Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:58, отчет по практике
Целью практики было получение базовых навыков и представлений о работе военно-следственного отдела
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться со структурой и основными принципами организации и работы военно-следственного отдела, уяснить систему служебного подчинения и порядок распределения обязанностей между работниками;
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Общие сведения о прокуратуре
1. 1. Цели, задачи деятельности и компетенция прокуратуры ...……………4
1.2.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ………….…...5
1. 3. Основные функции и направления деятельности прокуратуры Р...…...8
1.4.Система и правовая основа организации прокуратуры РФ……………...9
2.Работа, непосредственно выполняемая при прохождении практики………………………………………………………………….…... 13
Заключение………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…..……………………………………...15
Введение…………………………………………………………
1. Общие сведения о прокуратуре
1. 1. Цели, задачи деятельности и компетенция
прокуратуры ...……………4
1.2.Принципы организации и деятельности
прокуратуры РФ………….…...5
1. 3. Основные функции и направления деятельности
прокуратуры Р...…...8
1.4.Система и правовая основа организации
прокуратуры РФ……………...9
2.Работа,
непосредственно выполняемая при прохождении
практики…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…..……………………………………...
В период с 18 февраля по 7 апреля мною,
студентом 6курса группы 721-«Б» Жуль Николаем
Владимировичем, была пройдена преддипломная
практика в военно-следственном отделе
по Биробиджанскому гарнизону.
Целью практики было получение базовых
навыков и представлений о работе военно-следственного
отдела
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Ознакомиться со структурой и основными
принципами организации и работы военно-следственного
отдела, уяснить систему служебного подчинения
и порядок распределения обязанностей
между работниками;
2. Изучить основы делопроизводства и отчетности,
их специфику;
3. Усвоить систему и назначение имеющихся
в прокуратуре нарядов, регистрационных
и контрольных карточек, книг, журналов;
4. Изучить систему планирования работы
военно-следственного отдела, а также
контроля исполнения заданий, плановых
мероприятий и т.д.;
5. Ознакомиться с деятельностью следователя
и помощника прокурора;
6. С разрешения руководителя практики
присутствовать при приеме граждан, производстве
отдельных следственных действий, оказывать
техническую помощь в составлении протоколов
следственных действий, актов прокурорского
реагирования;
7. Уяснить содержание работы по основным
направлениям деятельности прокуратуры:
- надзору за исполнением законов местными
органами власти и управления, должностными
лицами и гражданами; законностью правовых
актов;
- надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
- надзору за исполнением законов в местах
содержания задержанных и предварительного
заключения;
- надзору за законностью судебных постановлений
по уголовным, гражданским и арбитражным
делам.
Глава
1. Общие сведения о прокуратуре.
1.1. Цели, задачи деятельности и компетенция
прокуратуры по Биробиджанскому гарнизону
Цель прокурорского
надзора – результат, на достижение которого
направлена вся деятельность прокуратуры
в целом, и ее важнейшая функция – надзор.
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) обеспечение защиты прав и свобод человека
и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом
интересов общества и государства.
На достижения этих целей направлена вся
деятельность прокуратуры: прокурорский
надзор (пять основных направлений или
отраслей); уголовное преследование; координация
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.
Основным средством достижения целей,
определенных Законом «О прокуратуре»,
является прокурорский надзор, так как
именно в прокурорском надзоре состоит
основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора – это категория
по сравнению с целями более частная, более
конкретная, ограниченная. Задачи надзора
более многочисленны по сравнению с целями.
Они существенно различаются между собой
по содержанию, по средствам их решения,
по кругу субъектов – органов прокуратуры,
ставящих и решающих эти задачи.
Общие задачи заключаются в укреплении
законности государственного строя, личных
и имущественных прав и охраняемых законом
интересов граждан РФ, которые определяются
Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а
также рядом других нормативных актов
(Уголовно-процессуальным кодексом РФ,
Гражданским процессуальным кодексом
РФ).
Специальные задачи – задачи стоящие только
перед данным направлением прокурорского
надзора (например, выявление нарушений
и нарушителей законов).
Решение общих и специальных задач прокурорского
надзора осуществляется путем применения
прокурором правовых средств надзора.
Частные (или конкретные задачи) различаются
в зависимости от направления (отрасли)
прокурорского надзора, от вида применяемого
правового средства, от конкретных условий,
в которых осуществляется надзорная деятельность
прокурора (получение полной информации
о конкретном нарушении закона, своевременность
истребования правовых актов для проверки
их соответствия закону, обеспечение своевременности
опротестования незаконных приговоров
и решений суда и т. п.). Они не являются
постоянными, могут возникать и отсутствовать
при разных условиях.
В компетенцию прокуратуры входит надзор
за законностью приема, учета, регистрации
и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
В условиях все более возрастающего уровня
преступности , ухудшения её криминогенной
характеристики, широкого распространения
организованной и коррумпированной преступности
важное значение приобретает соблюдение
установленного порядка приема, учета,
регистрации и проверки сообщений и заявлений
о совершенных или готовящихся к совершению
преступлениях.
1.2.Принципы организации и деятельности
прокуратуры РФ.
Деятельность прокуратуры строится на
определенных принципах, среди которых
можно выделить принципы единства, централизации,
независимости от федеральных и местных
органов и гласности.
1. Прокуратура Российской Федерации составляет
единую федеральную централизованную
систему органов (далее - органы прокуратуры)
и учреждений и действует на основе подчинения
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
-осуществляют полномочия независимо
от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и в строгом соответствии
с действующими на территории Российской
Федерации законами;
-действуют гласно в той мере, в какой это
не противоречит требованиям законодательства
Российской Федерации об охране прав и
свобод граждан, а также законодательства
Российской Федерации о государственной
и иной специально охраняемой законом
тайне;
-информируют федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, а также население
о состоянии законности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры
(далее - прокуроры и следователи) не могут
быть членами выборных и иных органов,
образуемых органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться
членами общественных объединений, преследующих
политические цели, и принимать участие
в их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих
политические цели, и их организаций в
органах и учреждениях прокуратуры не
допускаются. Прокуроры и следователи
в своей служебной деятельности не связаны
решениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать
свою основную деятельность с иной, оплачиваемой
или безвозмездной деятельностью, кроме
преподавательской, научной и творческой.
Единство и централизация органов прокуратуры
состоят в том, что эти органы представляют
собой единую систему, возглавляемую Генеральным
прокурором РФ. Этот принцип означает
единство целей и задач, стоящих перед
прокуратурами всех звеньев, и определяется
общностью форм и методов, способов осуществления
надзора за исполнением законов, единством
средств прокурорского реагирования на
выявленные нарушения закона, а также
принятия мер по предупреждению нарушений
закона. Принцип единства определяет положение
о том, что вышестоящий прокурор вправе
передать свои полномочия нижестоящему
прокурору, а также принять на себя полномочия
нижестоящих прокуроров.
Независимость прокуратуры от местных
органов означает осуществление надзора
за правильным и единообразным применением
законов, несмотря ни на какие местные
различия и вопреки каким бы то ни было
местным влияниям. В деятельности по надзору
за исполнением законов приоритет отдается
законам Российской Федерации, а также
единообразному их пониманию и толкованию.
Гласность в деятельности прокуратуры означает,
что прокуратура, как и другие правоохранительные
органы, осуществляет свои функции не
изолированно от общественности. В Законе
говорится, что органы прокуратуры действуют
гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям закона об охране прав и свобод
граждан, а равно государственной и иной
охраняемой законом тайне.1
Конечно же, нельзя забывать и о принципе
законности, сформулированном в статьях
Конституции РФ. В соответствии с ним законы
и приравненные к ним акты должны неуклонно
исполняться всеми государственными и
иными организациями, должностными лицами
и гражданами. При осуществлении своих
полномочий органы прокуратуры действуют
в соответствии с Конституцией РФ, конституциями
республик, Законом о прокуратуре, другими
законодательными актами, действующими
на территории РФ и, конечно же, международными
и межгосударственными договорами.
1.3. Основные функции и направления деятельности
прокуратуры РФ
Функции и направления деятельности прокуратуры
РФ – это правовые категории, которые
раскрывают и объясняют содержание, структуру
и пределы деятельности прокуратуры. Надзор
за исполнением законов – главная функция
прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением
Конституции РФ, уставов субъектов РФ,
а также за исполнением законов субъектов
РФ, принятых ими согласно своей компетенции,
не противоречащих Конституции РФ и ФЗ.
Общим для всех надзорных функций является
то, что органы прокуратуры осуществляют
надзор за исполнением действующих на
ее территории законов; уголовное преследование
за совершение преступлений.
Прокурор вправе принять к своему производству,
поручить подчиненному ему прокурору
или следователю расследование любого
преступления. Основанием для этого могут
быть состояние законности при расследовании
преступлений, уровень квалификации соответствующих
работников правоохранительных органов
и иные обстоятельства; предварительное
расследование преступлений.
Прокуроры не ограничены специальной
подследственностью. Приняв к своему производству
расследование уголовного дела, прокурор
обладает всеми полномочиями следователя
и сохраняет свои прокурорские полномочия
по организации расследования; участии
в правотворческой деятельности.
Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой
деятельности. Он вправе обратиться с
предложениями об изменении, дополнении,
отмене или принятии законов к любому
органу или должностному лицу, правомочному
вносить такие акты. Иные прокуроры вправе
обращаться с указанными предложениями
к органам или должностным лицам соответствующего
или нижестоящего уровня.
Координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью преследует
цель наиболее успешно осуществлять меры
по выявлению, раскрытию, расследованию
преступлений, принимать или рекомендовать
компетентным органам меры по устранению
обстоятельств, способствовавших их совершению.
Основные направления деятельности прокуратуры
обусловлены различными факторами политического,
социально-экономического и иного характера.
Постоянные направления деятельности
– это сферы правовых отношений, состояние
законности в которых определяющим образом
влияет на положение дел в целом. К их числу
относится соблюдение законов при издании
правовых актов федеральными, региональными
органами власти, на которые распространяется
компетенция прокуратуры, органами местного
самоуправления.
Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты
с учетом состояния правовой ситуации
в районе, городе, регионе, в стране в целом.
1.4. Система и правовая основа организации
прокуратуры РФ
Система прокуратуры РФ — возглавляемая
Генеральным прокурором РФ единая централизованная
совокупность федеральных органов и учреждений,
выполняющих взаимосвязанные задачи и
функции, направленные на обеспечение
единой законности, правопорядка, федеральной
государственности России, построенная
на единых принципах, с учетом федеративного
устройства и административно-
Система прокуратуры закреплена в ст.
11 Закона «О прокуратуре» и делится на
территориальные и специализированные
прокуратуры.
Возглавляет систему прокуратуры Генеральная
прокуратура РФ, в состав в которой входит
Главная военная прокуратура, возглавляющая
систему органов военной прокуратуры.
К территориальным прокуратурам относятся:
1) прокуратуры субъектов РФ (республик
в составе РФ, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области, автономных округов);
2) прокуратуры городов и районов, иные
территориальные прокуратуры (межрайонные).
Специализированные прокуратуры действуют
на правах областных и районных прокуратур
и подразделяются на военные и иные специализированные
прокуратуры.
Военные прокуратуры: Главная военная
прокуратура; прокуратуры военных округов,
флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры
соединений, гарнизонов.
Иные специализированные прокуратуры:
природоохранные; по надзору за исполнением
законов на особорежимных объектах и в
закрытых административно-
Приказом Генерального прокурора РФ от
12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации надзора
за исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах» транспортные
прокуратуры, действовавшие на правах
прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы,
а их полномочия переданы территориальным
прокуратурам.
Транспортные прокуратуры (на правах районных
и городских) подчинены территориальным
прокуратурам субъектов РФ и осуществляют
надзор за исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах в соответствии
с ранее установленной компетенцией.
В систему прокуратуры также входят Следственный
комитет при прокуратуре РФ, научные и
образовательные учреждения (НИИ проблем
укрепления законности и правопорядка
при Генеральной прокуратуре РФ, Академии
Генеральной прокуратуры РФ и др.) и редакции
печатных изданий прокуратуры (журнал
«Законность»).
Создание и деятельность на территории
РФ органов и учреждений прокуратуры,
не входящих в единую систему прокуратуры,
не допускается (п. 3 ст. 11 Закона «О прокуратуре»).
Правовую основу организации прокуратуры составляют:
1.Закон «О прокуратуре РФ» (раздел II);
2.Указ Президента РФ от 01.08.2007 г. № 1004 «Вопросы
Следственного комитета при прокуратуре
РФ»;
3.Приказ Генерального прокурора РФ от
30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров,
осуществляющих надзор за исполнением
законов на особо режимных объектах и
в закрытых административно-
4.Приказ Генерального прокурора РФ от
15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Регламента
Генеральной прокуратуры РФ»;
5.Приказ Генерального прокурора РФ от
21.03.2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента
главной Военной прокуратуры»;
6.Приказ Генерального прокурора РФ от
09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции
прокуроров территориальных, приравненных
к ним военных и других специализированных
прокуратур»;
7.Приказ Генерального прокурора РФ от
28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции
по делопроизводству в органах и учреждениях
прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.);
8.Приказ Генерального прокурора РФ от
05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений
Генеральной прокуратуры РФ в федеральных
округах»;
9.Положение «Об отделах Генеральной прокуратуры
РФ в федеральных округах», утв. Генеральной
прокуратурой РФ 02.09.2002 г.;
10.Приказ Генерального прокурора РФ от
21.10.1996 г. № 57 «Об организационных основах
деятельности прокуратур городов с районным
делением» и др.
Вместе с тем в конце 2001 г. Генеральный
прокурор России рекомендовал нижестоящим
прокурорам рассмотреть вопрос о необходимости
дальнейшего функционирования городских
прокуратур в городах с районным делением.
Прокуратуры городов и районов, приравненные
к ним военные и иные специализированные
прокуратуры возглавляют соответствующие
прокуроры.
