Ограничение в родительских правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой "обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей". Что же понимается под интересами детей? А это, прежде всего надлежащие семейное воспитание, тот самый стержень, на котором основывается формирования здоровой во всех отношениях личности. В понятие "надлежащие семейное воспитание" вкладывается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, передача ему своего жизненного опыта, знаний навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основания ограничения родительских прав
Глава 2. Порядок ограничения родительских прав
Глава 3. Правовые последствия ограничения родительских прав
Глава 4. Отмена ограничения родительских прав
Глава 5. Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

шляпа.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей

 

Применение  таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому СК (ст. 77) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

1. в случае  непосредственной угрозы жизни  ребенка или его здоровью, носящей  прямой и явный характер, не  вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за не предоставления пищи, истязаний и т. п.);

2. вынесение  органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.);

3. исполнение  данного акта органом опеки  и попечительства в безотлагательном  порядке (т. е. немедленно).

Конкретное  название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом  не определяется и в разных субъектах  РФ может быть различным. Это связано  с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) ФЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.

органы местного самоуправления по вопросам своего ведения  издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка (п. 2 ст. 77 СК). Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26--28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») Ведомости РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140..

При отобрании  ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган  опеки и попечительства возлагается  обязанность обеспечить временное  устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно, прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь См. п. 2, 11 Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; п. 2, 11 Примерного положения о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей; п. 2, 11 Примерного положения о социальном приюте для детей. Утверждены постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 (СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4822).

Однако с  учетом чрезвычайного характера  меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иные учреждения (воспитательное учреждение, школу-интернат, дом (базу) отдыха, санаторий и т. п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка  органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни  ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим  отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается -- п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства -- ст. 141, 142 СК). В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.

 

 

Заключение

 

Семейное законодательство часто относится к числу традиционных, достаточно стабильных отраслей права, которые не находятся в прямой конъюнктурной зависимости от перемен в государстве и обществе. В определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками процесса развития брачно-семейных отношений, регулируемых, в частности, нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье, присущие практически всем цивилизованным государствам. Однако любое законодательство обладает способностью обнаруживать такие пробелы и недостатки, которые порой даже трудно предвидеть. В семейных отношениях опосредовано отражаются особенности окружающей действительности.

Укрепление  правовых гарантий защиты прав субъектов  брачно-семейных отношений, - несомненно, веление времени. Расширение международно-правовых связей Российской Федерацией, признание  и ратификация целого ряда международных договоров диктуют необходимость приведения действующего законодательства в соответствии с этими документами. Российская Федерация, как участник Конвенции ООН «О правах ребенка» обязана обеспечить реализацию прав и интересов детей, обеспечить защиту детей от всех форм физического или психического насилия, различных злоупотреблений, отсутствия заботы или небрежного обращения со стороны родителей, других законных представителей.

Проблема, рассмотренная  в работе, лишь малая грань большого многогранника - права и интересы несовершеннолетних детей. И не смотря на это, заслуживает дальнейшей разработки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антокольская  М.В. Семейное право. М., 2006- 321с.

2. Ведомости  РФ. 1992. № 8.

3. Гражданский  процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.12.2007г. № 330-ФЗ)

4. Жилищный кодекс  РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ (в ред.  от 18.10.07. № 230-ФЗ).

5. Комментарий  к Семейному кодексу Российской  Федерации/ Под ред. Кузнецова  И.М. - М.: БЕК, 1999.

6. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Верховного Совета СССР1990. -№45. -Ст.955.

7. Королев Ю.А.  Супруги, родители, дети. М., 2005-456с.

8. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993г.

9. Кривоносова П.А. Лишение  родительских прав //Правоведение.2000. -№2.

10. Мороз Л.К. Рассмотрение  судами дел о лишении родительских  прав. М., 2007. 246с.

11. Нечаева А.М. Правонарушения  в сфере личных семейных отношений.  М., 2006. 325с.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Ограничение в родительских правах