Объект, пределы и предмет надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и до

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:19, реферат

Описание работы

Закон Республики Беларусь «О прокуратуре», определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел и проведении ускоренного производства.

Файлы: 1 файл

Реферат по пн.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Объект, пределы и предмет надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Закон Республики Беларусь «О прокуратуре», определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел и проведении ускоренного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объектом прокурорского надзора в данной отрасли является точное и единообразное исполнение органами дознания и предварительного следствия законов, которые регламентируют их деятельность по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, предварительному расследованию уголовных дел и проведению ускоренного производства. Надзор прокурора направлен на обеспечение законности в деятельности этих органов. [6]

Предварительное следствие осуществляется прокурорами, следователя Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности (п. 3 ч. 5 ст. 34, ч. 2 ст. 36 УПК).

К органам и должностным лицам, уполномоченным законом осуществлять дознание, относятся: Министерство внутренних дел Республики Беларусь; территориальные органы внутренних дел; органы государственной безопасности; командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов; Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения; таможенные органы; органы финансовых расследований Комитета государственного контроля; органы государственного пожарного надзора; капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь (ч. 1 ст. 37 УПК). [1]

По сравнению с надзором за исполнением законодательства круг законодательных актов, регламентирующих деятельность органов предварительного расследования, гораздо уже. Эта деятельность регламентируется УПК, а также другими нормативными правовыми актами, указанными в УПК. В соответствии со ст. 1 УПК установленный данным Кодексом порядок производства по материалам и уголовному делу является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников уголовного процесса. В случае противоречия между нормами УПК и Конституцией действуют положения Конституции. Наряду с УПК в уголовном процессе применяются также и международные договоры, определяющие права и свободы человека и гражданина. Международные договоры применяются в тех случаях, когда при производстве по уголовному делу возникает необходимость проведения процессуальных действий на территории другого государства. Если международным договором Республики Беларусь не определен порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам, то при оказании такой помощи применяется порядок, установленный УПК Республики Беларусь.

Пределы надзора прокурора за соблюдением законности при досудебном производстве определяются ст. 34 и другими статьями УПК. Прокурор осуществляет надзор за расследованием уголовных дел органом дознания, следователем. Вместе с тем следователи, органы дознания, лица, производящие дознание, по находящимся у них в производстве уголовным делам  тактику проведения следственных и иных процессуальных действий, методику расследования конкретных уголовных дел определяют самостоятельно. [6]

Предмет надзора – это то, что должно соответствовать закону. В соответствии со ст. 30 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» предметом надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц. [2]

Таким образом, прокурор, проверяя исполнение закона указанными органами, обращает внимание на соответствие закону всего того, что составляет предмет его надзора.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, обоснованности принятия по ним уголовно-процессуальных решений (действий), соблюдение материально-правовых оснований и уголовно-процессуальных процедур (порядка) проведения предварительного следствия и дознания, а также законность правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц, принимаемых в ходе уголовного преследования на досудебной стадии уголовного судопроизводства. [5]

Предметом надзора являются постановления и иные составляемые следователем, органом дознания, лицом, производящим дознание, акты по материалам и уголовным делам. В ходе предварительного расследования орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь при приятии решений выносят постановления, при проведении следственных и иных процессуальных действий составляют протоколы, дают письменные поручения по материалам и уголовным делам, составляют справки и другие документы. [6]

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного следствия, относящимся к предмету надзора, и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о признании потерпевшим; о привлечении гражданским истцом; о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о продлении срока следствия; содержания под стражей; о соединении и выделении уголовных дел. [4]

При осуществлении проверок законности при проведении предварительного следствия и дознания прокурор проверяет, соответствуют ли акты органов дознания и предварительного следствия по структуре и содержанию требованиям, предусмотренным УПК, а также имелись ли основания для составления этих актов.

Кроме того, прокурор проверяет законность действий должностных лиц органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание. Прокурор при выявлении нарушений закона принимает меры к привлечению виновных лиц указанных органов к предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения. [6]

В приказе Генерального прокурора от 17 июня 2011 г. №27 «О мерах по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением закона органами предварительного расследования» указано, что в случаях установления фальсификации доказательств, применения недозволенных методов ведения следствия (дознания) или совершения незаконных действий при производстве предварительного расследования, злоупотребления или превышения власти или служебных полномочий, а также других нарушений законности принимать меры по привлечению виновных к установленной законом ответственности. [3]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделение надзора за исполнением закона указанными органами в одно из направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью.

Рассматриваемая отрасль прокурорского надзора – одна из приоритетных, поскольку борьба с преступностью – одна из главных задач государства, особенно в настоящее время. Кроме того, осуществлении борьбы с преступностью возложено на ряд органов, входящих в правоохранительную систему, которые наделены значительными полномочиями, затрагивающими существенные права и свободы граждан, интересы общества и государства, что требует особого внимания к соблюдению ими законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 2013. – от 16 июля 1999 г. №295-З с изменениями и дополнениями
  2. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 08 мая 2007 г. № 220-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // «Эталон»/База «Законодательство, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013»
  3. О мерах по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением закона органами предварительного расследования: Приказ Генерального прокурора, 17 июня 2011 г. № 27// «Эталон»/База «Законодательство, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2013»
  4. Кеник А.А. Прокурорский надзор/А.А. Кеник – Минск: Амалфея – 2005.
  5. Комментарий к Закону «О прокуратуре Республики Беларусь» - Минск: Амалфея – 2012.
  6. Шостак, М.А. Прокурорский надзор/М.А. Шостак – Минск: ТетраСистемс – 2012.

 

 

 

 


Информация о работе Объект, пределы и предмет надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и до