Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое раскрытие понятия «нормы права» как социального явления, исходного элемента, первичной «клеточки» права и существующей классификации норм права. Причиной исследования послужил, прежде всего, эмоциональный, образный подход к норме права. В настоящее время норма права часто видоизменяется, делится и укрупняется, и её не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую она окутана в процессе своего появления, что зачастую вызывает вокруг неё накал социальных страстей, политических баталий общественной жизнедеятельности.
Введение ………………………………………………………………….
Глава 1. Понятие, признаки и виды норм права
1.1 Понятие и основные признаки правовых норм ……………………..
1.2 Классификация норм ……………………………………………………..
Глава 2 . Структура нормы права и характеристика составляющих элементов
2.1 Структура нормы права ………………………………………………………
2.2 Понятие и виды элементов норм права ……………………………………
2.3 Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов ………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………………..
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие, признаки и виды норм
права
1.1 Понятие и основные признаки правовых
норм ……………………..
1.2 Классификация норм ……………………………………………………..
Глава 2 . Структура нормы права и характеристика
составляющих элементов
2.1 Структура нормы права ………………………………………………………
2.2 Понятие и виды элементов норм права ……………………………………
2.3 Способы изложения элементов правовых
норм в статьях нормативно-правовых актов ………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Библиографический список ……………………………………………………..
В постоянно
развивающемся и меняющемся
На любом этапе развития общества возникает
потребность упорядочивания существующих
в нем отношений. Нельзя представить человеческое
общество без регулирования поведения
людей с помощью определенных образцов,
моделей, масштабов. Из них и складываются
в результате многократного повторения
нормы, на которые в дальнейшем ориентируется
общество. Нормативность является неотъемлемой
частью человеческого общества, она выступает
не только формой объективно необходимых
связей и способов взаимодействия людей,
но и формой развития всех природных явлений.
Взаимодействие людей охватывает как
их отношения между собой, так и их отношения
к природе, поэтому закономерные связи,
возникающие в ходе этого взаимодействия,
приобретают форму нормативности. Эта
нормативность присуща всему процессу
исторического развития человечества.
Нормативность - это также свойство права,
выявляющее его смысл и предназначение.
Система социальных норм
соответствует достигнутой ступени экономического,
социально-политического и духовного
развития общества. В них находят отражение
качество жизни людей, исторические и
национальные особенности жизни страны.
В этой системе заключается определенный
стандарт поведения, установленный как
постепенно, в процессе исторического
развития, так и (применительно к нормам
права) при активном участии государства.
Как показывает процесс
законотворчества, правоприменительная
практика последних лет, все более усложняющиеся
общественные отношения в сферах экономики
и социальной жизни предъявляют повышенные
требования к качеству правовых актов,
уровню их конкретизации и специализации,
регулирующей «работоспособности» и эффективности.
Следовательно, действенность и эффективность
норм права определяются, прежде всего,
научно-обоснованной системой специализации
каждой отрасли права, квалифицированным
соотношением в них общих, специализированных
и специальных норм.
Это и определяет актуальность темы «Классификация норм права» в настоящее время, так как в процессе развития и становления общества на любом этапе и уже в современном его значении, система социальных норм постоянно усложняется, постепенно подразделяется на различные группы: нормы морали, нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов, нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические нормы и, наконец, нормы права, являющиеся предметом исследования настоящей курсовой работы. Однако, как показывает анализ научно-информационных периодических изданий в последние годы, проблемами конкретизации и специализации правовых актов в настоящее время не уделяется должного внимания.
Целью курсовой работы
является теоретическое раскрытие понятия
«нормы права» как социального явления,
исходного элемента, первичной «клеточки»
права и существующей классификации норм
права. Причиной исследования послужил,
прежде всего, эмоциональный, образный
подход к норме права. В настоящее время
норма права часто видоизменяется, делится
и укрупняется, и её не так-то просто «извлечь»
из той словесной оболочки, в которую она
окутана в процессе своего появления,
что зачастую вызывает вокруг неё накал
социальных страстей, политических баталий
общественной жизнедеятельности.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
- подробное изучение понятие нормативности права и её признаков,
- рассмотрение структурных элементов и их характеристик,
- дать краткую характеристику различным видам классификациям норм права.
Предметов исследования является изучение нормативности права.
Структура курсовой работы. Она соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие, признаки и виды норм права.
