Независимость судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, учрежденным в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. Данный принцип закреплен в ч.1 ст. 118 Конституции РФ и конкретизирован ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается. Ни один другой правоохранительный орган не обладает такими возможностями для установления истины, принятия законного, обоснованного решения по делу, как орган правосудия – суд.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Гарантии независимости судей
1.1 Подчинение Конституции РФ
1.2 Самостоятельность судебной власти
1.3 Безопасность судей
1.4 Материальное обеспечение судей
1.5 Несменяемость судей
1.6 Неприкосновенность судей
1.7 Независимость судебной власти
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Кр Праворганы - копия.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Гарантии независимости судей……………………………………..5

1.1 Подчинение Конституции РФ…………………………………………….5

1.2 Самостоятельность судебной  власти……………………………………..6

1.3 Безопасность судей………………………………………………………..7

1.4 Материальное обеспечение судей………………………………………..8

1.5 Несменяемость судей……………………………………………………...9

1.6 Неприкосновенность судей…………………………………………….....10

1.7 Независимость судебной власти……………………………………….....12

Список использованных источников…………………………………………13 
ВВЕДЕНИЕ

 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, учрежденным в соответствии с  Конституцией РФ и федеральным законом. Данный принцип закреплен в ч.1 ст. 118 Конституции РФ и конкретизирован  ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной  власти. Создание чрезвычайных судов  и судов, не предусмотренных настоящим  Федеральным конституционным законом, не допускается. Ни один другой правоохранительный орган не обладает такими возможностями для установления истины, принятия законного, обоснованного решения по делу, как орган правосудия – суд.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Независимость при осуществлении правосудия обеспечивается рядом гарантий. Главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессуальные права и обязанности, установленные Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», ГПК, УПК, АПК. В этих правовых актах регламентируется процессуальная форма реализации судопроизводства.

Формой прямого судебного  контроля является судебная проверка законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей или иных мер процессуального принуждения, произведенных в ходе расследования (ст. 108, ст.109 УПК). А также рассмотрение судами ходатайств (ст. 119 – 122 УПК) и жалоб на решение и действия, которые нанесли ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК).

Особенности, возлагаемые  на суд, предопределяют отличие положения статуса судей от положения других должностных лиц. Они наделены правами и обязанностями, которые не свойственны служащим и гражданам. Данные обстоятельства предъявляют ряд требований к судьям, как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности.

 

ГЛАВА 1. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ  СУДЕЙ

 

    1. ПОДЧИНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ

 

Рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участие присяжных и арбитражных заседателей. При осуществлении правосудия гарантии неприкосновенностей судей распространяется также на заседателей и арбитражных заседателей, которые подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону и пользуются всеми правами судьи.

В статье 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судей  обеспечивается:

- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

-   правом судьи на отставку;

-   неприкосновенностью судьи;

-   системой органов судейского сообщества;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Принцип независимости  судей и подчинение их только Конституции  РФ и федеральному закону провозглашен в ч.1 ст.120 Конституции РФ и отражен в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5), Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 6), Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ч. 4 ст.1), Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.5, 13, 29), Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» (ст. 5), Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1).

Наиболее полное указание конституционных принципов был  сформулирован в международных  документах:

- Основные принципы, касающиеся  независимости судебных органов  1985 г.;

- Эффективные процедуры  осуществления Основных принципов,  касающихся независимости судебных органов 1990 г.;

- Европейская хартия  о статусе судей 1998 г.;

- Всеобщая декларация  прав человека 1948 г.;

- Международные пакты  о правах 1966 г.;

- Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод 1950 г.

- и др., в которых  содержаться общепринятые международные стандарты в сфере организации и осуществления правосудия, одним из которых и признается независимость судебной власти.1

Помимо Конституции  РФ и федеральных законов действуют  и иные нормативные правовые акты. Суды руководствуются ими при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам.

 

 

1.2 САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

Независимость судей проявляется в самостоятельности  судебной власти, ее отделенности от исполнительной и законодательной власти. Суть данного принципа заключается в том, что исключается воздействие на судей со стороны других лиц и организаций. При рассмотрении дела суд руководствуется законом и принимает решение по своему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела и анализов всех доказательств, а не мнением участников процесса.

Статья 17, ч.1 УПК:

Судья, присяжные  заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному  на совокупности.

Судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому - либо для ознакомления, иначе как в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

Всякое вмешательство  в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Установлена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность суда (ст. 294 УК); за посягательство на жизнь судьи, присяжного лица или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 295 УК); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 297 УК), а также за неуважение к суду (ст. 297 УК).

 

 

    1.  БЕЗОПАСТНОСТЬ СУДЕЙ

 

Гарантией независимости  судей является их безопасность, т.к. методов давления на суд многообразен – от угроз и подкупов до физической расправы с судьей и его близкими людьми. В целях обеспечения безопасности, по заявлению судьи, органы МВД принимают меры по защите в соответствии с ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Для обеспечения  защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества  органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- временное помещение в безопасное место;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

- переселение на другое место жительства;

- замена документов, изменение внешности.2

В целях реализации предусмотренных  в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

 

 

    1.  МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ

 

Материальное обеспечение  и социальная защита судей является гарантией независимости судей. В начале 90-х годов в России была проведена реформа по достижению уровня материально-технического обеспечения судов и других правоохранительных органов. По вопросам такого рода принималось несколько актов и законов. В статьях 19 и 20 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» отражено начисление заработной платы судей, должностные оклады, ежемесячное пожизненное содержание, оплата ежегодного отпуска, обеспечение отдельным жилым помещением, медицинское обслуживание и др. Социальная защита судей и членов их семей включает государственное страхование на случай гибели, причинения им увечья или иного повреждения здоровья при исполнении ими судейских обязанностей, а также полное возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его сумей, если такой ущерб был причинен в связи со служебной деятельностью судьи.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов  Российской Федерации» суды РФ финансируются  только за счет средств федерального бюджета, что тоже является гарантией независимости судей.

 

 

1.5 НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ

 

Одной из важной гарантией  их независимости является то, что  в период осуществления правосудия они не могут быть уволены или  переведены на другую работу без их согласия. В этот же период присяжному и арбитражному заседателю выплачивается компенсационное вознаграждение из средств федерального бюджета (ч.4 ст. 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации). Вознаграждение не облагается подоходным налогом.

В период осуществления  правосудия за присяжными и арбитражными заседателями по основному месту работы сохраняется средний заработок, возмещаются командировочные расходы, а также сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данного предприятия, учреждения или организации.

Согласно ст. 121 Конституции России:

- судьи несменяемы.

- полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Приостановление полномочий – это временное отстранение от исполнения своих обязанностей. Оно означает то, что судья временно не может выполнять свои обязанности, но при этом не лишается гарантий неприкосновенности.

Ст. 13 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает следующие положения:

 Полномочия судьи  приостанавливаются решением квалификационной  коллегии судей при наличии  одного из следующих оснований:

- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

- участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

- избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных обязанностей (ст. 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Это решение также принимает ККС. Судья может обжаловать решение ККС в Верховном Суде РФ.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает также ККС.

 

 

1.6 НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЕЙ

ащита

Ст. 122 Конституции  России устанавливает следующие положения:

- судьи неприкосновенны.

- судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Установленное правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей.

Законом установлен особый порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Решение принимается Генеральным прокурором РФ.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или иного основания, после установления его личности подлежат немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Информация о работе Независимость судей