Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 10:57, курсовая работа
Уголовно-исполнительное законодательство и судебная практика развиваются в направлении расширения применения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Гуманизация системы уголовных наказаний требует различных мер, направленных на индивидуализацию ответственности, учет личности преступника. Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отсутствии отлаженной системы воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, контроля за их поведением, порождает у них чувство безнаказанности за совершенное и ведет к снижению эффективности этого наказания. Поэтому создание полноценной системы психолого-педагогического воздействия на осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, является одной из важнейших задач настоящего времени.
1. Вводная часть. Аналитическая справка.
2. Виды работы с осужденными женщинами, при постановке на учет уголовно-исполнительной инспекции.
3. Психологическое сопровождение осужденных женщин, склонных к деструктивному поведению.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Порядок работы с клиентом предполагает 6 индивидуальных встреч, 5 групповых встреч и изложен в таблице, предложенной ниже. Занятия проходят вначале только индивидуальные, в дальнейшем параллельно групповые 1 раз в месяц, индивидуальные еженедельно. Оптимальный состав группы, с учетом пространственных условий 2-4 человека, что позволяет сократить время для проведения группового занятия или объединить темы.
№ |
Форма работы |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Время занятия |
0 |
Предварительная |
Изучение материалов личного дела осужденного |
Изучение приговора суда (наличие подельников, признание вины, социально-бытовая характеристика, диагнозы, административные взыскания и пр.) |
0,5 часа |
1 |
Индивидуальная |
Знакомство. Первоначальная диагностика. |
Социально-биографический опрос, наблюдение, тестирование (комплексная методика изучения личности), Люшер |
1 час |
2 |
Индивидуальная |
Углубленная диагностика. |
Тестирование (специальные методики для изучения самоотношения, тревожности, склонности к зависимому поведению, смысло-жизненные ориентации) |
1,5 часа |
3 |
Индивидуальная |
Заключение контракта. Психокоррекция |
Определение «проблемы» клиента. Проведение диагностико-коррекционного занятия с использованием расстановки семьи по Б.Хеллингеру. |
1,5 часа |
4. |
Индивидуальная |
Психокоррекция |
Занятие с использованием метода десенсибилизации и переработки движениями глаз. |
1 час, возможно одного сеанса недостаточно |
5. |
Индивидуальная |
Психокоррекция |
Просмотр видеофильма «Вера в себя», обсуждение |
1, 5 часа |
6. |
Индивидуальная |
Психокоррекция |
Арт-терапия. Визуализация. Подведение итогов. |
2 часа |
7 |
Групповая |
Знакомство. Семья в нашей жизни. |
Цели и задачи программы. Знакомство участников друг с другом. Принятие правил работы. Упражнения: «Что такое семья? Моя семья – кого я в нее включаю? Все ли мои родственники – моя семья?». |
2 часа |
8 |
Групповая |
Мои родители! |
История отношений родителей. |
2 часа |
9 |
Групповая |
Моя мама! |
История жизни мамы. Ее семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям. |
2 часа |
10 |
Групповая |
Мой папа! |
История жизни папы. Его семья, детство, юность, образование, работа, отношение к детям. |
2 часа |
11 |
Групповая |
Женские судьбы в моей семье! |
Установки, полученные от женщин в семье. Судьба каждого участника семьи – образец для остальных, разрешение! |
2 часа |
12 |
Групповая |
Мужские судьбы в моей семье! |
Установки, полученные от мужчин в семье. Судьба каждого участника семьи – образец для остальных, разрешение! |
2 часа |
13 |
Групповая |
Мое место в семье. |
Чтобы что-то менять, необходимо определить, что менять. Адекватная оценка своего положения в семье является условием для дальнейших позитивных изменений. |
2 часа |
14 |
Групповая |
Итоговая встреча. |
2 часа | |
Контроль и наблюдение каждого клиента хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. |
Каждое занятие начинается с небольшого вступительного слова ведущего. Участники комментируют свое состояние в начале занятия и рассказывают о выполнении домашнего задания. Далее участникам предлагаются различные упражнения. В завершении занятия участники обсуждают свои впечатления от него и получают новое домашнее задание.
Процедура проведения психокоррекционных занятий представлена на примере Виктории Л., осужденной по ст.228.1 ч.3, 228 ч.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отсрочкой отбывания наказания, до достижения ребенком 14 лет.
Виктория Л., 1983г.р., состоит на учете уголовно-исполнительной инспекции с декабря 2009 года. При постановке на учет психологом изучено личное дело осужденной, проведено комплексное диагностическое обследование, составлена программа психологической реабилитации осужденной.
Виктория Л. ранее судима в 2001 году по ст.228 ч.1. УК РФ, освобождена по амнистии. Имеет среднее образование. Не работает. Вдова. Проживает с ребенком 2005 г.р. Источник дохода – пенсия по потере кормильца. Воспитывалась в асоциальной семье: отца не знает, мать и отчим практически постоянно отбывали наказание в местах лишения свободы, были зависимы от алкоголя и наркотиков. Сама Виктория Л. также с 2001 года состоит на учете в наркодиспансере с диагнозом «героиновая наркомания», с 2004 года имеет диагноз ВИЧ, гепатит. Утверждает, что с 2002 года не употребляет наркотики.
Вину признает, ответственность склонна брать на себя. Отношение к наказанию осознанное. Система ценностных ориентаций и установок искажена. Социальный интеллект не развит. Трудовая мотивация неустойчивая. Жизненные цели не сформированы.
Психологические особенности: тип темперамента – меланхолик. Характерна повышенная эмоциональная чувствительность, яркая реакция на положительные и отрицательные события, ранимость в отношении критических замечаний. Впечатлительна по поводу оценки окружающих, ищет признания, хочет произвести благоприятное впечатление. Повышенно обидчива, подозрительна. Испытывает трудности социальной адаптации, межличностных отношений. Планомерность действий сочетается с осторожностью и чуткой реакцией на изменения в ситуации. Самоконтроль развит. Избегает конфликтов. |
Рекомендуется ровное убеждающее воздействие, требования предъявлять в разъяснительной форме. Необходимо отслеживание ближайшего окружения, т.к. подвластна давлению, склонна приносить себя в жертву. Желательно развивать социальный интеллект, поддерживать в позитивных усилиях.
При проведении консультации по результатам психологического обследования, в субъективном отчете присутствует жалоба на свою зависимость от воли более сильной личности («Я пластилиновая, боюсь, что меня вновь могут вовлечь во что-то нехорошее»), но желания на коррекцию себя и своего поведения с помощью психолога долгое время не изъявляла.
В 2011 году Виктории вновь было предложено принять участие в психокоррекционной программе, она дала добровольное согласие, был подписан контракт. Программа реализовывалась в течение 2012 года.
По результатам психологическог
При проведении коррекционного занятия с использованием расстановки семьи по Б.Хеллингеру выявлены ранние смерти в ее семье, фигура умалчивания – ее родной отец, что возможно послужило причиной появления искажений в жизни последующих поколений и ее в частности.
В коррекции по методу десенсибилизации и переработки движениями глаз за основу было взято воспоминание Виктории о том, как в 6 лет она впервые осталась одна, когда и мать и отчима «посадили». В качестве «Безопасного места» Виктория определила момент, когда мама вернулась из заключения, была пожарена большая сковорода картошки и ночевала она в одной постели с матерью. Неприятное самопредставление: «Я беспомощная, я испуганная». Желаемое положительное самопредставление – «Я спокойная, я уверенная». Работа по шкале субъективного беспокойства потребовала проведения всего трех серий движений глаз, а вот стадия инсталляции (цель - связать желаемое положительное самопредставление с связанной с травмой информацией) потребовал проведения еще двух сеансов десенсибилизации. Но в итоге поставленная задача была решена.
При проведении обсуждения после проведения кино-терапии, арт-терапии, визуализации, Виктория неизменно отмечала свое спокойное состояние, тепловые ощущения в теле, эмоциональную удовлетворенность и желание сохранить эти впечатления надолго.
При проведении тренинговых занятий (мини-группа 2 человека) Виктория проявляла открытую позицию, практически свободно делилась информацией о своей семье, но на рисунке «Моя семья» изобразила только себя и дочь. По завершению индивидуальных занятий и тренинга, Виктория признала в этом свою ошибку и проявила острую эмоциональную реакцию (плачь).