Правовые
нормы - одна из наиболее молодых структур
в системе социальных норм, которая стала
возможной только с развитием института
государства, так как, согласно одному
из определений, правовыми нормами являются
«общеобязательные правила поведения,
являющиеся мерой свободы и ответственности
формально равных субъектов общественных
отношений, устанавливаемые государством,
документально оформленные и обеспеченные
различными формами государственного
воздействия и принуждения».[1]
Здесь необходимо отметить, что такие
формы не обязательно должны ограничиваться
силовым принуждением. Однако на заре
цивилизации, в период первоначального
становления предгосударственных образований,
норм права в современном их значении
еще не существовало, так как их место
занимало (хотя и постепенно развиваясь)
обычное право. Примерами тому служат
многие древние правовые памятники.
Генетически норма права появляется в
итоге «неополитической революции» для
регулирования общественных отношений,
связанных со становлением производящей
экономики, развитием городов-государств
и других видов государственности, новых
форм семейно-брачных отношений, духовной
и социальной жизни раннеклассовых обществ
и т. п. И по содержанию, и по форме норма
права отличается от «мононорм» первобытного
общества. Отличается она и от норм морали,
других социальных норм своей формальной
определенностью, четкой письменной фиксацией
и, — что, может быть, самое главное, —
возможностью государственного принуждения
для обеспечения исполнения.
Норма права приобретает свое общеобязательное
значение не в силу принудительности,
обеспеченности возможностью государственного
принуждения, а потому, что охватывает
наиболее типичные, наиболее повторяющиеся,
встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные
связи, образцы поведения. Норма права
— это правило не только для единичного
случая, но для всей органической суммы
таких однотипных случаев. И в этом заключается
ее большая социальная ценность.
Появляясь как итог осмысления коллективным
разумом, общественным сознанием реальных
и социально важных процессов общественного
бытия, норма права придает этим процессам
либо полезное, социально ценностное направление
развития, либо упорядочивает, стабилизирует
эти процессы, устанавливает устойчивое
равновесное состояние, либо осуществляет
и то и другое. Поэтому-то нормативное
содержание права, появление норм права
- это большое культурное завоевание человечества,
элемент цивилизации.
Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников,
как способ учета результатов труда и
их распределения, норма права распространила
свое действие и на политические, социальные
структуры общества, переплелась, как
нити на полотне, с государственными структурами,
стала одним из важнейших начал формирования
и осуществления государственной власти.
Норма права еще и потому создает социально-равновесное
состояние, что у каждого из индивидов
формирует ожидание соответствующего
поведения другого члена общества, т. е.
предсказуемое поведение, которое позволяет
строить и свое поведение, и свое отношение
к другому члену общества.
И социальная ценность нормы права заключается
как раз и в том, что создавая эту психологическую
установку индивида, она формирует социально
устойчивое общественное состояние. Иными
словами, норма права еще и потому завоевание
культурного развития человечества, что,
регулируя поведение своих конкретных
адресатов в типичных случаях, она также
формирует у них и ожидание предсказуемого,
понятного поведения других членов общества,их
взаимоотношения.[3]
Отсюда и возмущение и даже изумление
у нормального члена общества, когда ему
приходится сталкиваться с нарушением
нормативно определенного и ожидаемого
поведения, когда появляются такие социальные
состояния, которые определяются как правонарушения,
особенно преступления, «беспредел» и
т. п.
Взгляды на норму права уже зародились
у древнеримских юристов, стоявших две
тысячи лет у истоков зарождения этого
нового явления в жизни общества — нормативного
регулирования.
Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать
права, как сказал Феофат, для тех случаев,
которые встречаются часто, а не для тех,
которые возникают неожиданно. Ему вторил
Павел: законодатели обходят, как сказал
Феофат, то, что происходит лишь в одном
или двух случаях.
Цельс высказывал свою точку зрения: права
не устанавливаются исходя из того, что может произойти в
единичном случае. Мнение Ульпиана: права
устанавливаются не для отдельных лиц,
а общим образом[2].
Словом, норма права - это обобщение, социально-правовая
типизация тех или иных общественных отношений,
состояний.
В современном обществе нормы права часто
вступают в тесное взаимодействие с прочими
социальными нормами, например, экономическими
и политическими. Такое взаимодействие
имеет весьма разнообразные формы - взаимоподдержки,
солидарности, блокирования и противоборства,
что зависит от конкретно-исторических
условий, соотношения социальных сил,
состояния общественного сознания. Формы
взаимодействия, например, правовых и
экономических норм определяются степенью
вмешательства государства в экономику
страны и показывают, что именно является
целью подобного вмешательства: осуществление
регулирования экономической деятельности
населения или же достижение полного господства
государства в данной сфере общественной
жизни.
Соотношение юридических и политических
норм в современном демократическом обществе
строится на принципе приоритета права
над государством, ограничения всевластия
государства правами человека. Это, несомненно,
является величайшей общечеловеческой
ценностью. Юридические нормы приобретают
первенство, сдерживая и обуздывая органически
присущее политической власти стремление
утверждаться внеправовыми мерами.
Таким образом, нормы права - это, по своей
сути, основополагающая структура в системе
социальных норм, гарант ее эффективного
функционирования. Правовые нормы регламентируют
условия взаимодействия прочих составных
частей данной системы, создают для них
правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного
усиления одной группы норм (а также государственных
органов) за счет остальных, обеспечивая
стабильное движение общества по демократическому
пути развития.
Норма права является образцом (моделью)
типового общественного отношения, которое
устанавливается государством. Она определяет
границы возможного или должного поведения
людей, меру их внутренней и внешней свободы
в конкретных взаимоотношениях. Норма
права предусматривает свободу участников
регулируемых общественных отношений
в двояком смысле:
- во-первых, как способность воли субъекта
сознательно избирать тот или другой вариант
поведения (внутренняя свобода);
- во-вторых, как возможность действовать
вовне, преследовать и осуществлять определенные
цели во внешнем мире (внешняя свобода).
Нормам права присущи общие для всех социальных
норм (морали, религиозным нормам, обычаям,
корпоративным нормам) черты, выражающиеся
в том, что они:
1) представляют собой правила поведения
людей в обществе;
2) выступают правилами поведения общего
характера, т. е. рассчитаны на многократность
применения, действуя непрерывно во времени
и в отношении персонально неопределенного
круга субъектов. В отличие от команд,
приказов, решений государственных органов
по конкретным делам нормы права адресованы
кругу лиц, определяемых типическими признаками,
и рассчитаны на регулирование целого
вида общественных отношений;
3) являются результатом сознательно-волевой
деятельности людей, т. е. возникают не
случайно и не спонтанно, выражают волю
господствующих или влиятельных в данном
обществе социальных сил, всего народа.
Кроме того, правовые нормы
адресованы тем участникам правоотношений,
у которых существует возможность выбора
варианта поведения.
Однако нормы права характеризуются и
рядом следующих признаков, отличающих
их от иных общественных регуляторов[3].
1) общеобязательность — нормы права обязательны для
исполнения и соблюдения всеми членами
общества;
2) формальная определенность — нормы права имеют текстуальное
закрепление и выражаются в определенных
формах (нормативных актах, судебных прецедентах,
и т.д.);
Это свойство позволяет не только выделять
норму права из словесной оболочки того или
иного источника права, но и определить
структуру конкретной нормы, отделить
ее от нормы морали, соотнести норму права
с конкретной ситуацией, ее участниками,
словом, реализовывать то самое воздействие,
которое соответствующее правило оказывает
на конкретный вид общественного отношения.
Формальная определенность нормы права
также появилась в процессе тысячелетнего
развития права, характеризует социальную
ценность права, позволяет оперировать
с правом в целях упорядочения и целенаправленного
развития общества. И как бы ни упрекали
юристов в том, что они формалисты, «законники»
и вместо того, чтобы учитывать дух закона,
они, де, приверженцы буквы закона и потому
просто крючкотворы, весь социально-правовой
опыт человечества свидетельствует о
полезности именно такого подхода к норме
права, о приоритете буквы закона над субъективно
толкуемым духом закона, о недопустимости
подмены, а то и замены целесообразностью
законности.
