Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:21, доклад
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, – говориться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, – должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».
Понятие и содержание
коррупции как негативного
Этимологически термин «коррупция» происходит от латинского «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. «Хотя понятие коррупции, – говориться в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, – должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». Здесь под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
Однако существует и представляется
правильным более широкое понимание
коррупции как социального
В одном из последних международных документов, направленных на борьбу с коррупцией, а именно в Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами-участниками Организации американских государств 29 марта 1996 года в столице Венесуэлы г. Каракас, наряду с вымогательством или получением правительственными чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложением или предоставлением таких предметов или выгод
Коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересов.[10]
Коррупция начинается тогда, – настаивают авторы широко опубликованного доклада «Коррупция в России» Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, – когда цели установленные правом, общественно одобряемые культурными и моральными нормами, подменяются при решении корыстными интересами должностного лица, воплощёнными в конкретных действиях. Поэтому коррупция характеризуется ими как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях».[11]
Яркую характеристику коррупции даёт А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъединяет нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости.[12]
Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений коррупции даёт Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».
В обобщённом представлении «коррупция» – это незаконные выплаты фирм должностным лицам в своей стране и за рубежом в целях их подкупа для получения льготных или более благоприятных условий для своего бизнеса. Цель коррупции – выиграть в конкурентной борьбе. Средства коррупции: подкуп должностных лиц путём взяток; сокрытие в отчётности выплат на взятки; легализация доходов от незаконной деятельности (отмывание денег); вымогательство.
Коррупция – это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.[13]
Взяточничество –
Существует мнение, что коррупция – это то, что на русском языке называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Иначе можно было бы легко использовать термин «взяточничество» как синоним коррупции. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством. Мздоимство согласно дореволюционному российскому законодательству, – получение взятки чиновником или иным лицом, состоящим на государственной или общественной службе, за действие (бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей. Лихоимство – те же действия, но связанные с нарушением служебных обязанностей.[15]
Мотивы взяточничества довольно разнообразны. На первом месте по размерам оказались взятки с целью обеспечения начала бизнеса, который в противном случае не мог вообще начаться, или взятки с целью устранения конкурентов будущего предприятия. В этих случаях платили преимущественно для получения государственных контрактов, причём наибольшие суммы предлагались в авиакосмической промышленности. Вторыми по значению оказались взятки ради облегчения доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе были рассчитывать, но могли их своевременно не получить по прихоти чиновников. К таким услугам можно отнести регистрацию продукции, разрешение на строительные работы, таможенную очистку импортных товаров. Некоторые фирмы дают взятки для уменьшения задолженности по налоговым платежам.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, существует действующее Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».[17]
Специалисты в области
управления видят сущность коррупции
в злоупотреблении ресурсами
и использовании
Коррупция оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей госаппарата и готов за это заплатить. Серьёзная угроза заключается также во вторжении коррупции в систему юстиции в целом и отравление правосудия, поскольку это с неизбежностью приведёт к деформированию общей практики правоприменения, сделает её менее цивилизованной и эффективной.
Мало уделяется внимания различными издательствами Постановлению Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[18], в котором подробно рассматривается субъект уголовного преступления, представители власти, должностное положение, покровительство на службе, попустительство, состав преступления и т.д.
Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации объединённых Наций против коррупции», Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН против коррупции.[19] Основные цели данной Конвенции заключаются в следующем:
a) содействие принятию и
b) поощрение, облегчение и
c) поощрение честности и
25 июля 2006 года, Федеральным законом № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», Российская Федерация присоединилась еще к одной Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию.[20] Данная Конвенция устанавливает основные меры, которые должны быть приняты на национальном уровне государств-участников; контроль за выполнением данной Конвенции государствами-участниками; общие принципы и меры в области международного сотрудничества.
Среди российского законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за коррупционные преступления (и не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно выделить:
а) статья 204. Коммерческий подкуп;
б) статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями;
в) статья 290. Получение взятки;
г) статья 291. Дача взятки;
д) статья 292. Служебный подлог.
Важной
антикоррупционной правовой мерой
является установление юридической
ответственности. Причем необходимо проводить
четкую грань, прежде всего по степени
тяжести последствий между
Существует пять видов ответственности:
уголовная, административная, гражданско-правовая,
дисциплинарная и материальная. Субъекты
коррупционных правонарушений могут быть
привлечены к уголовной, административной
или гражданской ответственности, а должностные
лица - также и к дисциплинарной ответственности.
Правонарушение представляет собой деяние
(действие или бездействие) нарушающее
нормы права. Правонарушения можно подразделить
на ряд видов: преступления (уголовные
правонарушения), административные правонарушения,
гражданско-правовые и дисциплинарные
проступки.
Преступлением, согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ,
признается виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное Кодексом
под угрозой наказания.
