Правоохранительные органы и их роль в обеспечении законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

Содержание работы

1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов.
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система.
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации.
4. Органы внутренних дел, их основные полномочия и принципы деятельности.
Заключительная часть (подведение итогов)

Файлы: 1 файл

1.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)


Министерство  внутренних дел Российской Федерации

Белгородский  юридический институт

 

 

Кафедра организации раскрытия и расследования  преступлений

 

 

Дисциплина: Введение в специальность

Реферат

На  Тему: «Правоохранительные органы и их роль

в обеспечении  законности и правопорядка»

 

 

 

Подготовил:

Курсант 144 взвода

Рядовой милиции

Красный А.Н.

Проверил:

Преподаватеть кафедры

капитан милиции

Хабатов В.А.

 

 

 

Белгород 2008

 

Примерное распределение времени:

 

План Реферата

Страницы

Вступительная часть

4

Учебные вопросы:

 

1. Понятие, основные черты и функции  правоохранительных органов.

5

2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система.

10

3. Основные принципы  деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации.

17

4. Органы внутренних  дел, их основные полномочия  и принципы деятельности.

24

Заключительная часть (подведение итогов)

30


 

 

Литература

 

Основная

 

1. Учебник. Правоохранительные  органы Российской Федерации,  под ред. д.ю.н. профессора В.П.Божьева.  М., 2001.

2. Учебное пособие. Правоохранительные  органы и правоохранительная деятельность, под ред. к.ю.н. В.А.Галкова. Белгород, 2001.

3. Конституция Российской Федерации, 1993.

4. Закон РСФСР от 18.04.91 г. “О  милиции”.

5. Коренев А.П. “Введение в  юридическую специальность”. Учебное  пособие. М., 1999, изд. Щит.

 

Дополнительная

 

1. Федеральный закон от 12.08.95 г.  № 144 ФЗ “Об ОРД”.

 

Введение

 

Правоохранительная система, в  которую входят система правоохранительных норм и система государственных органов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметом изучения многих юридических дисциплин. В учебной дисциплине “Введение в специальность” тема “Правоохранительные органы в Российской Федерации и их роль в обеспечении законности и правопорядка” выполняет роль своеобразного введения к изучению таких учебных дисциплин как “Административное право”, “Гражданский процесс”, “Уголовный процесс” и других. Учебной целью данной темы является представление курсантам необходимого общего объема знаний по вопросам организации и проведения правоохранительной деятельности в Российской Федерации, раскрытие основных понятий и видов правоохранительной деятельности, ознакомление с системой и общей характеристикой правоохранительных органов, представить в общем виде структуру милиции как органа исполнительной власти в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

 

1. Понятие,  основные черты и функции

правоохранительных  органов

 

В соответствии со ст.1 Конституции  Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.

Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

Правоохранительные органы РФ - это  государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

- они уполномочены законом и  осуществляют свою деятельность  в соответствии с ними;

- деятельность их процессуально  регламентирована и осуществляется  на основе соответствующих правил  и процедур, нарушение которых  ведет к дисциплинарной административной  или уголовной ответственности;

- лица, стоящие на службе в  этих органах должны иметь  специальную подготовку;

- в процессе своей деятельности  они имеют право применять  установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

- обязательность решений этих  органов для исполнения должностными  лицами и гражданами при условии  их законности и обоснованности.

К государственным правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних дел;

- органы предварительного расследования;

- таможенные органы;

- служба по контролю за наркотическими  средствами и психотропными веществами;

- органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят  адвокатуру, частный нотариат, а  также частные детективные и охранные службы.

Организацию, структуру и компетенцию  правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- исполнение судебных решений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической помощи;

- профилактическая деятельность  по предупреждению правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют  разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени  влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Правоохранительные органы могут  осуществлять одну или несколько  функций. Так, функцией осуществления  правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют  определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем  рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

Данный вопрос возникает в связи  с тем, что в последние годы много говорится о деполизации  правоохранительных органов. Во времена  тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

- принятия новых федеральных  законов, других законов и иных  правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования системы деятельности  правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

- установление принципиальных, исходных  положений устройства, организации  и деятельности правоохранительных  органов, направлений на сокращение преступности и всех правонарушений;

- определение новых юридических  и научно-технических средств,  методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

- возложение обязанности оказывать  содействие правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и всеми правонарушениями на  другие государственные органы, общественные и частные организации,  а также население с установлением  пределов их участия в этой  деятельности;

- развитие финансовой и материально-технической  базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации  и деятельности правоохранительных органов.

При определении места рассматриваемого курса среди других юридически дисциплин, которые изучаются в юридическом вузе исходят из того что данный курс “Введение в специальность” так или иначе связан с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта связь состоит в том, что “Введение в специальность” является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. В дальнейшем Вам предстоит изучать такую дисциплину как “Правоохранительные органы Российской Федерации”, в которой будут излагаться исходные сведения о правоохранительной деятельности.

 

2. Правоохранительные  органы: общая характеристика и система

 

Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются  правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (включая милицию), служба госнаркоконтроля Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.

Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов  нормативной основой деятельности соответствующей Конституции РФ. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов, а также законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Информация о работе Правоохранительные органы и их роль в обеспечении законности и правопорядка