Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:32, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучить правовые институты освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания по российскому уголовному праву.
Задачи курсовой работы включают в себя:
- описать понятие и виды освобождения от уголовной ответственности,
- охарактеризовать основания применения отдельных видов освобождения от уголовной ответственности,
Введение................................................................................................................... стр. 3
1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности.
Основания применения отдельных видов освобождения
от уголовной ответственности............................................................................... стр. 6
2. Понятие и виды освобождения от наказания. Правовые основания
применения отдельных видов освобождения от наказания.............................. стр. 12
3. Амнистия и помилование................................................................................. стр. 22
3.1. Общая характеристика правового института амнистии............................. стр. 22
3.2. Общая характеристика правового института помилования....................... стр. 26
Заключение............................................................................................................ стр. 31
Список использованной литературы.................................................................. стр. 33
Акт амнистии имеет нормативный характер. Это означает, что амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, который может быть и достаточно узким (амнистия от 20 апреля 2005 г.) и касаться десятков тысяч человек (постановление Государственной Думы от 30 ноября 2001 г. «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин»).
Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания. Здесь важно иметь в виду следующее обстоятельство. Акт амнистии является основанием к прекращению уголовного преследования, если лицо против этого не возражает. В противном случае (такие случаи в следственной судебной практике не единичны), прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается и производство по делу продолжается в установленном законом порядке. Если при этом вина лица будет доказана, суд постановляет объявить обвинительный приговор и в соответствии с актом амнистии освобождает осужденного от наказания.
Амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления до опубликования акта об амнистии или дня, указанного в Постановлении Государственной Думы об объявлении амнистии.
Одновременно с постановлением об объявлении амнистии Государственная Дума принимает постановление о порядке применения этого акта. По существу, это процессуальный документ, в котором детально (чтобы избежать возможных ошибок в толковании актов об амнистии) определяются правила и процедуры реализации на практике постановления об объявлении амнистии. В частности, называются органы государственной власти управления, на которые возлагается применение постановления. Это исправительные учреждения и следственные изоляторы; органы дознания и органы предварительного следствия, суды; органы внутренних дел; уголовно-исполнительные инспекции и т.п. В постановлении о порядке применения амнистии указывается, что решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. В связи с этим учреждениям и органам, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы должны исполняться теми, кому они адресованы, незамедлительно. В постановлении о порядке применения актов об амнистии дается также аутентическое толкование наиболее сложных вопросов (понятий), связанных с применением амнистии. Отдельные вопросы применения акта об амнистии могут решаться Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ.
3.2. Общая характеристика
правового института помиловани
Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50). Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ.
Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но есть и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании Указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время Постановление Государственной думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его издание инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии много сложнее и требует достаточно продолжительного периода.
В стародавние времена акты о помиловании принимались в исключительных случаях. Соответственно не требовалось принятия специального разработанных правил и процедур по их принятию и реализации. В настоящее время, когда помилование стало неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества, число обращений к главе государства с просьбой о помиловании исчисляется десятками тысяч. Чтобы в такой сложной ситуации избежать возможных ошибок, в России была установлена строго регламентированная процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование.
Эта процедура определена в Указе Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (Утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1500).
В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением Указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не мене 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.
Комиссии по вопросам помилования, другие органы, составляющие механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. Особую значимость этому документу придает то обстоятельство, что Положение утверждено Указом Президента РФ.
Положение предусматривает, что в Российской Федерации помилование применяется в отношении трех групп граждан:
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет это ходатайство в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание, которая в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляет его с необходимыми документами (п. 5 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации) в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее чем через семь дней после получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства о помиловании представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Губернатор не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
Чтобы избежать случаев всякого рода волокиты и злоупотреблений на региональном уровне, Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации. В этом списке также указывается статья уголовного закона, по которому осуждены обратившиеся с ходатайством о помиловании. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.
Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для выполнения задач борьбы с преступностью необходимо использовать все возможности, которые дает уголовное законодательство. В этой связи должно совершенствоваться законодательное регулирование, а также практика применения уголовно-правовых норм, стимулирующих и поощряющих позитивное постпреступное поведение лиц, совершивших преступления, в целях предупреждения негативных последствий содеянного, возмещения причиненного ущерба, оказания содействия правоохранительным органам в выявлении и раскрытии преступлений.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы успешная защита правопорядка обеспечивалась при условии разумной, целесообразной экономии уголовной репрессии в тех случаях, когда достижение исправления правонарушителя и предупреждение совершения им новых преступлений возможно иными законными путями и средствами. Эта позиция реализуется в уголовно-правовых нормах, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Изучение заявленной во введении темы позволило придти к выводу о том, что в настоящее время правовые институты освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания нуждаются в совершенствовании. На наш взгляд, наиболее неурегулированными в плане законодательства остается такой вид освобождения от уголовной ответственности, как освобождение в связи с деятельным раскаянием. Не вызывает сомнений тот факт, что основания и условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием непременно должны быть отражены в Общей части УК РФ с приведением перечня примечаний к статьям Особенной части УК РФ, которые предусматривают специальные условия освобождения от уголовной ответственности. Что касается совершенствования действующего уголовного законодательства, то важно, чтобы в законе было четко указано, при каких условиях и по каким конкретно преступлениям лица, проявившие деятельное раскаяние, могут быть освобождены от уголовной ответственности.
Кроме этого, в дальнейшем научном исследовании нуждаются вопросы освобождения от уголовной ответственности отдельных категорий лиц, к примеру, несовершеннолетних. В нашей стране преступность несовершеннолетних остается на стабильно высоком уровне. В то же время, «Вместе с тем необходимо признать, что применения мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и тем более существенного ограничения числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача материализации идей, связанных с применением к указанной категории лиц освобождения от уголовной ответственности»3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
Материалы юридической практики:
Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности и от наказания