Общие сведения о преступном деянии по Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В данной работе хотелось бы рассмотреть именно первый период истории уголовного права, а именно уголовное право по Русской правде.
В рамках представленной темы, поставлены следующие цели:
-следует разобрать виды преступлений по Русской правде;
- исследовать по данному нормативно-правовому акту виды наказаний;
-показать в работе классовый характер уголовной политики Древнерусского государства.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 32.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

 

     Являясь одним из важнейших компонентов в системе права, уголовное право концентрирует на себе пристальное внимание представителей  современной  юридической науки и практики.

     Актуальность изучения вопросов истории развития уголовного права обусловлена тем, что во все времена существовали и будут существовать преступления. Причины,  толкающие  человека  на  преступление, многообразны, но преступление всегда было поступком, направленным против общественного или государственного строя, личности или имущества. Для облегчения и упорядочения борьбы с ними государство создало систему мер наказания, применяемых к лицам, признанным виновными в совершении преступления. С усложнением структуры государства, с развитием общества появляются новые “сферы”, в которых появляется возможность совершения преступления. Появляются новые виды преступлений. Преступления классифицируются по направленности и степени посягательства. Как следствие, усложняется система наказаний. С течением времени изменяется и само понятие преступления. Таким образом, уголовное право постоянно изменяется и развивается.

     В данной  работе хотелось бы рассмотреть  именно первый период истории  уголовного права, а именно уголовное  право по Русской правде.

     В рамках  представленной темы, поставлены  следующие цели:

-следует разобрать виды  преступлений по Русской правде;

- исследовать по данному  нормативно-правовому акту виды  наказаний;

-показать в работе  классовый характер уголовной  политики Древнерусского государства.

 

     Объектом исследования  является государство и правовая  система Древней Руси.

     Предмет исследования  –  «Русская правда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения о преступном  деянии по Русской Правде

 

 

     В этом законодательном документе преступление именуется “обидой”,  под которой понимается всякое нарушение общественного мира, выражавшееся  прежде всего в причинении потерпевшему материального  или  морального ущерба.

    В это время  право не знало различия  между  уголовными  и  гражданскими правонарушениями.

    Анализ норм  Русской Правды показывает, что  развитие феодализма приводит  к более яркому проявлению  у преступлений  классового  характера,  а  также формированию в праве  системы мер  наказания  в  зависимости  от  социального положения и  сословной принадлежности потерпевшего  и преступника, неодинакового подхода  к защите интересов  феодалов  и  феодально-зависимого населения.

     Объектами  преступного деяния являлись  власть князя, а  также  личность, имущество, нравы. Объективная сторона преступления  была ещё  недостаточно выражена в нормах Русской Правды. Известны лишь  покушение  и  оконченное преступление.

     Субъектами  преступления являлись феодалы, городские люди  и  крестьяне. Холопы и рабы не несли судебной  ответственности за свои преступления: за них  отвечал  их  господин.  Господин  выплачивал  штраф,  что, однако, не исключало возможности  применения к рабу мер физического  воздействия.

     Русская Правда  не содержала общих определений  в уголовном праве, нормативный  материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично  для раннефеодальных правовых  документов.

     Русская Правда знает соучастие, например, при совершении кражи (ст.  40 КП, ст.ст. 42,43 ПП). Участники преступления не разграничивались по  степени вины, а наказывались одинаково: “Аже  крадеть  гумно  или  жито  в  яме,  то колико их будеть крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун”.

     Русская  Правда  содержит  нормы,  затрагивающие  субъективную  сторону преступного  деяния. Она различает убийство  огнищанина “в обиду”(ст.  19  КП) и убийство огнищанина “в разбое”  (ст.  20  КП). 

     Русская  Правда  различает преступления случайные  и умышленные. Различаются убийство  человека “в  сваде или на пиру явлено” (ст. 6 ПП) и убийство “в разбое безо всякоя свады”  (ст.7 ПП).

     Убийство вора  на месте преступления было  ненаказуемо.

     Состояние  опьянения или раздражения смягчало  наказание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды преступлений по Русской  Правде

 

 

     В Русской  Правде не упоминаются преступления  против  княжеской  власти. Тем  не менее можно предположить, что такие преступления существовали. К ним можно отнести измену - нарушение вассальной  верности.  Князь  -  изменник лишался удела, а боярин - головы.

     Большое внимание  уделяет Русская Правда  убийству.  Различалось  два вида убийств: убийство в ссоре и убийство в разбое.

    Первый вид  убийства характеризовался явным, открытым его совершением  в  сваде (ссоре),  на  пиру,  под  влиянием  внезапного  возбуждения.  Виновный платил виру, т.е. 40 гривен, в том случае,  если  убитый  являлся  свободным человеком, или 80  гривен,  если  потерпевший  был  огнищанином  или  княжим мужем. За убийство других княжеских слуг вира была гораздо меньше. Так, за убийство княжьего отрока, конюха, повара взыскивалось 40  гривен,  сельского или ратайного старосты - 12 гривен, столько же за княжеских ремесленников  и ремесленниц; за  рядовичей,  смердов,  холопов  взыскивалось  5  гривен.  За убийство рабыни  взымалось  6  гривен.  Устав  Владимира  Мономаха  увеличил денежное взыскание за убийство рабов до 12 гривен.

    Убийство   в   разбое   определялось   чисто    внешними    признаками.

Предполагалось, что это убийство совершается “безо всякыя свады”,  т.е.  без всякой ссоры. За убийство в разбое полагались поток и разграбление.

     Русская Правда  не предусматривает убийства  князя, княгини,  представителей  высших церковных властей. Несомненно, что убийство  этих   лиц  наказывалось смертной казнью.

 

     Феодальные  кодексы обычно уделяют большое  внимание  преступлениям против  телесной неприкосновенности. Подробно  предусматриваются  повреждения  различных частей тела.

     Русская  Правда  знает  несколько  преступлений  против  телесной неприкосновенности. Она различает нанесение ран и побои.  Русская  Правда

различает раны, наносимые оружием, удары, наносимые рукой, палкой и  другими предметами (рогом, чашей и др.), отнятие руки, ноги, глаза. Наиболее  тяжким видами телесных повреждений Русская Правда считала членовредительство.

    За лишение  ноги, руки, глаза виновный  уплачивал  полвиры  князю  и  10 гривен пострадавшему  (ст.  27  ПП).  За  повреждение  пальцев  взымалось  с

виновного 3 гривны продажи, а пострадавшему уплачивалась одна гривна (ст.  7 КП, ст. 28 ПП). За выбитие зуба взыскивалась продажа в размере 12 гривен,  а пострадавшему выплачивалась одна гривна (ст. 68 ПП).

    В  феодальном  праве  нанесение  побоев   считалось   более   серьёзным преступлением, чем нанесение ран оружием. Этот принцип нашёл своё  отражение и в Русской Правде. За нанесение ран мечом назначалось взыскание  продажи  в 3 гривны (ст. 30 ПП), а за удар необнажённым мечом или рукоятью меча (ст.  4 КП, ст. 23 ПП), либо палкой или другим орудием взымалась продажа  в  размере 12 гривен (ст. 3 КП, ст. 25 ПП).

     Русская Правда  знает  преступление,  которое  сейчас  мы  бы  назвали

истязанием. По Русской Правде за подобное преступление виновный в  истязании смерда должен был заплатить 3  гривны  за  обиду,  а  если  потерпевший  был огнищанином, тиуном или мечником, то 12 гривен. По Пространной Правде  за истязание смерда виновный платил  3  гривны  продажи,  а  потерпевшему  -  1 гривну, а за огнищанина - 12 гривен продажи, а потерпевшему - 1 гривну.

    Дифференциация  размеров денежного  взыскания  в  данном  примере  также свидетельствует  о феодальном характере Русской  Правды.

 

     Русская  Правда  упоминает  о   преступлениях   против   чести.   К

преступлениям против чести относились оскорбления словом  и  оскорбления

действием.

     Русская  Правда  отмечает  только  оскорбление   действием.  

     К числу  оскорблений действием относилось  вырывание волос  из  бороды  и усов (ст. 8 КП, ст. 67 ПП), толкание  кого-либо к себе или от  себя  (ст.  10 КП, ст. 31 ПП). За вырывание волос из бороды или усов  виновный  должен  был заплатить 12 гривен  продажи.  За  толчок  кого-либо  к  себе  или  от  себя виновный должен был выплатить 3 гривны продажи.

     Русская  Правда  большое  внимание  уделяет  преступлениям   против

собственности.  Это  объясняется  стремлением  феодалов   обезопасить   своё имущество  от   каких-либо   посягательств.   В   период   возникновения   и первоначального  развития  феодального  права  ещё  не  существует   сложной классификации имущественных преступлений. Очень часто, и Русская  Правда  не исключение, одно название служит для обозначения многих видов  имущественных преступлений.

