь идет отнюдь не о "лечении" больного, а о медицинском вмешательстве, возможность отказа от которого со стороны врача не урегулирована в Основах.
Непосредственно право врача на
отказ от производства аборта закреплено
в п.6 Декларации ВМА "О медицинских
абортах" (Осло, август 1983 г., дополнена
в ноябре 1983 г.), согласно которому в
том случае, "если личные убеждения
не позволяют врачу сделать
16
которого "разрешено все, что
прямо не запрещено законом". Иными
словами, отказ от производства аборта
не является противозаконным деянием,
поскольку такой отказ
17
Глава 4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы прерывания беременности в РФ
Конституционные законодательства государств,
претендующих на статус современных, закрепляют
не замкнутую, а открытую модель суверенитета,
предполагающую приоритет международного
права. Устав ООН обязывает
4.1 Международные документы
-
Всеобщая декларация прав
-
Европейская конвенция о
-
Европейская конвенция по
-
Всемирная конференция по
18
- Международная конференция по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.);
-
Международная встреча глав
- Конвенция по правам ребенка (1989 г.);
-
Устав МФПС о половых и
-
Половое и репродуктивное
- Стандарты и ответственность для членства (МФПС, Лондон, 1993 г.).
4. 2 Российские документы.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
-
Постановление Правительства
- Семейный Кодекс РФ(8 декабря,1995 г.)
- Гражданский Кодекс РФ (21 октября, 1994 г.);
19
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (24 декабря, 1993 г.);
-
Конституция Российской
-
Декларация прав и свобод
4. 3 Документы врачебного сообщества.
Со стороны врачебного сообщества (международного и российского) приняты следующие документы, в том числе учитывающие основные принципы работы в области репродукции человека и планирования семьи:
-
Мадридская декларация о
-
Декларация ВМА о
-
Декларация о правах человека
и свободе личности
-
Международный Кодекс
- Женевская декларация (2-я Генеральная Ассамблея ВМА, Женева, Швейцария, сентябрь, 1948 г., 1968 г., 1983 г., 1994 г.);
20
-
Двенадцать принципов
-
Лиссабонская декларация о
-
Заявление Всемирной
-
Хельсинская декларация
-
Медико-социальная Хартия
-
Клятва врача (ст. 60 Основ законодательства
РФ об охране здоровья; внесена
ФЗ от 20 декабря 1999г.).
Несмотря на то, что представленный перечень
не претендует на полноту, он в целом отражает
уровень юридической защиты врача.
4. 4 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
Правовой документ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека - определяет эту
21
сферу
медицинской деятельности по обеспечению
реализации репродуктивного выбора
женщины. Статья 36 «Искусственное прерывание
беременности» гласит, что каждая
женщина имеет право
4.5 Статья 41 Конституции РФ
Статья 41 Конституции РФ гласит: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
4. 6 О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 913 от 05.12.08 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г.» аборт в РФ включен в перечень услуг, которые оказываются гражданам России бесплатно (при этом метод прерывания беременности не регламентируется).
Информация о работе Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности