Организация и осуществление психологического сопровождения осужденных женщин, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-исполнительное законодательство и судебная практика развиваются в направлении расширения применения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Гуманизация системы уголовных наказаний требует различных мер, направленных на индивидуализацию ответственности, учет личности преступника. Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отсутствии отлаженной системы воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, контроля за их поведением, порождает у них чувство безнаказанности за совершенное и ведет к снижению эффективности этого наказания. Поэтому создание полноценной системы психолого-педагогического воздействия на осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, является одной из важнейших задач настоящего времени.

Содержание работы

1. Вводная часть. Аналитическая справка.
2. Виды работы с осужденными женщинами, при постановке на учет уголовно-исполнительной инспекции.
3. Психологическое сопровождение осужденных женщин, склонных к деструктивному поведению.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Обобщение опыта по работе с женщинами.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Порядок работы с клиентом предполагает 6 индивидуальных встреч,    5 групповых встреч и изложен в таблице, предложенной ниже. Занятия проходят вначале только индивидуальные, в дальнейшем параллельно групповые 1 раз в месяц, индивидуальные еженедельно. Оптимальный состав группы, с учетом пространственных условий 2-4 человека, что позволяет сократить время для проведения группового занятия или объединить темы.

 

 

Форма работы

Тема  занятия

Содержание  занятия

Время занятия 

0

Предварительная

Изучение материалов личного дела осужденного

Изучение приговора суда (наличие подельников, признание вины, социально-бытовая характеристика, диагнозы, административные взыскания и пр.)

0,5 часа

1

Индивидуальная

Знакомство. Первоначальная диагностика.

Социально-биографический опрос, наблюдение, тестирование (комплексная  методика изучения личности), Люшер

1 час

2

Индивидуальная

Углубленная диагностика.

Тестирование (специальные  методики для изучения самоотношения, тревожности, склонности к зависимому поведению, смысло-жизненные ориентации)

1,5 часа

3

Индивидуальная

Заключение  контракта.

Психокоррекция

Определение «проблемы» клиента. Проведение диагностико-коррекционного занятия с использованием расстановки семьи по Б.Хеллингеру.

1,5 часа

4.

Индивидуальная

Психокоррекция

Занятие с использованием метода десенсибилизации и переработки  движениями глаз.

1 час,

возможно одного сеанса недостаточно

5.

Индивидуальная

Психокоррекция 

Просмотр видеофильма  «Вера в себя», обсуждение

1, 5 часа

6.

Индивидуальная

Психокоррекция

Арт-терапия.

Визуализация.

Подведение  итогов.

2 часа

7

Групповая

Знакомство. Семья в нашей жизни.

Цели и задачи программы. Знакомство участников друг с другом. Принятие правил работы. Упражнения: «Что такое семья? Моя семья – кого я в нее включаю? Все ли мои родственники – моя семья?».

2 часа

8

Групповая

Мои родители!

История отношений  родителей.

2 часа

9

Групповая

Моя мама!

История жизни  мамы. Ее семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям.

2 часа

10

Групповая

Мой папа!

История жизни  папы. Его семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям.

2 часа

11

Групповая

Женские судьбы в моей семье!

Установки, полученные от женщин в семье. Судьба каждого  участника семьи – образец  для остальных, разрешение!

2 часа

12

Групповая

Мужские судьбы в моей семье!

Установки, полученные от мужчин в семье. Судьба каждого  участника семьи – образец  для остальных, разрешение!

2 часа

13

Групповая

Мое место в  семье.

Чтобы что-то менять, необходимо определить, что менять. Адекватная оценка своего положения в семье является условием для дальнейших позитивных изменений.

2 часа

14

Групповая

Итоговая встреча.

 

2 часа

     

Контроль и наблюдение каждого клиента хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

 

 

Каждое занятие  начинается с небольшого вступительного слова ведущего. Участники комментируют свое состояние в начале занятия             и рассказывают о выполнении домашнего задания. Далее участникам предлагаются различные упражнения. В завершении занятия участники обсуждают свои впечатления от него и получают новое домашнее задание.

Процедура проведения психокоррекционных занятий представлена      на примере Виктории Л., осужденной по ст.228.1 ч.3, 228 ч.1 УК РФ               к 8 годам лишения свободы с отсрочкой отбывания наказания, до достижения ребенком 14 лет.

Виктория Л., 1983г.р., состоит на учете уголовно-исполнительной инспекции с декабря  2009 года. При постановке на  учет психологом изучено личное дело осужденной, проведено комплексное диагностическое обследование, составлена программа психологической реабилитации осужденной.

         Виктория Л. ранее судима в 2001 году по ст.228 ч.1. УК РФ, освобождена по амнистии. Имеет среднее образование. Не работает. Вдова. Проживает с ребенком 2005 г.р. Источник дохода – пенсия по потере кормильца.  Воспитывалась в асоциальной семье: отца не знает, мать и отчим практически постоянно отбывали наказание в местах лишения свободы, были зависимы от алкоголя и наркотиков. Сама Виктория Л. также с 2001 года состоит на учете в наркодиспансере с диагнозом «героиновая наркомания»,   с 2004 года имеет диагноз ВИЧ, гепатит. Утверждает, что с 2002 года           не употребляет наркотики.

            Вину признает, ответственность  склонна брать на себя. Отношение      к наказанию осознанное. Система ценностных ориентаций и установок искажена. Социальный интеллект не развит. Трудовая мотивация неустойчивая. Жизненные цели не сформированы.

            Психологические особенности: тип темперамента – меланхолик. Характерна повышенная эмоциональная чувствительность, яркая реакция     на положительные и отрицательные события, ранимость в отношении критических замечаний. Впечатлительна по поводу оценки окружающих, ищет признания, хочет произвести благоприятное впечатление. Повышенно обидчива, подозрительна. Испытывает трудности социальной адаптации, межличностных отношений. Планомерность действий сочетается                    с осторожностью и чуткой реакцией на изменения в ситуации. Самоконтроль развит. Избегает конфликтов.


          Рекомендуется ровное убеждающее воздействие, требования предъявлять в разъяснительной форме.  Необходимо отслеживание ближайшего окружения, т.к. подвластна давлению, склонна приносить себя   в жертву. Желательно развивать социальный интеллект, поддерживать           в позитивных усилиях.

 

При проведении консультации по результатам психологического обследования, в субъективном отчете присутствует жалоба на свою зависимость  от воли более сильной личности («Я пластилиновая, боюсь, что меня вновь могут вовлечь во что-то нехорошее»), но желания на коррекцию себя и своего поведения с помощью психолога долгое время не изъявляла.

В 2011 году Виктории вновь было предложено принять участие             в психокоррекционной программе, она дала добровольное согласие, был подписан контракт. Программа реализовывалась в течение 2012 года.

По результатам психологического исследования с использованием специальных методик проявляет сниженную самооценку, повышенный уровень тревожности, ниже средних возможности саморегуляции                   и самореализации.

При проведении коррекционного занятия с использованием расстановки семьи по Б.Хеллингеру выявлены ранние смерти в ее семье, фигура умалчивания – ее родной отец, что возможно послужило причиной появления искажений в жизни последующих поколений и ее в частности.

В коррекции  по методу десенсибилизации и переработки движениями глаз за основу было взято воспоминание Виктории о том, как в 6 лет она впервые осталась одна, когда и мать и отчима «посадили». В качестве «Безопасного места» Виктория определила момент, когда мама вернулась     из заключения, была пожарена большая сковорода картошки и ночевала она в одной постели с матерью. Неприятное самопредставление:                           «Я беспомощная, я испуганная». Желаемое положительное самопредставление – «Я спокойная, я уверенная». Работа по шкале субъективного беспокойства потребовала проведения всего трех серий движений глаз, а вот стадия инсталляции (цель - связать желаемое положительное самопредставление с связанной с травмой информацией) потребовал проведения еще двух сеансов десенсибилизации. Но в итоге поставленная задача была решена.

При проведении обсуждения после проведения кино-терапии, арт-терапии, визуализации, Виктория неизменно  отмечала свое спокойное состояние, тепловые ощущения в теле, эмоциональную удовлетворенность    и желание сохранить эти впечатления надолго.

При проведении тренинговых занятий (мини-группа 2 человека) Виктория проявляла открытую позицию, практически свободно делилась информацией о своей семье, но на рисунке «Моя семья» изобразила только себя и дочь. По завершению индивидуальных занятий и тренинга, Виктория признала в этом свою ошибку и проявила острую эмоциональную реакцию (плачь).

Конечным результатом  реализованной психокоррекционной программы Виктория Л. считает эмоциональное удовлетворение от занятий, обретенное состояние спокойствия и уверенности перед жизненными проблемами: «У меня теперь такое ощущение, что я не одна, что мама рядом».

Проведенное психологическое тестирование показало наличие в жизни Виктории целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Относится к себе как к человеку со средним уровнем уверенности, самостоятельности, выраженности волевых качеств и надежности.

По итогам проведения психокоррекционных занятий можно сделать вывод о том, что результаты данной работы подтверждают основные положения когнитивно-поведенческой терапии в том, что личностные состояния осужденных женщин в основном обусловлены искажениями          в их детско-родительских отношениях, а именно, чувство страха связано                с отношениями с матерью, чувство неуверенности – от отношений с отцом.

Проведенная работа позволила клиенту на основе анализа  своей биографии и анализа отношений со значимыми людьми

в сфере интеллектуального  осознания (когнитивный аспект):

— осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

— осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

— осознать глубокие причины своих переживаний и способах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений;

 

в эмоциональной  сфере:

 

—получить эмоциональную  поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;

— научиться  понимать и вербализовать свои чувства;

— испытывать более  искренние чувства к самому себе;

   — раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);

— модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования;

 

В поведенческой  сфере, в результате проведенной коррекционной работы, клиент научился корректировать свои неадекватные реакции             и овладел новыми формами поведения. Чтобы судить об устойчивости данных новообразований, Виктория отслеживалась психологом до апреля 2013 года.

В процессе индивидуальных консультаций осужденная отмечает, что  лучше стала понимать себя, мотивы своего поведения, расширила круг своих знакомых, стала увереннее в проявлении эмоций и личностной позиции.      По результатам диагностического обследования прослеживается, что  самооценка имеет динамику к повышению, снижается уровень тревожности, повышаются возможности саморегуляции и самореализации. 

 В настоящее время рассматривается вопрос о направлении материала   в отношении Виктории Л. в Комиссию по помилованию.

Основными трудностями  при реализации психокоррекционных программ в условиях уголовно-исполнительной инспекции являются:

- незначительное число мотивированных клиентов, а при внешней мотивации с трудом ее принимают;

- неготовность, а чаще неумение участников вербально излагать личные сведения, свои эмоциональные состояния, логично строить умозаключения;

- трудно скоординировать  групповую работу, т.к. осужденные заняты на работе, ухаживают за детьми и т.д..

 

Неотъемлемой  частью психологического сопровождения  осужденных женщин является проведение психопрофилактической и просветительской работы. Эти виды работы реализуются в групповых и индивидуальных формах: групповые лекции, видеопрезентации и индивидуальное рефлексивное слушание. Темы подбираются в соответствии                             с психологическими и социальными особенностями осужденных женщин. Приведем наиболее наработанные: «Познай себя. Самодиагностика», «Роль отца в семье», «Профилактика сквернословия», «Психологическая помощь женщинам, подвергшимся или подвергающимся насилию», «Бесконфликтная жизнь в семье. Это возможно?».

К проведению просветительских мероприятий привлекаются государственные  и общественные организации. С 2010 года в соответствии    с заключенными договорами о социальном партнерстве, на безвозмездной основе, специалистами «Центра по борьбе со СПИДом и ИЗ», АНКПО «Радуга» проводятся видеолектории по темам: «Профилактика ВИЧ», «Профилактика зависимого поведения», «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем»», «Влияние родительских установок» и др.

Заключение

Итак, какие  бы виды работы с осужденными женщинами                      ни осуществлял психолог УИИ, все они базируются на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдения прав          и законных интересов человека, а также профессиональной компетенции       в применении психологических методов изучения личности и воздействия    на ее поведение.

          Реализовывая основные задачи, поставленные перед психологом уголовно-исполнительной инспекции, приходится признать, что, какими бы ни были условия несения службы, проблемы организации труда                      и методического обеспечения, уровень профессионального образования, решающую роль играет внутренний потенциал и личностные качества самого психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Информация о работе Организация и осуществление психологического сопровождения осужденных женщин, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы