Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:31, контрольная работа
Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации. Основными источниками международного уголовного права принято считать международный договор и международный обычай.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Понятие и источники международного уголовного права………….……...4
2.Международные преступления и преступления международного характера………………………………………………………………………….7
3. Правовая помощь по уголовным делам……………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………..……….19
Список использованных источников………………………………………………20
В литературе межгосударственные договоры подразделяют на два основных вида: конвенции о борьбе с преступлениями международного характера, в которых зафиксированы, как правило, несколько видов правовой помощи по уголовным делам; договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.
В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Азербайджаном (1992 г.), Киргизией (1992 г.), Литвой (1992 г.), Латвией (1993 г.), Эстонией (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1993 г., Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам между Российской Федерацией и КНР 1992 г., Договор о выдаче между Российской Федерацией и КНР 1995 г. и др.
Межправительственные договоры представляют собой двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указанные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответствующими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры (например, Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г., Соглашения с Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Грузией (1993 г.), Арменией (1993 г.), Таджикистаном (1995 г.), Туркменистаном (1995 г.)) включают в себя следующие виды правовой помощи:
1) пересылка материалов
прокурорско-следственной
2) выполнение отдельных процессуальных действий;
3) осуществление надзорных
функций, связанных с
4) содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также в этапировании арестованных и осужденных;
5) борьба с правонарушениями
в области экономики и
6) обмен информацией о
преступниках и лицах,
7) сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.
Взаимодействие
осуществляется через генеральные
прокуратуры сторон, если межгосударственным
соглашением не установлен иной порядок.
Просьба об оказании правовой помощи
подписывается генеральным прок
При исполнении
ходатайства применяется
Согласно положениям
договоров правовая помощь по уголовным
делам оказывается органами суда,
прокуратуры, другими учреждениями
государств, к компетенции которых
относятся расследование и
По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необходимо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать указаний.
С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.
Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) наименование запрашивающего учреждения;
в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;
г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;
д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;
е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.
Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны. К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны.
При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.
Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.
По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.
В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.
После выполнения
поручения запрашиваемое
Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.
Выделяют следующие виды правовой помощи.
1. Вручение документов.
Факт вручения удостоверяется
подтверждением, подписываемым лицом,
которому вручен документ, скрепленным
официальной печатью
2. Установление адресов и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юстиции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.
3. Осуществление
уголовного преследования.
К поручению
прилагаются имеющиеся в
4. Розыск лиц.
Это правовое действие
5. Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательством меры пресечения - заключения под стражу. Лицо не может быть взято под стражу по данному поручению, если оно не может быть выдано.
6. Производство
обысков, выемок, изъятий. Основанием
для совершения данных
Если необходимо получить из иностранного государства документы, записи и другие доказательства, нужно в запросе указать держателя и/или местонахождение документов и описать их, по возможности указав все детали (например, для банковских документов - название банка, его адрес, номер счета и фамилию владельца счета, описание необходимых документов).
7. Производство экспертиз. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запрашивающего государства.
8. Передача предметов.
По просьбе запрашивающей
Вызов и
допросы обвиняемых, свидетелей, потерпевших,
экспертов, других лиц,
Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на ее территории к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.
Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей стороны, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны.
Свидетелю, эксперту,
а также потерпевшему и его
законному представителю
Вызов свидетеля или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
10. Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом.
Передача осужденных
для отбывания наказания