    Из имущественных  преступлений Русская  Правда  наибольшее   внимание уделяет татьбе, т.е. краже - тайному похищению  чужого  имущества.  Известны такие её виды, как кража из закрытого помещения (ст. 31 КП,  ст.ст.  35,  41 ПП), кража хлеба (ст. 43 ПП), конокрадство (ст. 13 КП,  ст.  35  ПП),  кража холопа (ст. 29 КП), сельскохозяйственных продуктов и скота  (ст.ст.  36,  40 КП, ст.ст. 42, 45 ПП), кража корабля - ладьи (ст. 35 КП,  ст.79  ПП)  и  пр.

     Были известны  и другие имущественные преступления: разбой (не отличимый  ещё от  грабежа) (ст. 20 КП, ст. 7 ПП), уничтожение  чужого имущества (ст.ст.  75,84 ПП), порча межевых  и бортных знаков (ст.  34  КП,  ст.ст.  71,  72  ПП), поджог (ст. 83 ПП).

     О преступлениях  против семейных отношений и  нравственности  Русская Правда  не  упоминает.  О  них  довольно  подробно  говорится  в   княжеских церковных уставах.

 

     Русская Правда  не содержит никаких статей  о церковных преступлениях.

Мало  статей  содержится  и  в  церковных  уставах.  Устав  князя  Владимира упоминает такие  преступления,  как  церковная  кража,  разграбление  могил, посечение крестов, ввод в церковь животных и птиц,  моление  под  овином,  в рощах,  у  воды,  колдовство.  Однако  никаких  наказаний   Устав   за   эти преступления  не  предусматривает.  Отсутствие  упоминания  о  преступлениях против церкви в Русской Правде и незначительное внимание, которое  уделяется этим  преступлениям  в  церковных  уставах,  объясняется  не  тем, что эти преступления вообще отсутствовали в Киевском государстве,  а  тем,  что  все эти дела рассматривались по византийским законам. Виновные  наказывались  по византийской системе наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды наказаний по Русской  Правде

 

 

     Основные  виды   наказаний   сложились в  Киевском государстве IX-X вв.

     По  мере  распространения  княжеской  юрисдикции  на  массу сельского населения нормы обычного права, установившиеся на  Руси,  стали

распространяться  на  всё  население.  Князья  вынуждены  были  считаться  с

существованием кровной мести за  убийство  и  некоторые  другие  обиды.  Это привело  к созданию альтернативной системы  наказаний.   Признавалась возможность мести, но ст. 1 КП уже  ограничивает  круг  лиц,  имеющих  право мстить. В случае отсутствия мстителей или нежелания ближайших  родственников или самого обиженного мстить за обиду  устанавливалось  денежное  взыскание. Месть могла применяться только  при  убийстве  и  нанесение  ран  и  сильных побоев. За другие виды преступлений  предусматривалось  денежное  взыскание.

     Существование  кровной мести, хотя бы в ограниченном  круге случаев  и  притом послесудебной,  противоречило  интересам  оформлявшегося  класса   феодалов. Основные принципы феодального права требовали полной отмены кровной мести  и установления норм, по которым жизнь, здоровье, честь, и  имущество  феодалов охранялись бы сильнее, чем жизнь, здоровье и  имущество другого свободного человека и тем более феодального  зависимого  крестьянина.

     Следуя этим  принципам, Ярославичи во второй  половине XI в. установили систему наказаний,  которая  соответствовала  интересам  феодалов.  По  этой системе устанавливается двойное денежное взыскание за убийство  огнищан, т.е. наиболее близких к князю дворцовых  слуг,  увеличивается  наказание  за убийство некоторых групп княжеских холопов, снижается денежное взыскание  за убийство смердов.

     Вскоре Ярославичи  совсем отменили кровную месть.

     К концу XI в. существовали такие виды наказаний:

     1.Смертная  казнь. Русская Правда  не  говорит  о  смертной  казни,  но

летописи сообщают о её применении. Смертная казнь применялась  к  восставшим против княжеской власти, к изменникам.

     Византийское  духовенство добивалось у князей  права применения  смертной казни  и к церковным преступникам - богохульникам, волхвам и т.д.

     2.Поток и  разграбление. Наказание заключалось  в обращении преступника и  его семьи в рабство  и  конфискации  его   имущества. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады.

Информация о работе Общие сведения о преступном деянии по Русской Правде