Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:35, реферат
Обязательные работы это новый в современном отечественном уголовном праве вид наказания. Обязательные работы не были свойственны советскому уголовному законодательству. Несмотря на это, они имеют исторические корни в дореволюционном уголовном законодательстве. Так, в дореволюционный период аналогом данного наказания были «общественные работы». Широкого применения на практике они не получили ввиду несовершенства правовой базы, ограниченного круга лиц, к которым было возможно применение этого наказания, отсутствия контроля осужденных. В первые годы советской власти сходная мера – бесплатные «принудительные работы» – уступила месту оплачиваемым принудительным работам, прообразу исправительных работ.
Введение 3
Глава 1. Обязательные работы , как вид уголовного наказания. 4
Глава 2. Статья 49У.К. Р.Ф. Обязательные работы 8
Заключение 9
Список использованных источников 10
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный педагогический университет»
Юридический факультет
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Реферат
по дисциплине: «Уголовное право»
обязательные работы
Выполнил:
Студент 1курса
заочного отделения
группы юр 12-2
Ермолаев С. В.
Научный руководитель : старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Лабоджа Карл Степанович
Ульяновск
2013
Оглавление
Обязательные работы
это новый в современном
Обязательные работы, как вид уголовного наказания впервые были введены в России УК РФ 1996г., однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ1 и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ2.
До 10 января 2005 г. обязательные работы в качестве уголовного наказания судам применять не следовало, законодатель дважды вводил отлагательную норму в отношении его практического применения.
Суть рассматриваемого
наказания заключается в
В отличие от исправительных работ, обязательные работы в меньшем объеме ограничивают права и свободы осужденных3. В соответствии со ст. 10 УИК РФ осужденные ограничиваются в конституционных правах на свободный выбор вида труда и его добровольность, на вознаграждение за труд и на отдых. Приведу существенные отличия - исправительные работы применяются только к лицам, не имеющим основного места работы, тогда как обязательные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Другими словами, при назначении обязательных работ предполагается наличие у осужденного основного места работы. Существенным отличием обязательных работ от исправительных является и то, что при их исполнении предполагается выполнение бесплатных общественных работ, также при исправительных работах осужденного трудоустраивают и из его заработка производят удержания в доход государства. Срок обязательных работ измеряется в часах, тогда как срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах.
Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, - благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д. которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.
При применении обсуждаемого вида наказания, решаются многие проблемы нравственно-психологического и социального характера, и это в первую очередь не приобщение к «тюремным традициям», осужденный не успевает отвыкнуть от привычной микросреды, не теряет родственных и социальных связей. Как следствие - отбытое наказание окажет более эффективное превентивное влияние, чем условное осуждение, так как «не является фантомом, только пугающим того, кто посягает на нормы права, а будет реально ощущаемым последствием такого посягательства»4. Но существуют и проблемные вопросы в применении данного наказания.
Введением наказания в виде обязательных
работ была значительно увеличена
штатная численность УИИ, для
координации деятельности районных
инспекций образованы межрайонные
инспекции, существенно укрепляется
материально-техническое
Потребовались значительные расходы и для расширения возможностей назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, с целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденными установленных для них судом обязанностей и ограничений приняты меры по развитию системы технических средств надзора и контроля, а также автоматизированного компьютерного учета соответствующих категорий лиц. Постановлением Правительства от 31 марта № 198 об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями5 утверждается прилагаемый перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. Правительством Российской Федерации приняты решения о выделении денежных средств на закупку так называемых электронных браслетов, аудиовизуальных устройств.
Существенные проблемы
и недоработки исполнения данного
вида наказаний в отношении
Действующим уголовным и уголовно-исполнительным законодательством не регламентируется ситуация, когда осужденный к обязательным работам достигает пенсионного возраста в период отбывания наказания. В случае если он продолжает основную работу, никаких проблем не возникает. Однако если осужденный по достижении пенсионного возраста решит прекратить трудовую деятельность, будет нарушено одно из условий отбывания обязательных работ, а именно их выполнение в свободное от основной работы время.
Законодательством не регламентируется и ситуация, при которой осужденная к обязательным работам в период предоставленной ей на основании ч. 3.1 ст. 26 УИК РФ отсрочки отбывания наказания родит ребенка. Согласно ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. В соответствии же со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, фактически в этот период отбывать наказание в виде обязательных работ она не может, поскольку не работает. Отсрочка же на три года, сохраняющая состояние судимости, в данном случае нецелесообразна. Дискутируется вопрос об освобождении женщины, родившей ребенка, от дальнейшего отбывания данного вида наказания.
Правоотношения, возникающие
между осужденным и администрацией
«работодателя», не могут быть отнесены
к трудовым в непосредственном смысле
этого слова. Это вытекает из существующих
отличий между трудовыми
- заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний6.Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ) категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают7.
- из общепризнанных
принципов и норм
- возмездность трудового договора, а обязательные работы - это работы, выполняемые на безвозмездной основе, т.е. бесплатно.
Положения настоящего Кодекса о наказании в виде обязательных работ введены в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ
1. Обязательные работы
заключаются в выполнении
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 49 внесены изменения
2. Обязательные работы
устанавливаются на срок от
шестидесяти до четырехсот
3. В случае злостного
уклонения осужденного от
4. Обязательные работы
не назначаются лицам,
Сложившаяся практика трудоустройства осужденных к обязательным работам не позволяет обеспечить качественное исполнение решений судов. Еще многие вопросы нуждаются в решении и, по возможности, поддержки со стороны Федерального Собрания, иных властных структур, а также институтов гражданского общества.