Парламенты зарубежных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Теоретическая база работы - учебники, статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом данной курсовой работы.
Для достижения указанных целей перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и виды парламента.
2. Определить компетенцию и структуру парламента.
3. Определить порядок работы парламента и стадии законотворческого процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………….............................……………..…......……3
Парламент: понятие, виды................................................................................................4
1.1 Понятие парламента................................................................................................................4
1.2. Виды парламента....................................................................................................................5
Компетенция парламента..................................................................................................8
Структура парламента.....................................................................................................12
Порядок работы парламента...........................................................................................14
4.1. Сессии и заседания парламента..........................................................................................14
4.2. Кворум...................................................................................................................................16
5. Статус парламентария.............................................................................................................16
5.1 Юридическая природа мандата парламентария.................................................................16
5.2 Права и обязанности парламентария...................................................................................18
Заключение…………………………………….................................………………….........….21
Библиографический список……………………..................................…..…

Файлы: 1 файл

Конст. зар стран.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Факультет параллельного образования и экстерната

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Конституционное право зарубежных стран.»

 

 Тема: «Парламенты зарубежных государств».

 

 

 

 

 

 

 

Bыполнил:                                                                                               студент группы № 6202

                                                                                                                      Михайлов Б.М.

 

Проверил:                                                                                                             Гаврюсов Ю. В.

 

 

 

Сыктывкар 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………….............................……………..…......……3

  1. Парламент: понятие, виды................................................................................................4

1.1 Понятие  парламента................................................................................................................4

1.2. Виды парламента....................................................................................................................5

  1. Компетенция парламента..................................................................................................8
  2. Структура парламента.....................................................................................................12
  3. Порядок работы парламента...........................................................................................14

4.1. Сессии  и заседания парламента..........................................................................................14

4.2. Кворум...................................................................................................................................16

5. Статус парламентария.............................................................................................................16

5.1 Юридическая  природа мандата парламентария.................................................................16

5.2 Права и  обязанности парламентария...................................................................................18

Заключение…………………………………….................................………………….........….21

Библиографический список……………………..................................…..…………................22

 

 

Введение

 

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи.

Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

В данной курсовой работе нам предстоит выяснить следующие вопросы: понятие и функции парламента. Типы (модели) парламентов. Структура и порядок формирования парламента. Институт роспуска парламента. Внутреннее устройство палат парламента. Порядок работы парламента: сессии и организационно-правовые формы его деятельности. Законодательная процедура. Правовой статус парламентария в зарубежных странах.

Объект работы - правовой статус парламентов в зарубежных странах.

Предмет работы - действующее законодательство зарубежных государств, определяющие понятие, содержание и особенности правового статуса парламентов в зарубежных странах.

Теоретическая база работы - учебники, статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом данной курсовой работы.

Для достижения указанных целей перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Определить  понятие и виды парламента.

2. Определить  компетенцию и структуру парламента.

3. Определить  порядок работы парламента и  стадии законотворческого процесса.

    1. Дать конституционно-правовую характеристику статуса парламентариев.

 

 

 

 

1. Парламент: понятие, виды

  • 1.1. Понятие парламента

  • Термин «парламент» происходит от французского «парле» - говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента. Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).

    Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

    Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов.

    Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Так, американская Конституция постановляет: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов…» Согласно американской конституционной теории Конгресс является носителем законодательной власти. Подобное же положение содержит ст. 36 Конституции Аргентины: «Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу». Статья 26 Конституции Греции устанавливает: «Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики». В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской Конституции: «Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами». Весьма категорично определяет юридический статус Парламента Конституция Японии: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства». Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.

    В парламентарных странах парламент испытывает эффективное воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.

    В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент.

    В тех странах, где существует конституционный контроль (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

    Определяя понятие парламента, необходимо также затронуть парламентаризм.

    Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. [1, с. 247]

    Парламентаризм - это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.

    Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.

    Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но в любом случае он является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента. Хотя в президентских республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства.

    В современный период в ряде стран (Франция, Финляндия, США, Израиль) парламент начинает отвоевывать утраченные позиции. Этот процесс по-разному проходит в различных странах, ему известны подъемы и спады. К примеру, во время Уотергейтского дела в США резко возросла реальная власть Конгресса, т.к. президентская власть была скомпрометирована. Однако с приходом республиканской администрации Р. Рейгана в 1981 г. система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации президентской власти. В V Республике Франции после ухода Президента Ш. де Голля по мере увядания голлизма шел процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма.

     

    1.2. Виды парламента

     

    В настоящее время существует свыше 200 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. Однако это отнюдь не исключает возможности их классификации, в основу которой в данном случае будут положены такие существенные признаки, как структура парламента и объем компетенции.

    Классификация парламентов по структуре. Традиционной системой построения зарубежных парламентов была двухпалатность. Вторая, или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, и во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Существует мнение, что вторая палата совершенно необходима как интегральная часть парламента. Однако некоторые ученые считают, что вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации; в унитарных же государствах она не имеет никаких разумных оснований для своего существования. Весьма убедительную аргументацию бессмысленности и даже реакционности бикамерализма (двухпалатности) дал в свое время видный идеолог лейборизма С. Криппс: «Если мы хотим достигнуть эффективной демократии, то абсолютно невозможно иметь две палаты, делящие суверенитет государства. Вторая палата является либо представительной - в этом случае она не что иное, как дубликат первой палаты, либо она не представляет народ в целом - в этом случае она не должна иметь места в подлинно демократическом парламенте». Бикамерализм в унитарных государствах ведет к ущемлению прав нижней палаты, к затягиванию и усложнению законодательной процедуры. [2, c. 284]

    Многие верхние палаты не знают установленного срока полномочий и обновляются по частям (Сенат США, Совет штатов Индии, Сенат Франции и др.), что определяет их особое положение и дает определенные организационные преимущества. Благодаря свойству непрерывности, которым некоторые конституции наделяют верхние палаты, они становятся постоянным элементом в системе высших органов государственной власти. В этом случае верхние палаты превращаются в некий символ непрерывности и стабильности власти.

    Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция - важнейший фактор, который определяет не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы.

    К первой группе относятся парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, т.к. в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. Наиболее типичным примером парламента подобного рода может служить Конгресс США. Раздел 8 ст. 1 американской Конституции содержит перечень из 18 пунктов, уполномочивающих Конгресс на совершение определенных действий. Раздел девятый той же статьи дает перечень того, чего Конгресс не может делать, - это дополнительное ограничение. Таким образом, сфера деятельности Конгресса строго определена. Все, что находится за ее пределами, относится к компетенции штатов, которые обладают так называемыми остаточными полномочиями. Содержащийся в Конституции перечень дополняется доктриной подразумеваемых полномочий.

    Информация о работе Парламенты зарубежных государств