Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:20, контрольная работа
Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищения людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооруженных нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощренное противодействие разоблачительным мерам.
ВВЕДЕНИЕ
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Министерство юстиции РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Список литературы:
Решение этих задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:
- оперативные отделы;
- подразделения собственной безопасности;
- оперативно-технические подразделения;
- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.
Названные подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД. Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов (в том числе и криминогенных), протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий других министерств и ведомств. Нормотворческая практика подтверждает это предположение. Так, с момента принятия первого закона, регулирующего оперативно-розыскную деятельность (1992 г.), перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД, уточнялся трижды.
Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, могущих осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. По Указу Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначение соответствующих должностных лиц должны согласовываться с президентами республик и главами администраций субъектов Федерации. Такие подразделения создаются (ч. 2 ст. 77 Конституции) для реализации полномочий в пределах ведения Российской Федерации (определены в ст. 71) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (определены в ст. 72 Конституции).
Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Полномочия, оперативно-розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и выполняемыми функциями. Так, компетенцией аппаратов по борьбе с экономической преступностью (БЭП) органов внутренних дел является борьба с коррупцией и преступностью в сфере экономики; уголовного розыска - борьба с так называемой общеуголовной преступностью; подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - предупреждение и раскрытие преступлений одноименных групп. Кроме того, руководитель органа, осуществляющего ОРД, может создавать подразделения для реализации каких-либо отдельных функций или проведения специфических мероприятий (оперативно-поисковых, оперативно-технических, аналитических и др.). В этом случае полномочия подразделения определяются выполняемыми функциями. Исходя из этого все оперативные подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, можно разделить на две группы: выполняющие:
1) оперативно-розыскную функцию в полном объеме и
2) лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.
Органы, осуществляющие ОРД, решают определенные Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности определены в ст. 1 и 2 Закона об ОРД. Однако они носят предельно общий характер и нуждаются в конкретизации применительно к деятельности каждого органа, осуществляющего одноименную деятельность. Конкретизация и детализация осуществляются с помощью нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов ОРД (законы РФ "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции" и др.). Нормативный подход к уточнению задач позволяет более четко определить полномочия органов, осуществляющих ОРД, и разграничить между ними компетенцию в сфере правоохранительной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" к задачам этих органов отнесена борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями. О выявленных же других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные структуры. Аналогичный подход присутствует и в практике деятельности других органов, осуществляющих ОРД. Это позволяет избежать ненужного дублирования функций и конкуренции оперативных служб, способствует рациональному использованию имеющихся сил и средств.
Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее Закон об ОРД) наделяет оперативные подразделения всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.
Эта новелла была введена Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ после передачи уголовно-исполнительной системы из МВД РФ в ведение Минюста РФ. Необходимость названного нормативного предписания обусловлена тем, что после организационных преобразований претерпел изменения и ранее существовавший порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах. В силу ряда объективных причин оперативные подразделения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания арестованных и осужденных. В то же время оперативные отделы следственных изоляторов, не располагая всем объемом следственной и оперативно-розыскной информации о криминальной деятельности обвиняемых до осуждения, не могут обеспечить их эффективную разработку. Поэтому социальная обусловленность взаимодействия при оперативной проверке лиц, арестованных за совершение преступлений, нашла свое правовое закрепление в данной статье Закона об ОРД.
Хотя закон и не запрещает совместное проведение ОРМ в других местах содержания арестованных и осужденных, он нормативно ограничивает применение такой формы взаимодействия, как совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, лишь сферой деятельности следственных изоляторов. Формулируя это положение, законодатель исходил, видимо, из того, что взаимодействие оперативных подразделений при осуществлении ОРМ в других учреждениях уголовно-исполнительной системы может осуществляться в иных организационных формах (взаимное информирование, совместное планирование и др.). Это отражает и сложившуюся практику деятельности по изобличению лиц в совершении других преступлений и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В подобных случаях лицо может быть этапировано в следственный изолятор, где в отношении него будут проводиться следственные и оперативно-розыскные мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
С момента принятия первого Закона об ОРД (1992 г.), затем ФЗ об ОРД (1995 г.), а также других законов, содержащих нормы об ОРД, оперативно-розыскная теория и практика накопили значительный, опыт по их реализации в борьбе с преступностью и обеспечении национальной безопасности. Создана обширная ведомственная и межведомственная нормативная база по применению норм оперативно-розыскного законодательства.
Но жизнь не стоит на месте. В условиях реформирования всей правоохранительной и судебной системы Российской Федераций требуется Поиск новых подходов в правовом регулировании ОРД Можно выделить несколько направлений разрешения этой проблемы:
1. совершенствование действующего ФЗ об ОРД;
2. включение норм об ОРД самостоятельными разделами в проект нового УПК РФ;
3. разработка проекта Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации (ОРК РФ);
4. подготовка межведомственного закрытого подзаконного акта - Устава правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации «Об основных положениях организации и тактики оперативно-розыскной деятельности» (утверждаемого указом Президента РФ);
5. совершенствование международно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскное сотрудничество различных стран.
Список литературы:
1. Учебник "Оперативно-розыскная деятельность", под редакцией К. К. Горьянова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова, гор. Москва, 2001год.
2. Юридическая справочная система "Гарант"
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января 2003 г.)
Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня, 29 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г.)
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 15 июля 1998 г. "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам"
Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.)
Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) (под ред. А.Н.Козырина)
Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. Николюка В.В.)
Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. (Иванов С.А., М.: Народный учитель, 2002)
Соловьев И.Н. Налоговые преступления в торговле. Комментарий к проверкам и уголовным делам. - "Налоговый вестник", 2001 г.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ. ред. С.В.Степашина)
"Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений" (Басков В.И., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1998, N 4)
4
Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях