Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического характера определяют в общей форме условия жизни в обществе и влияют на характер межличностного общения граждан. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социальных и политических изменений в обществе, когда кризис в экономике привел к тому, что понизился уровень жизни большинства семей, многие из которых оказались за чертой бедности, особенно трудно приходится подрастающему поколению с его еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
1. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления………………………………………. 5
2. Особенности ответственности несовершеннолетних…………………………………………...
2.1 Цели уголовного наказания, применяемого в отношении несовершеннолетних……………
2.2 Виды уголовного наказания, применяемого в отношении несовершеннолетних…………...
3. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия….
4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания…………
Заключение…………………………………………………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………………………………...
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления………………………………………. 5
2. Особенности
ответственности несовершеннолетних………………………………
2.1 Цели уголовного наказания, применяемого в отношении несовершеннолетних……………
2.2 Виды уголовного наказания, применяемого в отношении несовершеннолетних…………...
3. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия….
4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания…………
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы……………………………………………………
Введение
Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического характера определяют в общей форме условия жизни в обществе и влияют на характер межличностного общения граждан. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социальных и политических изменений в обществе, когда кризис в экономике привел к тому, что понизился уровень жизни большинства семей, многие из которых оказались за чертой бедности, особенно трудно приходится подрастающему поколению с его еще не устоявшимся мировоззрением и подвижной системой ценностей.
Большая часть несовершеннолетних граждан испытывают не только материальные и бытовые трудности, но и находятся в крайне тяжелом психологическом состоянии, отражающемся на характере их поведения, поскольку представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных особенностей не являются осознанными и автоматическими регуляторами его поведения.
Несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально-пораженных и наименее социально-защищенных категорий населения, что повлекло за собой рост преступлений, совершенных молодежью. С ростом преступности растет и число осужденных несовершеннолетних, что является следствием не только деструктивных изменений в общественной жизни, но и утраты значения таких высоких духовных ценностей, как стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних, уважение и самоценность личности.
В связи с этим, задачи государства, ориентированные на обновление современного общества через духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения россиян, становятся вместе с тем и задачами ранней профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних, что не означает полное искоренение правонарушений и применения к их несовершеннолетним участникам соответствующего соразмерного наказания.
7Каким же должно быть это наказание? Каковы особенности применения наказания к несовершеннолетнему, а также особенности привлечения его к уголовной ответственности? Актуальность рассматриваемых вопросов заключается в остро стоящей проблеме преступности в целом, и самой ее открытой, болезненной частью - той, что совершается детьми.
Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом.
Необходимость специальных норм в уголовном праве об ответственности несовершеннолетних прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, и потому общество не может предъявить ему требования, равные требованиям, предъявленным к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего -- применение мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием.
Проанализировав нормативно-правовые акты о привлечении несовершеннолетних к уголовной ответственности и применении наказания, информацию, закрепленную в кодексах, учебниках, попробую раскрыть особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Так же попытаюсь показать, что уголовная ответственность несовершеннолетних, по сути, есть исключение из правил применения уголовной ответственности, предусмотренной для совершеннолетних, и что особенностями уголовной ответственности несовершеннолетних являются льготные условия привлечения их к уголовной ответственности и назначения им наказания.
1. Несовершеннолетние лица, как субъект преступления
В соответствии со статьей 87 Уголовного кодекса РФ, который вступил в действие 1 января 1997 года "Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет".
Минимальный возраст несовершеннолетнего, как особого участника уголовного правоотношения - есть минимальный возраст уголовной ответственности. Уголовное право России ограничивает минимальный возраст уголовной ответственности 14 годами.
Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Для правильного применения норм об уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо верно установить возраст лица.
Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 421 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних.
При этом, как отмечается в постановлении Пленума ВС РФ, нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток.
При установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица1.
Следует также учитывать, что согласно части 3 статьи 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. При экспертном заключении относительной способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, основное значение имеет следующий вопрос: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?». Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с частью 1 статьи 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемость в соответствии со статьей 22 УК РФ.
Выявление наличия и формы психического расстройства служит необходимой предпосылкой для решения вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации. Так, при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психологического расстройства, определят его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: "Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно?", судом они ему могут быть назначены (п. а, ч. 1, ст. 97 и ст. 99 УК РФ).
В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства, либо отставания в психическом развитии, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
В случае совершения общественно-опасного деяния лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, либо несовершеннолетним, достигшим этого возраста, который вследствие отставания в психическом развитии не мог осознавать характер и опасность совершенного им деяния, отсутствуют признаки субъекта преступления, т.е. основание для уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к этим лицам не в порядке, предусмотренном уголовным законом, но в порядке, предусмотренном административным законодательством.
По достижении 18-летнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего.
В соответствии со статьей 96 УК РФ уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности ответственности несовершеннолетних, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет. К этим лицам не может быть применено помещение их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Данная норма может применяться в случаях, когда лицо, достигшее 18-летнего возраста, не достигло обычного для этого возраста уровня психической и социальной зрелости, и применение специальных норм об ответственности несовершеннолетних лучшим образом обеспечивает реализацию принципов уголовной ответственности.
2. Особенности ответственности несовершеннолетних
Выделение в УК РФ самостоятельного раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет, совершающих преступления. Эти особенности имеют объективно-субъективную основу и призваны максимально содействовать достижению целей уголовной ответственности, влиять на ресоциализацию несовершеннолетних путем применения к ним специфических, по сравнению со взрослыми, мер психолого-педагогического характера.
Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации в разных формах: в форме освобождения от уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия и в форме привлечения к уголовной ответственности, индивидуализация которой может выражаться:
1) в освобождении от наказания и применения принудительных мер воспитательного характера (ч. 1ст. 92 УК РФ);
2) в применении наказания в пределах, специально установленных статьей 88 УК РФ;
3) в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
2.1 Цели уголовного наказания, применяемого в отношении несовершеннолетних
В соответствии со статьей 43 УК РФ наказанием является мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этих лиц.
Наказание за совершение преступления несовершеннолетними лицами, признанными виновными в совершении преступления, заключается в предусмотренных УК РФ менее строгих, чем ко взрослым преступникам, и ориентированных на меры воспитательно-педагогического характера лишениях или ограничениях их прав и свобод.
Но, наказание есть не только кара за совершенное преступление. Оно имеет и свои цели. Так в соответствии с частью 2 статьи 43 УК РФ уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Любое преступление нарушает социальную справедливость, так как оно причиняет вред личности, обществу, государству; ущемляет права потерпевших, наносит моральный, материальный или физический вред. Поэтому восстановление социальной справедливости предполагает возмещение ущерба от преступления, определение наказания, соразмерного тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Социальная справедливость в наказании раскрывается также через закрепленный в статье 6 УК РФ принцип справедливости.
Исправление осужденного направлено на превращение его в законопослушного гражданина, на привитие у него уважения к законам, приспособление к нормальным условиям жизни в обществе. Реализация цели предупреждения преступлений предполагает недопущение совершения новых преступлений, как самим осужденным, так и иными лицами. Ее осуществление связано с воздействием наказания к лицу, осужденному за совершение преступления, а также к иным, неустойчивым в законопослушном отношении лицам, заставляя тем самым их под страхом наказания не совершать преступлений. Цель предупреждения совершения преступления осужденным достигается путем применения различных воспитательных мер со стороны органов государства, исполняющих примененное к нему наказание.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности у несовершеннолетних