О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимуществен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:51, статья

Описание работы

Выступление Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александра Бастрыкина на координационном совещании «О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий (так называемого рейдерства)». Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации планомерно и наступательно реализуется комплекс мероприятий по противодействию рейдерству. Издан ряд организационно-распорядительных документов. Результаты работы следственных органов Следственного комитета регулярно обсуждаются на коллегиях. Мы активно сотрудничаем в этой сфере с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Файлы: 1 файл

0610094.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Выступление Председателя Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации Александра Бастрыкина на координационном совещании «О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий (так называемого рейдерства)».

 

 

Следственным комитетом  при прокуратуре Российской Федерации  планомерно и наступательно реализуется  комплекс мероприятий по противодействию  рейдерству.

Издан ряд организационно-распорядительных документов. Результаты работы следственных органов Следственного комитета регулярно обсуждаются на коллегиях. Мы активно сотрудничаем в этой сфере с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Практика расследования  преступлений этого вида постоянно обобщается и анализируется.

Это позволяет выявить  типичные способы совершения преступлений, наметившиеся тенденции развития рейдерства, пробелы законодательства, проблемы правого регулирования корпоративных  отношений.                        

Как показал  анализ практики, деяния, относящиеся  к рейдерству, как правило, квалифицируются  по статье 159 УК РФ (мошенничество). Расследование  этих преступлений по общему правилу  относится к подследственности  следователей органов внутренних дел.

Следственный комитет  расследует такие дела лишь по поручению  прокуроров, в тех случаях, когда  субъектом преступления является лицо, обладающее особым правовым статусом, а также когда факты рейдерства выявляются в ходе расследования  иных преступлений. 

В связи с этим количество таких дел у нас относительно невелико. Так, с момента образования  Следственного комитета в производстве наших следователей находилось 79 уголовных дел, связанных с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий. Из них 12 дел направлено в суд, 59 находится в производстве, из которых 29 дел – в Главном следственном управлении.

Расследование этих преступлений представляет повышенную сложность. В  разработке технологий захвата участвуют структуры, которые обладают штатом высококвалифицированных юристов, сопровождающих рейдерский захват на различных этапах. На его реализацию, подкуп чиновников выделяются колоссальные денежные средства.

Схемы рейдерских захватов, способы сокрытия преступлений постоянно совершенствуются. В ходе захватов рейдеры идут на все, в том числе на совершение насильственных преступлений.

Так, Главным следственным управлением направлены в суд  уголовные дела по обвинению членов организованного преступного сообщества (так называемые «тамбовские»), под руководством Барсукова (Кумарина). Эта группа завладела или пыталась завладеть имуществом магазина «Смольненский», Петербургским нефтяным терминалом, кондитерской фабрикой имени Крупской, отелем «Санкт-Петербург», универсамом «Пулковский» и другими предприятиями. В ходе рейдерских захватом ими совершались убийства, похищения людей, применялось физическое насилие.

Почти во всех случаях  пособничество рейдерам оказывают  должностные лица органов государственной  власти и местного самоуправления.

По многим уголовным  делам следователям предоставляются  по сути неправосудные судебные решения, в которых право собственности  на захваченное имущество признается за рейдерами, придавая тем самым  вид внешней легитимности действиям  по захвату имущества.

Нередко рейдерам способствуют сотрудники правоохранительных органов. Они изымают носители информации с реестрами акционеров, в который  впоследствии вносятся изменения, под  надуманным предлогом возбуждают заказные уголовные дела, совершают иные противоправные действия в интересах рейдера.

Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители  выборных органов. Они инициируют депутатские  запросы, искажают освещение событий  в средствах массовой информации, выполняют иные заказы рейдеров. Вместе с тем вопрос о привлечении к ответственности представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления ставится не всегда.  

Захваченное имущество, как правило, легализуется путем  совершения множества сделок по его  отчуждению, участниками которых являются фиктивные юридические лица либо компании, зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях, получить информацию из которых весьма затруднительно. При этом следователь, по сути, не обладает реальной возможностью пресечь совершение таких следок.

 

Статья 115 УПК РФ не позволяет  наложить арест на имущество при  отсутствии подозреваемых и обвиняемых, даже если будет установлено, что  оно получено в результате совершения преступления.

В конечном счете, имущество  переходит в собственность добросовестных приобретателей, что осложняет его возврат прежнему собственнику.

Законодательство не всегда способно поставить заслон действиям  рейдеров. Не все общественно опасные  способы рейдерских захватов имущества  в настоящее время подпадают  под уголовно-правовые запреты. В связи с этим на практике возникают сложности при квалификации деяний.

В частности, отсутствует  ответственность регистраторов  за внесение заведомо ложных сведений в реестр участников юридических  лиц. Привлечь их к уголовной ответственности при недоказанности сговора с лицами, осуществившими рейдерский захват, практически не возможно.

Фактически не предусмотрены  ни одной из статей Уголовного кодекса  и действия, которые в кругу  рейдеров получили название «корпоративный шантаж» или «гринмэйл». При корпоративном шантаже рейдер приобретает небольшой пакет акций или долей в хозяйствующем обществе.

После этого под видом  защиты своих прав он дестабилизирует  работу общества путем обращения  с надуманными заявлениями в  правоохранительные и контрольные органы, подачи  исков в суд, наложения ареста на имущество. Эти действия производятся в целях вынудить общество выкупить у него акции или доли по цене в десятки, а то и в сотни раз, превышающей их рыночную стоимость.  

Изложенные факты свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по повышению эффективности правовых механизмов защиты института собственности, противодействия посягательствам на имущественные права хозяйствующих субъектов. В этих целях в настоящее время нами разрабатываются поправки в действующее законодательство. Мы предлагаем:

ввести  в Уголовный  кодекс специальную статью, предусматривающую  ответственность за рейдерство либо включить его в качестве самостоятельного квалифицирующего признака в составы некоторых преступлений (мошенничество; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; подделка или изготовление поддельных документов);

установить уголовную  ответственность государственных и частных регистраторов за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и проведение регистрации заведомо подложных правоустанавливающих документов;

предусмотреть уголовную  ответственность за злоупотребление  правами собственника акций или долей в уставном капитале хозяйствующего общества, в том числе в целях рейдерского захвата;

отнести все вышеперечисленные  преступления к подследственности  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации с учетом распространенности участия в их совершении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также возникающих сложностей в их расследовании;

дополнить процессуальное законодательство положениями, предусматривающими право прокурора обратиться в  кассационную или надзорную инстанцию арбитражного суда или суда общей юрисдикции с представлением (жалобой) об отмене неправосудного решения, которое препятствует предъявлению обвинения, вынесению обвинительного приговора или иному законному решению уголовного дела по существу;

предусмотреть процедуру  наложения ареста на недвижимое имущество, явившееся предметом преступления, безотносительно установления лица, причастного к совершению деяния;

отнести сведения, содержащиеся в реестре акционеров к охраняемой законом тайне, что сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения.

Мы также поддерживаем ряд предложений, инициированных иными  правоохранительными ведомствами.

В частности, предложение  об усилении прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений данной категории.

Вместе с тем не менее эффективной представляется профилактика данного вида преступлений посредством общенадзорной деятельности, в том числе при проведении проверок соблюдения законодательства о бюджете, приватизации, корпоративном управлении государственными, муниципальными учреждениями и предприятиями, а также обществами с долей участия в них государства.

 

Заслуживает внимания и предложение о направлении в региональные следственные подразделения различных ведомств обзоров следственной и судебной практики по уголовным делам данной категории.

Кроме того, для формирования единообразной правоприменительной  практики необходимо разработать ряд межведомственных подзаконных нормативных правовых актов, совместных методических рекомендаций по расследованию этих преступлений.

Анализ разработанных  различными ведомствами предложений  о совершенствовании законодательства и конкретных законопроектов свидетельствует об отсутствии согласованной позиции в сфере противодействия рейдерству.

Полагаю, что для решения  этой проблемы необходимо создание межведомственной рабочей группы.    

 




Информация о работе О состоянии работы и дополнительных мерах по противодействию преступлениям, связанным с захватом имущества, имущественных и неимуществен