Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:03, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании уголовного законодательства в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних преступников, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.
Исходя из цели работы, задачами исследования являются:
- изучение истории развития законодательства об уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в России;
- анализ уголовно-правового законодательства в отношении несовершеннолетних;
- выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних.
Введение
1. Понятие «несовершеннолетний» в отечественном уголовном праве
1.1 Эволюция понятия «несовершеннолетний»
1.2 Преступность несовершеннолетних
1.3 Проблемы, связанные с изучением личностных особенностей несовершеннолетних
2. Отправление правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних
2.1 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, и особенности их применения
2.3 Освобождение несовершеннолетних от наказания
2.4 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия и проблемы, возникающие при их применении
2.5 Иные особенности применения уголовного закона в отношении несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
Основной целью деятельности указанных лиц был не только контроль за поведением несовершеннолетних, осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, но и изучение их личности, выявление причин и условий, побудивших их к совершению преступлений. Правоприменительная практика тех лет исходила из того принципа, что сам по себе ребенок не виновен в том, что он плох. Его как преступника формируют условия, в которых он развивается, и взрослые, которые его окружают [66, c.82].
Попечители должны были не реже двух раз в неделю посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы и работы, оказывать посильную помощь подросткам в трудоустройстве и направлении в учебные заведения, а также систематически представлять судье сведения о поведении подконтрольных им лиц.
Установившаяся система
позволяла судье более
К 1917 году на фоне охвативших Россию процессов
нарастания урбанизации, индустриализации
и связанной с ними пролетаризации
населения преступность в стране
приобретает более широкий
В результате происходящих в стране
социально-политических преобразований,
слома нравственных устоев, духовного
кризиса российского общества и изменения
системы ценностей для большей части населения
рационально-
В начале 20-х годов XX в. в структуре преступности детей и подростков в РСФСР преобладали кражи (около 90%), основным мотивом которых была нужда. Так, во втором полугодии 1918 года дела о кражах составляли 41% всех дел, рассмотренных в судах г. Москвы. В 1921 г. за кражу и другие преступления против собственности в местах лишения свободы содержалось 83% всех несовершеннолетних. Количество квалифицированных преступлений имущественного характера (разбой, грабеж) было сравнительно невелико и составляло не более 1% [66, c. 93].
Все это ставило перед новой властью в качестве первоочередной задачи охрану прав молодого поколения. Поэтому в первые годы существования Советского государства предпринимались активные меры по формированию новой системы предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних: было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся улучшения жизни и воспитания подростков, борьбы с детской девиантностью и преступностью.
Прежде всего Советской
Правовое воздействие на несовершеннолетних правонарушителей сводилось главным образом к следующим педагогическим мерам: применению различных способов однократного воспитательного воздействия (беседы, замечания), устройству в заменяющие семью воспитательные учреждения, длительному надзору за поведением детей и подростков, изоляции подростков в режимные воспитательные учреждения.
На основании постановлений комиссий несовершеннолетние, совершившие кражи и иные имущественные преступления, могли быть отданы под присмотр родителям или родственникам, помещены в приюты, колонии, детские дома, лечебные заведения и санатории.
Данное противоречие было снято принятием первого систематизированного законодательного акта Советского государства - Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 года. В части преступности несовершеннолетних данный документ предусматривал наступление уголовной ответственности с 14 лет. К лицам до достижения данного возраста, а также к несовершеннолетним от 14 до 18 лет, действовавшим «без разумения», применялись лишь воспитательные методы [66, c. 99]. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, действующие осознанно, несли ответственность в судебном порядке на общих со взрослыми преступниками основаниях.
Декретом СНК от 4 марта 1920 года «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях [66, c. 102] предусматривалось судебное разбирательство в отношении подростков, совершивших опасные преступления. Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних имели право передавать уголовные дела несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд ввиду невозможности применения к ним медико-воспитательных мер: в случае упорных рецидивов, при систематических побегах из детских домов, а также если оставление несовершеннолетнего на свободе представляет явную опасность для окружающих. Для правонарушителей-подростков, к которым применялись меры судебного наказания, стали создаваться особые учреждения – «реформатории».
В данный период отмечается увеличение случаев передачи дел несовершеннолетних в суд.
Решение проблем беспризорности и безнадзорности в стране продолжилось с принятием 23 сентября 1921 года Декрета СНК РСФСР, которым детская милиция, созданная еще в 1919 году в качестве структурного подразделения при Наркомате социального обеспечения, была переименована в детскую социальную инспекцию, призванную осуществлять охрану прав детей, вести борьбу с беспризорностью и нищенством, а также с проституцией и иными правонарушениями несовершеннолетних.
Учитывая, что преступность несовершеннолетних в рассматриваемый период находилась в прямой зависимости от детской беспризорности, совместная деятельность сотрудников детской социальной инспекции, органов ВЧК и других учреждений во многом была направлена на своевременное задержание беспризорных для направления в детские дома.
Принятый в 1922 году первый Уголовный кодекс РСФСР в ст. 18 установил, что «наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия» [50, c. 141]. При этом в отношении несовершеннолетних, отбывавших наказание за кражу и другие преступления против собственности в исправительно-трудовом учреждении и не проявивших признаков исправления, срок пребывания в этом учреждении мог быть продлен до исправления, но на срок не свыше половины первоначально определенного судом срока наказания. Принятые в 1924 - 1926 гг. Основные начала уголовного законодательства, а также новый Уголовный кодекс РСФСР не внесли существенных изменений относительно ответственности несовершеннолетних.
Вместе с тем криминогенная ситуация в стране в части корыстной преступности продолжала оставаться напряженной. По данным статистики в 1926 году общее число осужденных за кражу составило 109568 человек. Преобладающим видом правонарушений среди подростков продолжали оставаться кражи, составлявшие 55% от всех совершаемых ими преступлений [50, c. 141]. При этом в городах несовершеннолетними совершалось в два раза больше краж, чем в сельской местности. В 1927 году в городах было привлечено к уголовной ответственности за совершение краж 68,6% подростков, в то время как в сельской местности только 37,4% от общего числа несовершеннолетних, привлекавшихся к уголовной ответственности отдельно в городах и селах [50, c. 141].
Принятие Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 года «Об изменении ст. ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» стало новым шагом на пути дальнейшей гуманизации уголовного законодательства в части ответственности несовершеннолетних. Изменения вносились в ст. ст. 12 и 50 УК РСФСР 1926 года, в соответствии с которыми уголовное наказание не применялось к несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста. Комиссиями по делам несовершеннолетних им могли быть назначены только меры медико-педагогического характера.
Такой подход законодателя
к ответственности
Одновременно с
В апреле - мае 1935 года были приняты Постановления ЦИК и СНК СССР N 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1047 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», ставшие начальным этапом ликвидации ранее сформированной системы предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Прежде всего, в целях быстрейшей ликвидации преступности предписывалось несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания [66, c. 122]. Далее предусматривалась ликвидация комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования.
С 1935 года в органах внутренних дел стали создаваться комнаты привода безнадзорных детей, впоследствии переименованные в детские комнаты милиции, которые были предназначены для разбирательства с задержанными подростками. Располагались они отдельно от учреждений милиции, однако по возможности вблизи от них.
В соответствии с Инструкцией НКВД СССР №116 от 29 июня 1935 года инспекторам детской комнаты предписывалось устанавливать и передавать родителям или заменяющим их лицам задержанных подростков либо в случае необнаружения таковых направлять задержанных в приемники-распределители, создаваемые при ОВД для кратковременного содержания беспризорных подростков в возрасте до 16 лет. Оттуда беспризорников определяли в детские учреждения, осуществляли профилактику правонарушений среди них, разыскивали родителей или опекунов и возвращали подростков в семьи.
Для данного периода
развития отечественного законодательства
в области борьбы с преступностью
несовершеннолетних было характерно увеличение
карательных методов воздействи
В целях регламентации
деятельности изоляторов для несовершеннолетних
преступников Приказом НКВД СССР утверждается
Положение об изоляторе для
Постепенно происходит процесс усиления карательной направленности детских закрытых учреждений. Постановлением ВЦИК и СНК от 25 ноября 1935 года «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» отменялась возможность снижения срока наказания для несовершеннолетних правонарушителей в возрасте 14 - 18 лет, а также ужесточался режим содержания в детских трудовых колониях.
Однако следует отметить, что в рассматриваемый период некоторые меры профилактического характера все же сохраняли свое былое значение. Например, значительно улучшается состояние детских домов и колоний, усиливается ответственность родителей за ненадлежащее воспитание своих детей посредством применения таких мер, как сообщение по месту работы, в общественные организации, отобрание детей без лишения родительских прав, активизируется борьба с детской безнадзорностью и хулиганством на улицах.
В целом новая государственная политика носила жестокий репрессивный характер, что не могло не отразиться на показателях детской преступности. Значительно возросло число судимых подростков: если в 1937 году в РСФСР были осуждены 13,8 тысяч, то в 1941 году - 23,4 тысячи подростков.
Сталинские репрессии 30-х годов XX в. и Великая Отечественная война породили очередную волну детской безнадзорности и преступности. По данным статистики в период войны ежегодно осуждалось от 25 до 40 тысяч лиц в возрасте до 13 лет.
Во время Великой Отечественной войны были приняты Постановления СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» и от 15 июня 1943 года «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Данные законодательные акты послужили основой для создания первых специализированных подразделений по делам несовершеннолетних в структуре уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Они назывались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством (ОБДББ). Эти подразделения работали во взаимодействии с детскими комнатами милиции.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних