Понятие, источники, структура и нормы уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:38, реферат

Описание работы

Уголовное право – это отрасль российского законодательства, представляющая совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Содержание работы

. Понятие уголовного права.
. Источники уголовного права.
. Структура уголовного права.
. Нормы уголовного права.
. Структура и полномочия Федерального Собрания РФ.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

уголовщина.docx

— 25.88 Кб (Скачать файл)

Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Уголовное право »

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 5 курса 10 группы

Кривошапко Т.В

Проверил преподаватель: Федоров Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2015

Содержание

. Понятие  уголовного права.

. Источники  уголовного права.

. Структура  уголовного права.

. Нормы уголовного  права.

. Структура  и полномочия Федерального Собрания  РФ.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие уголовного права.

Уголовное право – это отрасль российского законодательства, представляющая совокупность юридических норм, установленных высшими органами власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказаний, порядок и условия их назначения, а также порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Под словосочетанием «уголовное право» во-первых, понимается отрасль права, включающая в себя не только нормы уголовного законодательства, но и возникающие на их основе уголовные правоотношения, а так же правотворческую и правоприменительную деятельность, во-вторых, под уголовным правом понимается наука, изучающая эту отрасль права, и учебная дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях.

Основополагающими понятиями уголовного права являются преступление и наказание. Уголовное право имеет свои специфические задачи. Основная его задача: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а так же предупреждение преступлений.

Как отрасль права, уголовное право отличается от иных отраслей тем, что охраняет существующие в обществе отношения, которые в подавляющем большинстве регулируются конституционным, гражданским, трудовым, административным, финансовым и другими отраслями права. Так, отношения собственности регулируются и охраняются, прежде всего, нормами гражданского права, однако охрана собственности от преступных посягательств (кража, мошенничество, грабеж, разбой и др.) осуществляется нормами уголовного права.

 

 

Источники уголовного права.

Источниками уголовного права являются Конституция Российской Федерации, международные нормы, Уголовный кодекс Российской Федерации.

Конституционные нормы, имеющие непосредственное отношение к уголовному праву, учитывались при подготовке нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, ч.2 ст.20 Конституции положена в основу редакции ст.59 УК, предусматривающей возможность применения смертной казни: «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет».[[1]]

Уголовный кодекс РФ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями; устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В правовом государстве только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния. Уголовный кодекс Российской Федерации является основным источником уголовного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура уголовного права.

Уголовное право России состоит из юридических норм Общей и особенной частей. Нормы и институты, определяющие задачи, устанавливающие основание и принципы уголовной ответственности, другие положения уголовного законодательства общего характера, относятся к Общей части уголовного права.

В нормах Общей части отечественного уголовного права определяются или регулируются:

·                    основание и принципы уголовной ответственности;

·                    принципы и пределы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

·                    правила выдачи лиц, совершивших преступление за пределами РФ;

·                    понятие и категории преступлений, формы вины, возраст, с которого наступает уголовная ответственность несовершеннолетних;

·                    признаки и правовые последствия невменяемости, виды, признаки и правовые последствия неоконченного преступления;

·                    соучастие в преступлении и виды соучастников;

·                    обстоятельства, исключающие преступность деяния;

·                    виды наказаний и их система;

·                    общие начла назначения наказания;

·                    особенности назначения наказания при рецидиве, неоконченном преступлении, совокупности преступлений и приговоров;

·                    условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, правила снятия и погашения судимости, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

·                    основания и правила применения иных мер уголовно-правового характера (принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним и принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, алкоголикам и наркоманам).

Нормы Особенной части определяют:

·                    какие общественно опасные деяния и при каких условиях признаются преступлениями;

·                    какие виды наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления;

·                    объективные и субъективные признаки конкретных составов преступлений;

·                    те виды и размеры наказания, которые могут применяться за совершение таких преступлений.

Для правильного понимания норм Общей и Особенной частей уголовного права большое значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда СССР» указано, что они применяются по тем вопросам, по которым не дано соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и если они не противоречат законодательству России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы уголовного права.

Норма уголовного права – это общепризнанное правило, сформулированное в статье Уголовного кодекса или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера.

В России принятие норм уголовного права относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), в частности Государственной Думы Федерального Собрания и референдума (по вопросам амнистии и помилования).ст. ой компетенции Российской фо права относится к исключительной компетенции Российской федерациивенно различаются.венности ил

Нормы уголовного права регламентируют вопросы о том, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие виды наказаний или иные меры уголовно-правового характера могут и должны применяться к лицам, их совершающим; структуру уголовного законодательства России, основания и принципы уголовной ответственности, пределы и принципы действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц, основания и условия, при которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или от наказания, особенности уголовной ответственности и т.п.

По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и Особенной частей, существенно различаются.

 

 

 

 

 

 

 

Структура и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Федеральное Собрание является постоянным действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Палаты могут собраться вместе для заслушивания Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели Государственной Думы и Совета Федерации ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

К ведению Совета Федерации относятся:

1)                утверждение изменения границ  между субъектами РФ;

2)                утверждение указа Президента  РФ о введении военного положения;

3)                утверждение указа Президента  РФ о введении чрезвычайного положения;

4)                решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

5)                назначение выборов Президента  Российской Федерации;

6)                отрешение Президента РФ от  должности;

7)                назначение на должность судей  Конституционного Суда РФ, Верховного  Суда РФ, Высшего Арбитражного  суда Российской Федерации;

8)                назначение на должность и  освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

9)                назначение на должность и  освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

К ведению Государственной Думы относятся:

1)                дача согласия Президенту РФ  на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2)                решение вопроса о доверии  Правительству РФ;

3)                назначение на должность и  освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

4)                назначение на должность и  освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5)                назначение на должность и  освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего  в соответствии с федеральным конституционным законом;

6)                объявление амнистии;

7)                выдвижение обвинения против  Президента РФ для отрешения его от должности.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1)                федерального бюджета;

2)                федеральных налогов и сборов;

3)                финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

4)                ратификации и денонсации международных  договоров РФ;

5)                статуса и защиты государственной  границы РФ;

6)                войны и мира.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

 

Список использованной литературы.

Информация о работе Понятие, источники, структура и нормы уголовного права