Формальная определенность характеризуется
еще и тем, что норма права выражена, как
правило, в письменной форме. Появление
письменности шло в параллель с появлением
правовых норм. В древности сначала символическое,
а затем и буквенное обозначение принадлежности
тех или иных товаров тому или иному купцу
(в частности первоначально использовались
печати, которые накладывались на амфоры,
кувшины, мешки и т. п. тару, в которой перевозились»
продавались товары, прежде всего, зерно)
постепенно становилось письменным способом
общения. Письменность стала использоваться
для посвящения тех или иных жертв божествам,
для учета знамений, выражения предсказаний
и их последствий, для царских посвятительных
надписей, содержащих своеобразные правовые
нормы и т. п. Клинопись у шумеров в Вавилоне
служила не только для фиксации законов,
например знаменитая стела Хаммурапи
с его «кодексом законов», но и для учета
судебной практики. В городе-государстве
Лагаш археологи раскопали корзины, в
которых содержались записи всех дел,
которые рассматривал суд города Лагаша
во втором тысячелетии до н.э[4].
Финикийская письменность, которая первоначально
обслуживала главным образом торговые
сделки и иные имущественные отношения,
со временем также развилась в мощное
средство фиксации законов и их исполнения,
а также предсказаний оракулов по всему
Средиземноморью.
Таким образом, формальная определенность
нормы права не только послужила фактором
культурного развития человечества, но
и получала свою основу в виде письменных
источников. Не изменилась ситуация и
в настоящее время, т.к. формальную определенность
правовых норм обеспечивают при соблюдении
определенных условий и новые носители
информации - так называемые машинные
носители (магнитные ленты, диски и т. п.).
3) неперсонифицированность — норм
4) государственно-волевой характер — нормы права выражают государственную
волю, обусловленную классовыми, религиозными,
общечеловеческими или другими интересами;
5) установление или санкционирование государством — нормы права издаются непосредственно
государством через уполномоченные государственные
органы либо санкционируются им, т.е. выдается
разрешение негосударственным органам
или организациям на издание норм права;
6) институциональность — изданию норм права соответствует
определенный порядок их принятия (правотворчество),
в результате которого они приобретают
соответствующую форму (нормативный акт,
юридический прецедент, и т.д.);
7) возможность государственного принуждения — правовые нормы охраняются
государством, в случае их нарушения могут
быть применены меры государственного
принуждения;
Этот процесс – государственное принуждение
- отличает правовую норму от иных социальных
норм, а также от норм первобытного общества.
Сами нормы права не являются принудительными,
они не навязываются насильно, извне. Они
- продукт, результат развития общества,
воспринимаются обществом или его основными
сегментами как социально необходимые
и полезные регуляторы, ориентиры поведения
во всех областях общественной жизнедеятельности
- в политической, экологической, экономической,
социальной, научно-технической, семейно-брачной,
даже личной.
С развитием новых форм существования
человечества - общепланетарных масштабов
экономических, научно-технических и иных
связей, появлением опасностей для всего
человечества - ядерная война, экологическое
«безобразие», информационная диктатура
и т. д., все больше возрастает роль правовых
норм, регулирующих эти общепланетарные
и общесоциальные отношения. Они также
направлены на ограничения возможных
пагубных последствий научно-технического
прогресса, с одной стороны, и на поддержку
всего полезного и достойного, что он несет
человечеству - с другой.
Не менее важным, чем возможность государственного
принуждения, является и такой признак,
как активная, нормообразующая роль государства.
Именно она и обеспечивает возможность
государственного принуждения. Причем
эту роль надо понимать в двояком смысле.
С одной стороны, государство создает
по соответствующей процедуре нормы права,
устанавливает их, решая задачу организации
правовой системы. С другой — государство
признает, «огосударствляет» те нормы,
которые зарождаются в силу самоорганизационных
процессов, проявляются как полезные обычаи.
В государственной право-образовательной
деятельности, как в огромном социальном
котле, сталкиваются, «варятся» самоорганизационные
и организационные начала правотворчества.
И в результате появляется «блюдо», именуемое
нормой права.
8) системность — правовая норма имеет внутреннюю
структуру и состоит из гипотезы, диспозиции
и санкции;
Этот признак на этапе развития зрелого
права характеризует свойство нормы права:
быть в определенной связи, в определенном
соотношении с другими нормами, с правовым
институтом, подотраслью, отраслью права.
Нормы материального права, т. е. конкретные
правила поведения, находятся как в определенных
связях с другими материальными нормами
права, так и с процедурными, процессуальными
нормами права. Как, например, можно было
бы реализовать норму уголовного права,
устанавливающую наказание за определенное
преступление, если бы этому не предшествовало
определенное судебное разбирательство
по определенным правилам.
Даже такие формы наказания, как испытание
огнем или водой, принесение клятв, поединки,
которые были распространены в средние
века в Европе, совершались по определенным
правилам[5].
