Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 16:02, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и анализ состава статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность несовершеннолетних.
В работе поставлены следующие задачи:
Изучить этапы развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних, за совершение преступлений;
Изучить возраст уголовной ответственности;Изучить основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности;
Рассмотреть виды наказаний, освобождение от наказания, сроки давности и погашения судимости, применяемые к несовершеннолетним;
Изучить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по законодательству зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних…………………………………………..5
Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
2.1. Возраст уголовной ответственности…………………………………..10
2.2. Освобождение от уголовной ответственности………………………..14
Глава 3. Особенности наказания несовершеннолетних.
3.1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним………………..21
3.2. Освобождение от наказания……………………………………………28
3.3.Сроки давности и погашения судимости, применяемые к несовершеннолетним……………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Министерство образования и науки РФ
ЧОУ ВПО «Нижегородская правовая академия» (институт)
Кафедра уголовного права и криминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине уголовное право
на тему «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»
Выполнила:
студентка второго курса
группы № 202
Лепехина М.Е.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент
Царёв Е.В.
Нижний Новгород
2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития законодательства
России об уголовной ответственности
несовершеннолетних………………………………
Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
2.1. Возраст уголовной ответственности…………………………………..
2.2. Освобождение от уголовной ответственности………………………..14
Глава 3. Особенности наказания несовершеннолетних.
3.1. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним………………..21
3.2. Освобождение от наказания……………………………………………28
3.3.Сроки давности и
погашения судимости, применяемые
к несовершеннолетним…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Проблема подростковой преступности остро стоит не только в России, но и в иностранных государствах, поэтому необходимо четкое законодательное регулирование их уголовной ответственности, а именно установление возраста, с которого, по мнению законодателя, ребенок должен в полной мере осознавать характер своих действий и руководить ими.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации впервые предусматривает специальный раздел, включающий главу, посвящённую особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений. Введение в УК РФ таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории.
Целью данной работы является исследование и анализ состава статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственность несовершеннолетних.
В работе поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются статьи Уголовного кодекса, в которых закреплены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, освобождения от уголовной ответственности, особенности видов наказаний, а также сроков давности и погашения судимости несовершеннолетних
Для достижения целей и задач работы будут использованы действующие нормативно-правовые акты: Уголовный кодекс Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних", а также научная и учебная литература.
Глава 1. История развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Один из законов, касающийся несовершеннолетних, был принят 20 мая 1892 года. Данным Законом право отдачи в приюты несовершеннолетних было предоставлено и общим судебным местам. Срок содержания несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а самими заведениями, и зависел от степени их исправления: Это давало возможность избежать краткосрочного нахождения в приюте, что имело место при назначении судом наказания сроком 1-3 месяца. Специалисты того времени выступали против краткосрочного пребывания несовершеннолетних в заведениях, считая, что для исправления необходим достаточно продолжительный срок. Не все были согласны с таким решением. Некоторые считали это решение отступлением от строго юридических начал исправительных и воспитательных целей.
На деятельность исправительных заведений определенным образом повлияли Законы 2 и 3 февраля 1893 г., связанные с несовершеннолетними. Закон 2 февраля 1893 г. предоставлял начальству исправительных заведений право помещать для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы питомцев, не достигших 18-летнего возраста.
Закон 3 февраля 1893 г. увеличивал количество категорий несовершеннолетних, которые могли быть помещены в приюты, руководствуясь при этом стремлением оградить их от развращающего влияния тюрьмы. Он давал ответ на вопрос о применении наказаний к несовершеннолетним в случае совершения ими повторных преступлений. Закон исключал усиление наказания для несовершеннолетних даже в случае, если преступления совершались в самом заведении, в том числе и при побеге из него, или во время пребывания в отпуске.
Принятый 2 июня 1897 года «Новый закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках» предусматривал более широкое применение к несовершеннолетним меры связанной с помещением в исправительное учреждение вместо тюремного заключения. Новый закон был создан в соответствии с идеей исправления, а не устрашения, как было прежде. Он существенно изменил как систему наказании несовершеннолетних, так и порядок уголовного преследовать. Отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и др. По этому Закону несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно со взрослыми. Закон запрещал применявшееся ранее заключение под стражей в полицейских арестных помещениях как меру пресечения. Вместо этого вводилось направление несовершеннолетних в приюты, колонии, а там, где таковых не было, в монастыри.
Принятый Закон дифференцированно походил к наказан1ию несовершеннолетних различных возрастов. Так, в отношении несовершеннолетних от 10 до 14 лет и от 14 до 17 лет могли быть применены следующие меры: отдача под надзор родителям и опекунам (ранее это применялось только в отношении детей до 14-летнего возраста; помещение в приюты и колонии. Что касается второй группы несовершеннолетних (от 14 до 17 лет), то для них вводилось и заключение в тюрьму (в особые помещения, отдельно от взрослых) и при тех же условиях - в арестные дома,.
Специалисты того времени считали одним из главных недостатков Закона то, что он оставлял без внимания молодых людей в возрасте от 17 до 21 года, сохраняя для них и смертную казнь, и каторгу, и тюрьму, и поселение.
Применение Закона требовало увеличения числа колоний и приютов, создания особых отделений при тюрьмах и арестных домах, на что требовались дополнительные средства. Поэтому, подводя итог своей деятельности, Главное Тюремное Управление отмечало, что при всех имеющихся достоинствах данный Закон не решил существующих проблем. К 1900 году в России появилось 45 исправительных учреждений для несовершеннолетних, которые в городах носили название приютов, а в сельской местности - земледельческих колоний.
