Ответственность за незаконный оборот наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков не нуждается в доказательствах. Это тот случай, когда цифры можно и не приводить. С одной стороны, они чуть ли не каждодневно называются в средствах массовой информации. С другой стороны - эти данные приблизительны, как приблизительна и статистика преступлений, связанных с наркотическими средствами. Общий вес наркотиков, изъятых из незаконного оборота, в 2006 году составил около 50 тонн. К уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ привлечено 229 тыс. человек (на 11,1% больше, чем в 2005 году). За тот же период 123 тыс. граждан привлечены к административной ответственности.

Содержание работы

Введение
1. Исторический аспект распространения наркотиков и наркомании в России. Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ
1.1 История распространения наркотиков в России
1.2 Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими
1.4 Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ
2. Основные элементы состава преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ
2.1 Объект данного преступления
2.2 Объективная сторона преступления
2.3 Субъективная сторона преступления
2.4 Субъект преступления
3. Квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ. Деяния, совершенные в особо крупном размере
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

121курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Главными причинами  этого, на наш взгляд, являются:

- отсутствие  эффективного межведомственного  взаимодействия при проведении  совместных мероприятий по борьбе  с незаконным оборотом наркотиков;

- недостаточное ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации;

- невозможность  надежного перекрытия государственной  границы Российской Федерации;

- отставание  нормативной правовой базы от  реальной наркоситуации, наличие недостатков в правоприменительной практике.

Необходимость создания специального органа исполнительной власти - Госнаркоконтроля России - была продиктована ситуацией, сложившейся  в стране и мире.

В связи с  этим в 2003 году Президентом Российской Федерации продолжена реорганизация структуры правоохранительных органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от II марта 2003 года № 306 создан Государственный  комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Несмотря на незначительный временной интервал, в течение которого функционирует  Госнаркоконтроль России, удалось выполнить  запланированные организационные  мероприятия.

На начальном  этапе одним из приоритетных направлений стало формирование нормативной правовой базы Госнаркоконтроля России.

Уже в июне 2003 года указами Президента России утверждены положения о Госнаркоконтроле и  о правоохранительной службе в органах  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ. Это создало необходимые организационно-правовые условия для развертывания нашей работы.

Одобрена Президентом  и Правительством Российской Федерации  наша инициатива об определении Госнаркоконтроля координатором Целевой программы  комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы. Аналогичные изменения будут внесены в программу международного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участницами СНГ.

Утвержден подготовленный нами перечень должностей высшего начальствующего состава в органах госнаркоконтроля и соответствующих этим должностям специальных званий.

Правительством Российской Федерации приняты предложения  Госнаркоконтроля о количестве государственных  должностей федеральной гражданской службы и работников организаций бюджетной сферы в органах госнаркоконтроля.

Подготовлен и представлен  для рассмотрения в Правительство  пакет документов, регламентирующих финансово-экономическое обеспечение  оперативно-служебной деятельности.

Формируется ведомственная  нормативная правовая база. Утверждены положения и типовая структура  территориальных органов и ряда подразделений Госнаркоконтроля России.

Изданы инструкции, регламентирующие важнейшие направления оперативно-служебной  деятельности. Это касается, в частности, организации оперативно-розыскной деятельности, участия органов госнаркоконтроля в лицензионной работе, порядка проведения мероприятий с применением сил и средств подразделений специального назначения, рассмотрения предложений, жалоб, заявлений граждан и целого ряда других. Большое количество изданных приказов относятся к организационно-штатным мероприятиям, кадровым перемещениям.

Налаживается взаимодействие с другими правоохранительными  и контролирующими органами. Подразделениями Госнаркоконтроля России разрабатываются проекты совместных приказов с МВД России и другими ведомствами по различным направлениям. Выработан механизм передачи оперативных материалов, оперативно-справочных и информационных баз данных из МВД в Госнаркоконтроль.

На основании полученной информации проводятся конкретные оперативно-розыскные  мероприятия и следственные действия по борьбе с наркопреступностью.[16]

Ведется работа по созданию договорно-правовой базы международного сотрудничества.

Выполнены внутригосударственные  процедуры по включению Госнаркоконтроля России в число компетентных органов  по выполнению Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Завершается работа по подписанию меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве с компетентными органами Таджикистана, Казахстана и Киргизии. В стадии подготовки находятся аналогичные соглашения с соответствующими ведомствами Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.

В основном успешно ведется  комплектование органов Госнаркоконтроля. Более 50% назначенных руководителей  подразделений территориальных  органов Госнаркоконтроля России имеют  опыт борьбы с наркопреступностью. Основными источниками комплектования органов Госнаркоконтроля являются бывшая налоговая полиция (85%) и МВД России (около 14%).

Штатная численность подразделений  территориальных органов, задействованных  на основных направлениях оперативно-служебной деятельности, составляет 70,3%, управленческих подразделений - 12,1%, подразделений обеспечения - 17,6%.

Вместе с тем, не решен  вопрос укомплектованности конкретных должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава, которая  на 1 сентября 2003 года составляет по центральному аппарату и иным подразделениям только 64,6 %, по территориальным органам - 78%.

В настоящее время на 95 % укомплектованы лишь Главное управление по Дальневосточному федеральному округу, Управления по Республике Адыгея и Орловской области, более чем на 90% - управления Госнаркоконтроля России по Липецкой, Тамбовской, Ивановской, Новгородской, Курганской областям, Республикам Мордовия, Алтай, по Карачаево-Черкесской Республике.

В то же время руководителям ряда подразделений центрального аппарата и территориальных органов необходимо срочно активизировать кадровую работу.

Так, по состоянию  на 5 сентября 2003 года Главное оперативное  управление укомплектовано на 43,2%, Главное  управление по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ - на 11,7%, Управление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики - на 16,5%, Экспертно-криминалистическое управление - на 43%, Медицинское управление - на 51,1%. Укомплектованность главных управлений по Уральскому, Центральному, Южному, Приволжскому федеральным округам составляет 70 - 80%, управлений по Свердловской, Московской, Самарской, Ульяновской, Томской, Кемеровской областям, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по Ставропольскому и Приморскому краям, по Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам - от 65% до 70%.

Начальникам перечисленных  подразделений и органов до конца  года нужно выправить кадровую ситуацию, а Управлению кадров оказать необходимую  помощь и осуществлять постоянный контроль.

Сегодня можно  констатировать, что наиболее активные сотрудники органов Госнаркоконтроля, уже на этапе формирования системы  сумели получить первые практические результаты в борьбе с наркопреступностью.

Примером может служить совместная разработка Госнаркоконтроля России и ФСБ России международной организованной наркогруппировки с обширными преступными связями в России и странах СНГ. В результате согласованных действий пресечена переброска в Россию из Таджикистана особо крупной партии героина общим весом свыше 420 кг, сокрытого в специально оборудованном тайнике автомашины «КАМАЗ».

Совместными действиями нашего Московского управления и  Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области перекрыт канал  поставок наркотиков в Москву по каналам специальной почты. В результате реализации оперативной информации задержаны два наркокурьера, доставивших в столицу более 7 кг героина. Кроме того, по собственным оперативным материалам Службой по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления Госнаркоконтроля по г. Москве разоблачен преступник, который по поддельной лицензии получил с одного из фармацевтических предприятий сырья для производства более 20 кг синтетических наркотических средств

Управлением Госнаркоконтроля по Алтайскому краю при проведении оперативно-розыскных мероприятий у гражданина республики Казахстан было обнаружено и изъято почти 11 кг героина, 600 г опия и полтора килограмма гашиша.

Сотрудниками  Челябинского управления в результате совместных с органами внутренних дел оперативно-следственных мероприятий только по одному из уголовных дел изъято 2,5 килограмма героина.

Управлением Госнаркоконтроля по Омской области задержаны два  гражданина Республики Казахстан, которые  нелегально пересекли границу России и в целях сбыта ввезли 680 г. героина.

Ростовским  управлением в ходе проведения общепрофилактической операции выявлено и скошено 12 гектаров конопли, возбуждено 4 уголовных дела.

К числу территориальных  органов, активно включившихся в  борьбу с наркопреступностью, можно отнести управления Госнаркоконтроля по республикам Башкортостан, Хакасия, Хабаровскому краю, Вологодской, Воронежской, Курганской, Липецкой, Сахалинской областям.

Оренбургская  область всегда считалась чрезвычайно  привлекательной для переброски наркотиков из Азии в центральные и европейские части России. Основная часть героина 98 процентов - имеет афганское производство. Самый прямой путь для порошка в Россию - через территории Таджикистана и Казахстана и далее российская граница: Челябинский, Самарский и самый крупный – Оренбургский участки. С начала этого года в области выявлены 38 организованных преступных групп, подозреваемых в ведении наркобизнеса.

Что касается города Кувандыка и Кувандыкского района , то в 2006 году было возбуждено уголовных дел почти в 2 раза больше, чем в 2005 году.

Таким образом, в 2005 году было зарегистрировано 36 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. По 7 было вынесено постановление об отказе в возбуждении  уголовных дел. По 29 были возбуждены уголовные дела.

В 2006 году было зарегистрировано 56 преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотических  средств. По 7 было вынесено постановление  об отказе в возбуждении уголовных  дел. По 49 было возбуждено уголовное  дело: 7 преступлений – ст.228 УК РФ, 2 – ст.232 УК РФ, 1 – ст.174 .1 , 6 – ст.234 УК РФ и 33 преступления связанных со сбытом.

Из незаконного  оборота было изъято:

Героин –  более 40 г.

Марихуана –  около 1 кг.,

Сильнодействующих веществ – более 80 г.

Всего на сегодняшний  день органами Госнаркоконтроля возбуждено почти 1000 уголовных дел. Подавляющее большинство из них квалифицировано по статье 228 УК России по фактам незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки, сбыта наркотических средств.

 

    Основные элементы состава преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ

 

2.1   Объект данного преступления

Ст.228 УК РФ в  системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой и имеет достаточно сложную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществляется на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления.

Незаконные  приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических  средств, психотропных веществ или  их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Объект преступления – это то, на что посягает преступление и то, что охраняется уголовным законом. Объектом преступления являются различные общественные отношения.

Объектом преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ выступает  здоровье населения в целом (здоровье нации), а не отдельного человека.[17] Объект данного преступления сложный.

Предметом данного  преступления являются:

I) наркотические  средства;

2) психотропные  вещества;

3) сильнодействующие  вещества;

4) ядовитые вещества.

Основным непосредственным объектом преступлений в сфере незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ (статья 228 УК РФ) является правильное, нормальное состояние  организма людей.

 

2.2     Объективная сторона преступления

Объективную сторону  образуют признаки, характеризующие  внешние (объективные) свойства преступления (т.е. то, как преступление выражается во вне объективной действительности). К объективной стороне преступления относятся:

а) общественно  опасное деяние в виде действия или бездействия;

б) общественно  опасные последствия;

в) причинная  связь между деянием и его  последствиями;

г) время, место, способ, обстановка, орудие и средство совершения преступления.

Объективную сторону  данного преступления образуют только незаконные деяния, т.е. совершенные в нарушение правил, установленных международными договорами, Федеральным законом, ведомственными актами, инструкциями, регламентирующими порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами.[18]

Преступление  имеет формальный состав, считается  оконченным с момента выполнения действий, составляющих объективную  сторону состава преступления.

Незаконное  перемещение наркотических средств или психотропных веществ через таможенную границу РФ подлежит дополнительной квалификации по ст.188УК.

В случае незаконного  приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта наркотических  средств, психотропных веществ или их аналогов в размере менее крупного (до десяти средних разовых доз потребления) наступает административная ответственность, предусмотренная ст.6.8 КоАП.

Информация о работе Ответственность за незаконный оборот наркотиков