Административное правонарушение - это
противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за
которое КоАП РФ или законами субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная
ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Под дисциплинарным проступком понимается
неисполнение или ненадлежащее исполнение
работником по его вине возложенных на
него трудовых обязанностей.
Гражданско-правовой проступок представляет
собой причинение материального или морального
ущерба посредством нарушения определенного
правового установления или запрета, в
результате чего возникает новое обязательственное
правоотношение.
К коррупционным преступлениям относятся
злоупотребление должностными полномочиями
(ст. 285 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ),
получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление
полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий
подкуп (ст. 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями
частными нотариусами и аудиторами (ст.
202 УК РФ).
Административная ответственность - одна
из форм юридической ответственности
граждан и должностных лиц за совершение
ими административного правонарушения,
или административного проступка. Административной
ответственности подлежит должностное
лицо в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей. Особенностью
административной ответственности является
так же то, что административное наказание
может налагаться на нарушителя не только
судом, но и должностными лицами различных
органов.
КоАП РФ содержит норму, направленную
на противодействие коррупции - ст.19.29.
"Незаконное привлечение к трудовой
деятельности государственного служащего
(бывшего государственного служащего)".
Дисциплинарной ответственностью является
применение мер, предусмотренных трудовым
законодательством, законодательством
о государственной и муниципальной службе,
а так же специальным законодательством.
Согласно ч.ч. 3-5 ст. 58 Федерального закона
от 27.07. 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации",
при применении дисциплинарного взыскания
учитываются тяжесть совершенного гражданским
служащим дисциплинарного проступка,
степень его вины, обстоятельства, при
которых совершен дисциплинарный проступок,
и предшествующие результаты исполнения
гражданским служащим своих должностных
обязанностей. Дисциплинарное взыскание
применяется непосредственно после обнаружения
дисциплинарного проступка, но не позднее
одного месяца со дня его обнаружения,
не считая периода временной нетрудоспособности
гражданского служащего, пребывания его
в отпуске, других случаев отсутствия
его на службе по уважительным причинам,
а также времени проведения служебной
проверки.
Так, согласно ст. 57 Федерального закона
от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации"
За совершение дисциплинарного проступка,
то есть за неисполнение или ненадлежащее
исполнение гражданским служащим по его
вине возложенных на него должностных
обязанностей, представитель нанимателя
имеет право применить следующие дисциплинарные
взыскания: замечание; выговор; предупреждение
о неполном должностном соответствии;
освобождение от замещаемой должности
гражданской службы; увольнение с гражданской
службы по основаниям, установленным п.
2, подп. "а"-"г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст.
37 Федерального закона.
Каждый имеет право на возмещение государством
вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной
власти или их должностных лиц. Это право
предоставлено Конституцией РФ. Именно
в возмещении вреда, причиненного действиями
или бездействием должностных лиц и работников
государственных органов и органов местного
самоуправления, выражается гражданско-правовая
ответственность.
Государственные органы, органы местного
самоуправления несут ответственность
не только за действия, нарушающие законы
или иные нормативно-правовые акты, но
и за бездействие - невыполнение органами
и их должностными лицами их обязанностей,
воздержание от тех действий, которые
в соответствии с законодательством вменены
в обязанность указанным органам и лицам.
Для возложения ответственности на государственные
и муниципальные органы и должностных
лиц не имеет значения форма их вины (умысел
или неосторожность). Наличие вины предполагается
и именно они должны доказать отсутствие
своей вины, чтобы снять с себя ответственность.
Гражданско-правовую ответственность
за совершение коррупционных правонарушений
могут нести и физические лица, не являющиеся
государственными или муниципальными
служащими.
Мерами гражданско-правовой ответственности
являются: возмещение убытков, понесенных
контрагентами, штрафные санкции, принуждение
к исполнению обязательства, односторонняя
реституция или изъятие незаконно полученного
имущества и доходов в пользу государства.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются
расходы, которые лицо, чье право нарушено,
произвело или должно будет произвести
для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества
(реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при
обычных условиях гражданского оборота,
если бы его право не было нарушено (упущенная
выгода). Ч. 10 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О
некоторых вопросах, связанных с применением
части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" указывает, что при разрешении
споров, связанных с возмещением убытков,
причиненных гражданам и юридическим
лицам нарушением их прав, необходимо
иметь в виду, что в состав реального ущерба
входят не только фактически понесенные
соответствующим лицом расходы, но и расходы,
которые это лицо должно будет произвести
для восстановления нарушенного права
(п. 2 ст. 15 ГК РФ). Необходимость таких расходов
и их предполагаемый размер должны быть
подтверждены обоснованным расчетом,
доказательствами, в качестве которых
могут быть представлены смета (калькуляция)
затрат на устранение недостатков товаров,
работ, услуг; договор, определяющий размер
ответственности за нарушение обязательств,
и т.п.
Если лицо, нарушившее право, получило
вследствие этого доходы, лицо, право которого
нарушено, вправе требовать возмещения
наряду с другими убытками упущенной выгоды
в размере не меньшем, чем такие доходы.
Гражданско-правовая ответственность
наступает независимо от привлечения
нарушителя к другим видам ответственности.
Она носит имущественный характер.
При возмещении вреда, причинённого в
результате противоправных действий или
бездействия должностных лиц и иных работников
государственных органов, органов местного
самоуправления, ответственность наступает
на основании требований ст. 16, 1069, ч. 3 ст.
1081, § 2 Главы 59 ГК РФ.
Согласно ст. 16 ГК, убытки, причиненные
гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
или должностных лиц этих органов, в том
числе издания не соответствующего закону
или иному правовому акту акта государственного
органа или органа местного самоуправления,
подлежат возмещению Российской Федерацией,
соответствующим субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием.
Аналогично, согласно ст. 1069 ГК, вред, причиненный
гражданину или юридическому лицу в результате
незаконных действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
либо должностных лиц этих органов, в том
числе в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно
казны Российской Федерации, казны субъекта
Российской Федерации или казны муниципального
образования.
Указанное выше Постановление Пленума
Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N
8 от 01.07.1996 г., так же закрепляет, что в случае
предъявления гражданином или юридическим
лицом требования о возмещении убытков,
причиненных в результате незаконных
действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
или должностных лиц этих органов, необходимо
иметь в виду, что ответчиком по такому
делу должны признаваться Российская
Федерация, соответствующий субъект Российской
Федерации или муниципальное образование
(ст. 16) в лице соответствующего финансового
или иного управомоченного органа.
Предъявление гражданином или юридически
лицом иска непосредственно к государственному
органу или к органу местного самоуправления,
допустившему соответствующее нарушение,
не может служить основанием к отказу
в принятии искового заявления либо к
его возвращению без рассмотрения. В этом
случае суд привлекает в качестве ответчика
по делу соответствующий финансовый или
иной управомоченный орган.
При удовлетворении иска взыскание денежных
сумм производится за счет средств соответствующего
бюджета, а при отсутствии денежных средств
- за счет иного имущества, составляющего
соответствующую казну (ч. 12 Постановления).
Достаточно часто злоупотребление должностным
положением и вымогательство взяток происходит
при обращении граждан в различные государственные
органы и органы местного самоуправления.
С учетом положений Федерального закона
от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации"
возможно также кроме возмещения прямых
убытков и упущенной выгоды, так же возмещение
морального вреда. В соответствии с Постановлением
Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г.
N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства
о компенсации морального вреда" под
моральным вредом понимаются нравственные
или физические страдания, причиненные
действиями (бездействием), посягающими
на принадлежащие гражданину от рождения
или в силу закона нематериальные блага
(жизнь, здоровье, достоинство личности,
деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, личная и семейная тайна
и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные
права (право на пользование своим именем,
право авторства и другие неимущественные
права в соответствии с законами об охране
прав на результаты интеллектуальной
деятельности) либо нарушающими имущественные
права гражданина. При определении размеров
компенсации морального вреда суд принимает
во внимание степень вины нарушителя и
иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд должен также учитывать степень физических
и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями лица,
которому причинен вред (ст. 151 ГК). Компенсация
морального вреда осуществляется в денежной
форме. При определении размера компенсации
вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости.
По сути, в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы,
направленные на противодействие коррупционным
правонарушениям, и допускающие ответственность
юридического лица.
К таким нормам относится ст. 19.28, закрепляющая
ответственность за незаконную передачу
от имени или в интересах юридического
лица должностному лицу либо лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческой
или иной организации, денег, ценных бумаг,
иного имущества, а равно незаконное оказание
ему услуг имущественного характера за
совершение в интересах данного юридического
лица должностным лицом либо лицом, выполняющим
управленческие функции в коммерческой
или иной организации, действия (бездействия),
связанного с занимаемым ими служебным
положением.
Кроме того, КоАП РФ содержит статью 19.29,
устанавливающую ответственность за привлечение
к трудовой деятельности государственного
или муниципального служащего (бывшего
государственного или муниципального
служащего), замещающего (замещавшего)
должность, включенную в перечень, установленный
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, с нарушением требований, предусмотренных
Федеральным законом "О противодействии
коррупции".
Таким образом, по действующему отечественному
законодательству за совершение правонарушений
коррупционного характера, юридическое
лицо может быть привлечено только к административной
ответственности. При этом, привлечение
юридического лица к административной
ответственности за совершение коррупционных
правонарушений не исключает привлечения
конкретных субъектов (физических лиц),
участвовавших в совершении коррупционных
правонарушений, к ответственности уголовной
или административной. И наоборот, даже
если физические лица - участники (работники,
руководители) юридического лица привлечены
к ответственности, одновременно с этим
ответственность может быть возложено
и на само юридическое лицо.
Информация о работе Понятие и содержание коррупции как негативного социально-правового явления