Должности прокуроров и следователей прокуратуры города (района)
Прокурор города (района)
Первый заместитель прокурора города
(района)
Заместитель прокурора города (района)
Начальник отдела прокуратуры города(района)
– старший помощник
прокурора города (района)
Заместитель начальника отдела прокуратуры
города (района) – старший
помощник прокурора
города (района)
Старший помощник прокурора города (района)
Старший прокурор – криминалист
Прокурор – криминалист
Следователь по особо важным делам
– в прокуратуре города
Старший следователь
Следователь
Помощник следователя
Иные работники прокуратуры города (района)
Основными должностными лицами в органах
прокуратуры являются прокуроры, их помощники
и следователи. К кандидатам на эти должности
предъявляются следующие требования:
они должны быть гражданами РФ, иметь высшее
юридическое образование, достичь определенного
возраста (прокурором района не может
быть лицо моложе 25 лет) и иметь опыт работы
(прокуроры среднего звена должны иметь
опыт прокурорской деятельности не менее
пяти лет). Это вызвано тем, что прокурорам
доверяется выполнение ответственных
действий и принятие важных решений (принесение
протеста или представления, возбуждение
уголовного дела или производства об административном
правонарушении, санкционирование ареста
или обыска, продление срока содержания
под стражей арестованного и т.д.).
Глава 2. Работа, непосредственно выполняемая
при прохождении практики
В период прохождения практики я:
- ознакомился с Приказами Генерального
Прокурора (№ 39 «О едином учете преступлений»,
№137 «Об организации прокурорского надзора
за процессуальной деятельностью органов
дознания», №136 «Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного следствия»,
№200 «О введении в действие Инструкции
о порядке рассмотрения обращений и приема
граждан в системе прокуратуры РФ»), информационными
письмами Генеральной прокуратуры (от
14.01.09 о практике исполнения п. 2.2 приказа
Генерального прокурора РФ от 27.11.07 №189
«Об организации прокурорского надзора
за соблюдением конституционных прав
граждан в уголовном судопроизводстве»),
поступившими в Прокуратуру для изучения;
- согласовывал постановления об отказе
в возбуждении уголовного дела с отказными
материалами
- работал с документацией в канцелярии
- присутствовал при опросе свидетелей
- изучал материалы различных дел
- выполнял иные поручения руководителя
практики.
За время прохождения практики я был ознакомлен
с основными разделами и направлениями
деятельности прокуратуры: общей организацией
работы и основами делопроизводства с
методикой надзора за исполнением законов
органами прокуратуры; методикой надзора
за исполнением законов и законностью
правовых актов; организацией работы по
обеспечению участия прокурора в рассмотрении
дел.
Мною было изучено планирование работы
в прокуратуре, распределение обязанностей
между прокурором, его заместителями и
помощниками прокурора; порядок осуществления
приема посетителей; характер и формы
взаимодействия прокуратуры с правоохранительными
и другими органами власти и управления.
В ходе прохождения практики изучил материалы
проверок, планы проведения данных проверок,
справки о результатах проверок и акты
прокурорского реагирования.
Считаю, что программу практики выполнил,
получил необходимые практические навыки
и закрепил полученные теоретические
знания. Поэтому цель практики считаю
достигнутой.
Список использованной литературы и источников
1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-1
2. Конституция РФ.М.: «Эксмо», 2009 г.
3. Положение «Об отделах Генеральной прокуратуры
РФ в федеральных округах», утв. Генеральной
прокуратурой РФ 02.09.2002 г.;
4. Приказ Генерального прокурора РФ от
21.10.1996 г. № 57 «Об организационных основах
деятельности прокуратур городов с районным
делением» и др.
5. Приказ Генерального прокурора РФ от
30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров,
осуществляющих надзор за исполнением
законов на особо режимных объектах и
в закрытых административно-
6. Приказ Генерального прокурора РФ от
15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Регламента
Генеральной прокуратуры РФ»;
7. Приказ Генерального прокурора РФ от
21.03.2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента
главной Военной прокуратуры»;
8. Приказ Генерального прокурора РФ от
09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции
прокуроров территориальных, приравненных
к ним военных и других специализированных
прокуратур»;
9. Приказ Генерального прокурора РФ от
28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции
по делопроизводству в органах и учреждениях
прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.);
10. Приказ Генерального прокурора РФ от
05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений
Генеральной прокуратуры РФ в федеральных
округах»;
11. Указ Президента РФ от 01.08.2007 г. № 1004 «Вопросы
Следственного комитета при прокуратуре
РФ»;
12. Прокурорский надзор: Учебник для вузов
/Под ред. проф. Г.П. Химичевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
закон и право, 2001. – с.382
Информация о работе Отчет по практике в военно-следственном отделе по Биробиджанскому гарнизону