Системность характеризует также иерархию
правовых норм, их первичность и вторичность.
В частности, некоторые нормы конституции
конкретизируются в законах, те в свою
очередь - в подзаконных актах, постановлениях,
инструкциях и т. п.
Признак системности обусловливает возможность
разумной систематизации права, когда
для правильного применения правовых
норм становится необходимым построение
комплекса правовых норм, своеобразной
пирамиды. Например, выделяется конституционная
норма, законы, ее конкретизирующие и детализирующие
(если такие есть), постановления правительства,
приказы и инструкции министерств и ведомств
и т. д.
9) официальный государственный регулятор — правовые нормы в отличие от
других социальных норм непосредственно
зависят от государства, выражают его
волю, официально определяют критерии
законного и незаконного и влекут юридические
последствия.
10) неоднократность (или многократность)
ее действия. Это означает, что правовая
норма создается для постоянного применения,
использования, если иное не оговаривается
в самой норме. Так, закон о выборах депутатов
парламента рассчитывается не на одну
избирательную кампанию, а на все выборы
депутатов, которые последуют и в будущем,
гражданский кодекс - на все имущественные
и иные, связанные с ними отношения, которые
будут иметь место и т. п.
Таким образом, норма права — это общеобязательное,
формально определенное правило поведения,
установленное или санкционированное
государством, обеспеченное возможностью
государственного принуждения в случае
его нарушения, выражающее государственную
волю и направленное на регулирование
общественных отношений. Все эти вышеперечисленные
признаки удачно корреспондируют и со
структурами правовой нормы, сосредоточены
в этих структурах [9].
1.2 Классификация норм
Все многообразие правовых
норм можно упорядочить с помощью проведения
их классификации. Это позволяет определить
место и роль норм права в механизме правового
регулирования. Классификация правовых
норм проводится по различным основаниям.
1. В зависимости от того, какие функции
права реализуют правовые нормы: регулятивные, направленные непосредственно
на регулирование общественных отношений;
охранительные, направленные непосредственно
на охрану общественных отношений.
2. В зависимости от того, к какой отрасли
права относятся: конституционные; гражданские;
уголовные; административные; трудовые,
и т.д.
3. В зависимости от метода правового регулирования:
императивные - нормы, которые носят властный
характер и содержат предписания, обязательные
для исполнения; диапозитивные — нормы,
которые имеют автономный характер и предоставляют
свободу в выборе модели поведения; рекомендательные—
нормы, предусматривающие желательную
модель поведения; поощрительные — нормы,
предусматривающие меры поощрения за
определенную социально полезную модель
поведения.
4. В зависимости от характера содержащихся
в диспозиции предписаний[6].
По этому признаку выделяются нормы: обязывающие, которые устанавливают обязанность
совершать определенные положительные
действия (например, выполнение оговоренной
договором работы, возвращение долга,
поставка заказчику продукции); запрещающие,которые запрещают
совершать определенные, действия (злоупотреблять
властью, нарушать права граждан, совершать
хищения и другие неправомерные действия);
управомочивающие, которые предоставляют участникам
общественных отношений право совершать
положительные действия в цепях удовлетворения
своих интересов (владеть домом, учиться
в учебном заведении, требовать от обязанных
лиц исполнения обязательства).
5. В зависимости от формы воздействия
на общественные отношения: материальные - это нормы, которые непосредственно
воздействуют на общественные отношения
путем прямого закрепления определенного
правила поведения в законодательстве
(конституционные, уголовные, гражданские,
и т.д.); процессуальные — это нормы,
регулирующие организационно-процедурный
порядок реализации материальных норм
права, относящиеся к сфере уголовно-процессуального,
гражданского процессуального и арбитражного
процессуального отраслей права.
6. В зависимости от субъекта правотворчества:
федеральные - нормы, принимаемые федеральными
органами власти; региональные -нормы, принимаемые органами
власти субъектов федерации; местные - нормы, принимаемые муниципальными
органами власти; локальные — нормы, принимаемые на уровне
конкретной организации, предприятия,
учреждения.
7. В зависимости от степени определенности
содержащихся в них предписаний:
1) абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной
точностью определяют условия их действия,
права и обязанности участников отношений
или меры юридической ответственности
за их нарушение. При этом конкретизация
предписания, предусмотренного нормой
права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное
законодательство устанавливает исчерпывающий
перечень условий, при которых приговор
суда должен быть безусловно отменен:
если приговор вынесен незаконным составом
суда, если нарушена тайна совещания судей,
если приговор не подписан кем-либо из
судей и другие условия. Здесь представлена
абсолютно определенная гипотеза. [11]
В уголовно-процессуальном
праве имеются нормы с абсолютно определенной
диспозицией. Например, предписание суду
удалять из зала судебного заседания всех
свидетелей, явившихся до начала их допроса.
Абсолютно определенные санкции точно
и однозначно фиксируют вид и меру юридической
ответственности за нарушение нормы права
(например, штраф).
2) относительно определенные - это нормы,
которые не содержат достаточно полных
сведений об условиях их действия, правах
и обязанностях участников общественных
отношений или мерах юридической ответственности
и предоставляют правоприменительным
органам возможность решать дело с учетом
конкретных обстоятельств. Так, в соответствии
с требованиями Гражданского кодекса
РФ ответственность за вред, причиненный
в состоянии крайней необходимости, суд,
учитывая обстоятельства причинения вреда,
может возложить обязанность его возмещения
на третье лицо, в интересах которого действовал
причинивший вред, либо освободить от
возмещения вреда полностью или частично
как это третье лицо, так и причинившего
вред. Относительно определенный характер
имеет большинство санкций уголовного
права, которые устанавливают низший и
высший пределы наказания (например, лишение
свободы от 1 до 5 лет).
3) альтернативные - это нормы, предусматривающие
несколько вариантов, условий их действия,
поведения сторон или мер, санкций за их
нарушение. Так, согласно гражданскому
законодательству покупатель, которому
продана вещь ненадлежащего качества,
вправе по своему выбору потребовать либо
замены вещи вещью надлежащего качества,
либо соразмерно уменьшения ее цены, либо
безвозмездно устранения недостатков
вещи продавцом или возмещения расходов
покупателя на их исправление. Альтернативные
санкции содержат несколько вариантов
наказаний, одно из которых может быть
применено к правонарушителю. Например,
умышленная потрава посевов и повреждение
полезащитных и иных насаждений наказывается
исправительными работами на срок до одного
года или штрафом, или возложением обязанности
загладить причиненный вред. [19]
8. В зависимости от способа изложения
в статье нормативно-правового акта: прямые — нормы, структурные элементы
которых излагаются в одной статье нормативно-правового
акта; отсылочные - нормы, структурные элементы
которых излагаются в нескольких статьях
одного и того же нормативно-правового
акта; бланкетные — нормы, структурные элементы
которых излагаются в статьях различных
нормативно-правовых актов.
9. В зависимости от специального назначения:
декларативные (нормы-принципы) - это нормы,
в которых сформулированы общие или отраслевые
правовые принципы и задачи данной совокупности
юридических норм (принципы уголовного
процесса, задачи гражданского законодательства
и т. п.); дефинитивные (нормы-определения)
- нормы, в которых содержатся научно сформулированные
определения юридических понятий и категорий
(например понятие преступления, гражданской
правоспособности и дееспособности, сделки,
должностного лица); общие (нормы, содержащиеся
в общей части отрасли права и распространяющие
свое действие на всю особенную часть
этой отрасли, либо содержащие общие положения
для всех отраслей права); специальные
(нормы, регулирующие определенный вид
общественных отношений, конкретизируя
общие положения); коллизионные (нормы,
направленные на устранение противоречий
между другими правовыми нормами).
10. В зависимости от круга лиц нормы права
подразделяются на: общие - распространяются
на всех лиц, проживающих на данной территории;
специальные нормы действуют только в
отношении определенной категории лиц
(учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).
Существуют также иные классификации
правовых норм, проводимые по другим основаниям:
по времени действия, юридической силе
и т.д.
Таким образом, приведенная классификация
норм права позволяет сделать вывод о
том, что во всех случаях нормы права исполняют
роль государственного регулятора общественных
отношений, организуют общественную жизнь,
охраняют ее от посягательств со стороны
отдельных лиц. Научная классификация
правовых норм предназначена для более
глубокого их понимания и правильного
применения на практике. Уяснение общетеоретических
положений о структуре нормы права, способах
изложения ее составных элементов в статьях
нормативно-правовых актов классификации
норм права, должно осуществляться на
основе практического правового материала,
подтверждающего положения теории [18].