Конечным результатом реализованной психокоррекционной программы Виктория Л. считает эмоциональное удовлетворение от занятий, обретенное состояние спокойствия и уверенности перед жизненными проблемами: «У меня теперь такое ощущение, что я не одна, что мама рядом».
Проведенное психологическое тестирование показало наличие в жизни Виктории целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Относится к себе как к человеку со средним уровнем уверенности, самостоятельности, выраженности волевых качеств и надежности.
По итогам проведения психокоррекционных занятий можно сделать вывод о том, что результаты данной работы подтверждают основные положения когнитивно-поведенческой терапии в том, что личностные состояния осужденных женщин в основном обусловлены искажениями в их детско-родительских отношениях, а именно, чувство страха связано с отношениями с матерью, чувство неуверенности – от отношений с отцом.
Проведенная работа позволила клиенту на основе анализа своей биографии и анализа отношений со значимыми людьми
в сфере интеллектуального осознания (когнитивный аспект):
— осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
— осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
— осознать глубокие причины своих переживаний и способах реагирования, а также условия формирования своей системы отношений;
в эмоциональной сфере:
—получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов;
— научиться понимать и вербализовать свои чувства;
— испытывать более искренние чувства к самому себе;
— раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);
— модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования;
В поведенческой сфере, в результате проведенной коррекционной работы, клиент научился корректировать свои неадекватные реакции и овладел новыми формами поведения. Чтобы судить об устойчивости данных новообразований, Виктория отслеживалась психологом до апреля 2013 года.
В процессе индивидуальных консультаций осужденная отмечает, что лучше стала понимать себя, мотивы своего поведения, расширила круг своих знакомых, стала увереннее в проявлении эмоций и личностной позиции. По результатам диагностического обследования прослеживается, что самооценка имеет динамику к повышению, снижается уровень тревожности, повышаются возможности саморегуляции и самореализации.
В настоящее время рассматривается вопрос о направлении материала в отношении Виктории Л. в Комиссию по помилованию.
Основными трудностями при реализации психокоррекционных программ в условиях уголовно-исполнительной инспекции являются:
- незначительное число мотивированных клиентов, а при внешней мотивации с трудом ее принимают;
- неготовность, а чаще неумение участников вербально излагать личные сведения, свои эмоциональные состояния, логично строить умозаключения;
- трудно скоординировать групповую работу, т.к. осужденные заняты на работе, ухаживают за детьми и т.д..
Неотъемлемой частью психологического сопровождения осужденных женщин является проведение психопрофилактической и просветительской работы. Эти виды работы реализуются в групповых и индивидуальных формах: групповые лекции, видеопрезентации и индивидуальное рефлексивное слушание. Темы подбираются в соответствии с психологическими и социальными особенностями осужденных женщин. Приведем наиболее наработанные: «Познай себя. Самодиагностика», «Роль отца в семье», «Профилактика сквернословия», «Психологическая помощь женщинам, подвергшимся или подвергающимся насилию», «Бесконфликтная жизнь в семье. Это возможно?».
К проведению просветительских мероприятий привлекаются государственные и общественные организации. С 2010 года в соответствии с заключенными договорами о социальном партнерстве, на безвозмездной основе, специалистами «Центра по борьбе со СПИДом и ИЗ», АНКПО «Радуга» проводятся видеолектории по темам: «Профилактика ВИЧ», «Профилактика зависимого поведения», «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем»», «Влияние родительских установок» и др.
Заключение
Итак, какие бы виды работы с осужденными женщинами ни осуществлял психолог УИИ, все они базируются на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдения прав и законных интересов человека, а также профессиональной компетенции в применении психологических методов изучения личности и воздействия на ее поведение.
Реализовывая основные задачи, поставленные перед психологом уголовно-исполнительной инспекции, приходится признать, что, какими бы ни были условия несения службы, проблемы организации труда и методического обеспечения, уровень профессионального образования, решающую роль играет внутренний потенциал и личностные качества самого психолога.
Список литературы