Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей, быстрые процессы изменений в обществе, т.е. общая нестабильность нынешней жизни в России, в первую очередь, отражается на молодых людях, с их еще не устоявшимся мировоззрением. Накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на судьбы подрастающего поколения, порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Понятие уголовной ответственности и наказания . . . . . . . .
Глава II. Особенность уголовной ответственности несовершенно- летних . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 2.1. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних . . . . . . . . . . . .
§ 2.2. Особенности уголовной ответственности несовер- шеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .
§ 2.3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава III. Особенности наказания несовершеннолетних . . . . . . . . . . .
§ 3.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3.2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 3.3. Особенности применения наказания несовершен-
нолетним . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

передланная1.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

         Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.  75 УК),  в связи с примирением с потерпевшим (ст.  76 УК), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК). Вышеуказанные  основания  в отношении их не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста,  в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к  несовершеннолетним.  Согласно ст. 94 УК, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом,  подросток освобождается от уголовной ответственности,  если со  дня совершения преступления истекли следующие сроки:

         а) один год после совершения преступления небольшой тяжести; 

б)  три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого преступления;

г) семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

         Наряду с общими видами освобождения от  уголовной  ответственности  в законодательстве  содержатся и специальные виды,  применяемые только к лицам, не достигшим восемнадцати лет.  В ч. 1 ст. 90 УК говорится: “Несовершеннолетний,  впервые  совершивший преступление небольшой или средней тяжести,  может быть освобождён от уголовной ответственности,  если будет признано,  что  его исправление  может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.” Таким образом,  освобождение несовершеннолетнего  от уголовной ответственности закон связывает с рядом обстоятельств:

  1. преступление должно быть совершено впервые;
  2. деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;
  3. положительная  характеристика  личности  подростка,  позволяющая прийти  к убеждению,  что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия.  Такая убеждённость должна складываться  на  основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния,  размер вреда причинённого именно несовершеннолетним,  и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами,  преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для  нег обстоятельств,  не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).

         При наличии данных обстоятельств,  а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно  при выяснении вопросов о том,  применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно,  вопрос о применении к несовершеннолетнему  принудительных  мер  воспитательного  воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

         На стадии предварительного расследования прокурор или  следователь  с согласия  прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в  специализированный  государственный  орган,  который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК. На стадии судебного разбирательства  суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных  мер воспитательного воздействия.  Все специальные виды освобождения лиц,  не достигших восемнадцати лет,  от уголовной ответственности связаны с  применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности.  Принудительными они являются потому,  что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя,  обязательны как для лиц,  совершивших преступления,  так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов,  наделённых специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные  законе.

         По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носит воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается  прежде  всего путем убеждения,  доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления  достигается  без  привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания,  при экономии мер уголовной  репрессии.

         Следовательно, вышеназванные меры по своему содержанию являются  воспитательными,  а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство.  Между ними  существуют  качественные различия,  определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары.  Они не влекут за собой судимости,  не делятся  на основные и дополнительные виды.  Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела.  Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия  является  возможность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к лицам,  не достигшим восемнадцатилетнего возраста на момент их  назначения,  достижение  лицом совершеннолетия исключает их применение. Статья 90 УК предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

         а) предупреждение; 

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного  органа; 

в) возложение обязанности загладить причинённый вред; 

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Применение принудительных мер  воспитательного  воздействия,  которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п. “в” и “г” ч.2 ст.  90 УК),  в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо только судом.

         Содержание принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК.

         Предупреждение, согласно закону,  состоит в разъяснении несовершенно-

летнему вреда,  причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений,  предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

         Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их  за-

меняющих,  либо  на  специализированный  государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его  поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: 

  1. родители (лица, их заменяющие);
  2. специализированные государственные органы. 

Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права.  Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих  детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребёнку,  что предусмотрено СК РФ,  она лишь должна побуждать их  к более  активному  воспитательному  воздействию  на подростка,  устранению или нейтрализации криминогенных условий,  служит предупреждением о  необходимости усиления контроля за свободным временем подростка.  Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, ещё имеют влияние на  подростка,  правильно оценивают содеянное им,  могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего,  осуществлять за  ним  повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего,  но практически оно необходимо, так как иначе  теряется  смысл  этой меры.  Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка,  не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передавать под надзор государственному органу. Им в настоящее время является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующем местном органе самоуправления.

         Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учетом  имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Законодатель не ставит цели вообще устранения вреда; загладить - значит  преуменьшить,  смягчить  вред,  причинённый  потерпевшему совершённым преступлением.  Законом не определён и его вид; в преступлениях он может быть как материальным, так и моральным. Однако необходимо обратить внимание на содержащееся в ч. 3 ст. 91 УК указание на имущественное положение несовершеннолетнего и его соответствующие трудовые навыки, свидетельствует о том, что законодатель имеет в виду в первую очередь имущественный ущерб.  Его возмещение возможно при следующих условиях: подросток имеет самостоятельный доход (заработная плата, стипендия, пенсия, другие законные источники) либо соответствующее  имущество;  обладает  трудовыми навыками,  позволяющими собственноручно устранить причинённый вред (отремонтировать  повреждённые  вещи,  привести  в надлежащий вид помещение и т.д.).  Способ, которым заглажен причинённый вред, значения не имеет.  Ущерб может быть возмещён деньгами,  взамен  испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т. д. Возмещение ущерба в виде денежной компенсации следует применять  крайне  осторожно,  дабы  не  спровоцировать нового имущественного преступления,  вызванного  материальными  затруднениями  несовершеннолетнего. Возмещение ущерба производится добровольно через судебного исполнителя.

         В случае,  когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества,  достаточного для возмещения вреда,  вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Так, Ставропольским краевым судом 12 мая 1996 г.  Федоренко А. П. осуждён по ч. 4 ст.117 УК РСФСР к лишению свободы.  Постановлено взыскать с его матери в счет матери потерпевшей Яцуковой А.  В. в счёт компенсирования морального вреда 5 миллионов рублей.

         Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством,  ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа.  Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение,  либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Однако, все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить  подростка  от  вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

         Закон содержит примерный, а не исчерпывающий перечень возможных ограничений,  применяемых к несовершеннолетнему. Он может быть существенно расширен с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, окружения подростка,  его  участия в неформальных объединениях антиобщественной направленности, условий, характера учёбы или трудовой деятельности, служебной, материальной  или  иной зависимости,  взаимоотношений с потерпевшим,  соучастниками преступления и т. д.

         Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего было известно и УК РСФСР. Однако, новый УК, кроме некоторого  терминологического различия в наименованиях этих мер,  содержит и более существенные отличия.  Прежде всего, принудительные меры воспитательного воздействия  могут  применяться теперь не только при совершении преступлений небольшой тяжести (ранее - преступлений, не представляющих большой общественной опасности),  но и преступлений средней тяжести.  Кроме того,  в новом УК не указывается,  кем (каким органом) несовершеннолетний может быть  освобождён от  уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия и кем (каким органом) могут быть назначены  эти  меры. Следовательно, не исключается освобождение от уголовной ответственности органом дознания,  следователем с согласия прокурора или прокурором,  а также судом,  но назначение этих мер с учётом их принудительного характера исполнения возможно только судом.

         Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания. Суд  может  назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия.  Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию  и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться. Так, например, могут быть одновременно назначены предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности загладить причинённый вред и ограничение досуга.  Согласно ч. 4 ст. 90 УК в случае систематического неисполнения лицом,  не достигшим восемнадцатилетнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия  эта  мера  по  представлению специализированного  государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к  уголовной  ответственности.  Этим подчёркивается  фактически  условный  характер  применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних