Потерпевший и его роль в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть вопрос о понятие потерпевший и его роль в уголовном процессе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- определить права и обязанности потерпевшего;
- рассмотреть принцип уголовного преследования и возбуждение уголовного дела частного характера;

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

В случае причинения защищаемому  лицу телесного повреждения или  иного вреда его здоровью в  связи с участием в уголовном  судопроизводстве, не повлекшего за собой  наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной  защиты, выплачивается за счет средств  федерального бюджета единовременное пособие.

В случае гибели или смерти защищаемого лица в связи с  его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего или умершего и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные  единовременные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, назначается  одно единовременное пособие по их выбору.

Защищаемым лицам, имеющим  одновременно право на различные  единовременные пособия, выплачиваемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации в случае причинения телесного повреждения или иного  вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Имущественный ущерб, причиненный  защищаемому лицу в связи с  его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств  федерального бюджета и иных финансовых источников, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного  в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба.

Основаниями применения мер  безопасности являются данные о наличии  реальной угрозы убийства защищаемого  лица, насилия над ним, уничтожения  или повреждения его имущества  в связи с участием в уголовном  судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении  государственной защиты.

Меры безопасности применяются  на основании письменного заявления  защищаемого лица или с его  согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления  его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер  безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого  лица и иных проживающих совместно  с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности. Основаниями применения мер социальной поддержки являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

Суд, прокурор, начальник  органа дознания или следователь, получив  заявление или сообщение об угрозе убийства, насилия, уничтожения или  повреждения имущества либо иного  опасного противоправного деяния, обязаны  проверить это заявление или  сообщение и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о  применении мер безопасности в отношении  его либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится  мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения  направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение). Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может  быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с  момента ее подачи.

Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые  меры безопасности и определяет способы  их применения. Об избранных мерах безопасности, их изменении, о дополнении и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий меры безопасности, информирует суд, прокурора, начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает  с защищаемым лицом договор в  письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с законом и  гражданским законодательством  Российской Федерации. Порядок применения мер социальной поддержки определяется законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Орган, принимающий решение  об осуществлении государственной  защиты, получив заявление (сообщение) о гибели защищаемого лица и установив, что гибель наступила в связи  с его участием в уголовном  судопроизводстве, обязан в течение  трех суток принять решение о  применении мер социальной поддержки  в отношении членов семьи погибшего  и лиц, находившихся на его иждивении, либо об отказе в их применении.

Орган, принимающий решение  об осуществлении государственной  защиты, получив заявление (сообщение) о причинении защищаемому лицу в  связи с участием в уголовном  судопроизводстве телесного повреждения  или иного вреда его здоровью, обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток  принять решение о применении мер социальной поддержки либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое направляется в орган, осуществляющий меры социальной поддержки, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Постановление (определение) о применении мер социальной поддержки  либо об отказе в их применении может  быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение месяца со дня ее подачи. Орган, осуществляющий меры социальной поддержки, получив постановление (определение) о применении мер социальной поддержки, обязан исполнить его в течение 10 суток. Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом. Меры безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение  об осуществлении государственной  защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится  уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной  защиты.

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может  быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с  момента ее подачи.

В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с  ними личных неимущественных прав защищаемого  лица. Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, решения об их отмене. Суд при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение (постановление) об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.

Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Решения органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, которым они адресованы.

ГЛАВА 5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАЩИЩАЕМЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАЩИТУ

 

 

Согласно статье 23 Федерального закона N 119-ФЗ защищаемые лица имеют право19:

1)   знать свои права и обязанности;

2) требовать обеспечения  личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности  лиц;

3) требовать применения  мер социальной поддержки в  случаях, предусмотренных законом;

4) знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;

5) обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных законом, либо об их отмене;

6)    обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения и действия органов, обеспечивающих государственную защиту.

Защищаемые лица обязаны20:

1)   выполнять условия применения в отношении их мер безопасности и законные требования органов, обеспечивающих государственную защиту;

2) немедленно информировать органы, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;

3) при обращении с имуществом, выданным им органами, осуществляющими  меры безопасности, в пользование  для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации;

4)   не разглашать сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты без разрешения органа, обеспечивающего государственную защиту.

Согласно статье 24 данного  закона органы, принимающие решение  об осуществлении государственной  защиты, в пределах своей компетенции  имеют право:

1) запрашивать у всех  органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  и получать от указанных органов,  юридических и физических лиц  необходимые сведения по заявлениям  и сообщениям об угрозе безопасности  лиц, в отношении которых принимается  решение об осуществлении государственной  защиты;

2) производить процессуальные  действия или давать необходимые  поручения органам, осуществляющим  меры безопасности, и органам,  осуществляющим меры социальной  поддержки, для осуществления  государственной защиты лиц;

3) требовать в случае  необходимости от органов, осуществляющих  меры безопасности, и органов,  осуществляющих меры социальной  поддержки, применения дополнительных  мер государственной защиты;

4) полностью или частично  отменять меры безопасности и  меры социальной поддержки по  согласованию с органами, осуществляющими  указанные меры.

Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право21:

1) избирать необходимые  меры безопасности, предусмотренные  настоящим Федеральным законом,  определять способы их применения, при необходимости изменять и  дополнять применяемые меры безопасности;

2)   требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

3)   обращаться в суд, к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

4) проводить оперативно-розыскные  мероприятия в порядке, предусмотренном  законом "Об оперативно-розыскной деятельности"22.

Органы, осуществляющие меры социальной поддержки, имеют право:

1) запрашивать у органов,  принимающих решение об осуществлении  государственной защиты, и защищаемых  лиц дополнительные сведения, необходимые  для осуществления мер социальной  поддержки;

2) обращаться в органы, принимающие решение об осуществлении  государственной защиты, с ходатайством  об отмене мер социальной поддержки  в случае установления обстоятельств,  исключающих возможность применения  указанных мер.

Органы, обеспечивающие государственную  защиту, обязаны:

1) немедленно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки;

2) осуществлять все необходимые  меры безопасности и меры социальной  поддержки;

3) своевременно уведомлять  защищаемых лиц о применении, об изменении, о дополнении  или об отмене применения в  отношении их мер безопасности  и мер социальной поддержки,  предусмотренных законом, а также  о принятии предусмотренных законодательством  Российской Федерации решений,  связанных с обеспечением государственной  защиты;

4) разъяснять защищаемому  лицу его права и обязанности  при объявлении ему постановления  (определения) об осуществлении  в отношении его государственной  защиты.

Для обеспечения государственной  защиты Правительством Российской Федерации  утверждается Государственная программа  обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Финансирование и материально-техническое  обеспечение Государственной программы  обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства осуществляются за счет средств федерального бюджета и  иных финансовых источников, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Расходы, связанные с обеспечением государственной защиты, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

Информация о работе Потерпевший и его роль в уголовном процессе