Однако существовавшие к этому времени учреждения могли вместить не более 13-17 % несовершеннолетних правонарушителей, а остальные подвергались лишению свободы в полном его объеме и помещались в общие тюрьмы.
Изменения в системе уголовных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, распространение исправительных заведений требовали логического продолжения законотворческой деятельности. Для ее дальнейшего осуществления министерством юстиции была создана специальная комиссия, имеющая своим назначением подготовку проекта Положения о воспитательно-исправительных заведениях. Работа проводилась при активном участии съездов представителей русских исправительных заведений. Большой вклад в разработку этого документа внес юрисконсульт Главного Тюремного Управления при министерстве юстиции Д. Дрилъ. Работы была длительной и продолжалась с 1898 по 1909 гг.
19 апреля 1909 г. принято «Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних»,которое предусматривало, что «в воспитательно-исправительные заведения помещаются несовершеннолетние от 10 до 17 лет, признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния по определениям и приговорам судах». В эти заведения принимались также и несовершеннолетние «нищенствующие», занимающиеся бродяжничеством, бесприютные и беспризорные по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, руководивших воспитательно-исправительными заведениями»2. Положение состояло из 6 разделов: 1 - «Общие положения», 2 -«Источники средств содержания исправительно-воспитательных заведении», 3 -«Управление воспитательно-исправительными заведениями», 4 - «Меры воспитательно-исправительного воздействия», 5 - «Надзор за воспитательно-исправительными заведениями», 6 - «Съезд представителей исправительных заведений».
Положение определило меры воспитательно-исправительного воздействия, к которым относилось, прежде всего, образование - религиозное (с учетом верований воспитанников), общее профессиональное. В организации профессионального обучения оставлялось широкое поле для творчества воспитательно-исполнительных заведений.
Новым Положением были установлены сроки содержания воспитанников в заведениях (в зависимости от основании, по которым они помещались туда). В частности, помещенные по приговорам суда, бродяги и нищие содержались до исправления, но в любом случае не менее года и не более достижения 18-летнего возраста. Срок пребывания в заведении конкретного воспитанника определялся педагогическим советом.
Положение устанавливало необходимость трехлетнего покровительства вышедшим из заведений. Оно могло прекратиться и раньше, если питомец осуждался за новое преступление или вел такой образ жизни, который делал всякую заботу о нем бесполезной. Причем если покровительство освобожденным оказывали специально созданные для этого учреждения, сами заведения от этой обязанности все равно не освобождались.
Узаконена была система надзора за деятельностью заведений, который осуществлялся губернатором, тюремным инспектором на местах, а в Империи — Главным Тюремным Управлением.
Рассматриваемое Положение было первым нормативным актом, который регулировал основные вопросы внутренней жизни исправительных заведений. В нем нашли отражение позитивные начала, закрепленных в Законах 1866, 1892, 1893, 1897 гг., и предложения, выработанные на основе отечественной практики съездами представителей русских исправительных заведений.
В 1910 г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних. Этот суд действовал весьма успешно как в дореволюционной России, так и в первые годы после Октябрьской Революции. В 1918 и 1935 гг. этот суд был ликвидирован и в последующие годы окончательно забыт.
Глава 2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
2.1. Возраст уголовной ответственности
Уровень развития личности несовершеннолетнего, является определяющим критерием при установлении возраста уголовной ответственности. При этом также учитываются: а) относительная распространенность среди несовершеннолетних тех или иных общественно опасных деяний; б) социально-политическая обстановка в стране; в) характер причин преступности несовершеннолетних; г) возможности предупредительной деятельности как мерами правового, так и не правового характера.
Субъектом преступления может быть не любое физическое и вменяемое лицо, а только достигшего определенного возраста. В соответствии с ч.1 ст.20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет3. Но за преступления указанные в ч.2 ст.20 УК ответственность наступает с 14 лет, т.е. к лицам 14-летнего возраста возможно применить уголовное наказание.
Установление таких возрастных границ уголовной ответственности связано с тем, что с достижением такого возраста несовершеннолетний в полной мере способен оценивать свое поведение, в том числе и преступное.
В УК содержится правило, по которому несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности по достижению возраста такой ответственности, если он вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройствам, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими.
Минимальный возраст уголовной ответственности – это низший календарный возрастной предел, устанавливаемый законодателем в нормативном акте с учетом медико-биологических, социально-психологических и социологических критериев, криминологических показателей и принципов уголовного права и уголовной политики, с достижением которого закон связывает наступление уголовной ответственности субъекта за совершенное им общественно опасное деяние.
В основе определения минимальной возрастной границы уголовной ответственности лежит совокупность критериев. При установлении минимального возрастного предела уголовной ответственности законодатель учитывает (ст. 20 УК РФ): степень физического и психического развития, социально-психологические свойства и качества (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) человека, уровень его социализации как личности, определяющие способность данного субъекта во время совершения преступления сознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых действий (бездействия) и руководить ими; криминологические показатели (распространенность деяний данного вида среди лиц несовершеннолетнего возраста, их тяжесть, общественную опасность и т.д.); принципы уголовной политики (например, целесообразность установления уголовно-правового запрета).
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних