Правовое положение осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

1. Международные организации по защите прав человека и их деятельность в интересах защиты прав и свобод заключенных лиц.
2. Задача.
Осужденный Котов обратился к начальнику учреждения с письменным заявлением о предоставлении возможности приобрести электрическую бритву, так как в магазине ИУ в покупке ему отказали, сославшись на то, что в отношении Котова исполняется мера взыскания, лишающая его права на получение очередной посылки или передачи и запрещающая на срок до одного месяца покупать продукты питания. Начальник отряда на вопрос осужденного дал такой же ответ. Однако заявитель не согласился с таким разъяснением и считает необоснованным такое ущемление его прав.
Подготовьте письменный ответ на обращение осужденного Котова.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 7 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Минск

2014

 

Международные организации по защите прав человека и их деятельность в интересах защиты прав и свобод заключенных лиц.

 

Деятельность международных организаций по правам человека играет весомую роль для большинства стран мира. В частности и для Республики Беларусь. Наша страна признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В Республике Беларусь действует Закон от 23 июля 2008 г. № 421-З  « о международных договорах». В данном законе  указано, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

Права человека закреплены во Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года. На ее основе принятo и заключено множество деклараций и конвенций (международных соглашений). Международное сотрудничество, посвященное вопросу о правах человека, довольно хорошо регламентировано на международном уровне и продолжает развиваться и сегодня. Что касается деятельности международных организаций по защите прав и свобод заключенных и осужденных лиц, то и этот вопрос не остается без внимания. Доказательством этого служат акты, принятые на международном уровне, которые регламентируют данный вопрос в том или ином аспекте.

Под эгидой ООН раз в пять лет проводятся конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на которых обсуждаются наиболее значимые и актуальные вопросы, посвященные этой теме. На первом конгрессе, который прошел в  1955 году, обсуждался текст «Минимальных стандартных правил обращения с осуждёнными» (в этом же году они были приняты), проблемы организации и осуществления труда заключёнными, статус работников пенитенциарных учреждений. Второй конгресс был посвящён взаимодействию с несовершеннолетними осуждёнными, проблемам лишения свободы на короткий срок, ресоциализации отбывших наказание. Третий конгресс рассматривал меры ответственности, не связанные с лишением свободы, вопросы рецидива. Четвёртый конгресс был посвящён проблемам, связанным с применением утверждённых в 1955 году минимальных стандартных правил обращения с осуждёнными на современном этапе. Пятый конгресс рассматривал проблемы обращения с лицами, несущими ответственность как в виде лишения свободы, так и в виде иных наказаний. Шестой конгресс в основном был посвящён применению смертной казни. На седьмом разрабатывались стандарты ООН в области правосудия. Восьмой рассматривал вопросы унификации мер по обращению с несовершеннолетними осуждёнными. Девятый посвящён применению минимальных стандартных правил обращению с осуждёнными в различных странах. Десятый был посвящен вопросам международного сотрудничества государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью. Одиннадцатый рассматривал вопросы борьбы с терроризмом, с транснациональной организованной преступностью, а также вопросы принятия мер по борьбе с экономическими преступлениями и преступлениями с использованием компьютеров. И двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, принимающей стороной которого выступило правительство Бразилии, состоялся в городе Салвадоре с 12 по 19 апреля 2010 года.

Из значимых документов можно выделить «Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными», принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году. Целью минимальных требований является достойное человека исполнение наказания, свободное от бюрократических и объективно необоснованных ограничений его прав. Также можно отметить Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года, содержащая Основные принципы обращения с заключёнными.

Комитет по правам человека оценивает доклады об исполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, представляемые странами-участницами, составляет комментарии к Пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении Пакта соображения, не являющиеся обязательными для выполнения. Т.к. Международный пакт о гражданских и политических правах регламентирует вопросы, которые касаются, а некоторые, можно сказать, в первую очередь затрагивают интересы заключенных и осужденных, (например жизнь, пытки и бесчеловечное обращение, справедливое судебное разбирательство и т.д.), деятельность этого органа чрезвычайно важна. С практической стороны наиболее наглядно деятельность этого органа по защите прав и свобод заключенных и осужденных можно наблюдать по прецедентным делам Комитета. По таким делам Комитет составляет доклады, в которых указывает на допущенные нарушения, допущенные в отношении заключенных и осужденных лиц.

Управления Верховного комиссара ООН по правам человека - агентство Организации Объединённых Наций, которое следит за соблюдением и защитой прав человека, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Управление проявляет довольно активную деятельность в вопросах, касающихся порядка отбывания и соблюдения прав осужденных лиц. Это отражается в докладах Комиссара по правам человека, составляемых после визитов Комиссара в одну из стран, а также ряда документов, изданных управлением, которые косвенно или напрямую регламентирует данный вопрос (например, Пособие по вопросам подготовки сотрудников тюрем в области прав человека) и др.

Комитет против пыток - исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Основным из положений Конвенции является то, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, в том числе и осужденные. Помимо основных задач, стоящих перед комитетом, таких как координирование борьбы с пытками в странах-участницах Конвенции, проверка отчетов этих стран о мероприятиях, направленных на выполнение требований Конвенции, высказывания мнения по ним, замечаний общего характера, комитет также может рассматривать сообщения о конкретных случаях предполагаемого нарушения Конвенции странами. Комитет действует в соответствии с правилами процедуры Комитета ООН против пыток.

Совет по правам человека, выступая в качестве вспомогательного органа Генеральной ассамблеи ООН, вместо Комиссии по правам человека, согласно Резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, должен отвечать за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе; а также должен рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации. В целом Совет по правам человека следит за соблюдением законодательствами стран-участниц положений о правах и свободах лиц, в том числе и категории осужденных граждан. Совет выступает с докладами, организует сессии, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся исполнения прав и свобод в той или иной стране. Нередко затрагивается вопрос о нарушении прав заключенных. Примером может быть доклад независимых экспертов ООН о секретных тюрьмах, обсужденный на Женеве тринадцатой сессии Совета ООН по правам человека в Женеве 8 марта 2010г.

Европейский суд по правам человека - международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции (они называются в Конвенции Высокими Договаривающимися Сторонами) их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. А значит в суд могут подать жалобу и осужденные лица, если они считают, что их права нарушены. Однако необходимо учитывать некоторые условия. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами; заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты и др. Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако, нужно отметить, что за всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. А это положительный момент, который говорит о реальной возможности отстаивания и защиты своих прав даже осужденными.

Комиссар Совета Европы по правам человека - независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ. Хотя Комиссар не может отвечать на индивидуальные жалобы в сфере соблюдения прав человека, в его компетенции входит рассмотрение любой информации, касающейся общей ситуации в области прав человека в государствах-членах Совета Европы в соответствии с правовыми документами самой организации. Эта информация и запросы могут быть адресованы Комиссару правительствами, национальными парламентами, национальными омбудсменами или другими аналогичными институтами, а также отдельными лицами и организациями. Комиссар дает рекомендации и предоставляет Комитету Министров информацию в области защиты прав человека и предупреждения их нарушения, взаимодействует с международными организациями в целях содействия защите прав человека для избежания ненужного дублирования их деятельности, поддерживает деятельность всех национальных структур, действующих в сфере «прав человека», национальных омбудсменов или аналогичных институтов, а также активно сотрудничает с ними.

Бюро демократических институтов и прав человека - один из институтов ОБСЕ. Занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов. Наиболее известное направление деятельности БДИПЧ — наблюдение за выборами в государствах-участниках ОБСЕ, однако данный институт занимается и другими вопросами, в частности, посвященными правам осужденных лиц, применение смертной казни, пыток в странах ОБСЕ и иное. Так, при содействии БДИПЧ в 2001 г. на встрече ОБСЕ по человеческому измерению был подготовлен отчет на тему «Смертная казнь в регионе ОБСЕ», в котором была собрана наиболее четкая и объективная информация по данному вопросу. Также Мандат БДИПЧ предусматривает помощь государствам-участникам в построении демократических структур и в выполнении их обязательств по человеческому измерению, которые включают предупреждение пыток и жестокого обращения с лицами, в том числе и осужденными.

Международная Амнистия - международная неправительственная организация, которая ставит своей целью «предпринимать исследования и действия, направленные на предупреждение и прекращение нарушений прав на физическую и психологическую неприкосновенность, на свободу совести и самовыражения, на свободу от дискриминации в контексте своей работы по продвижению прав человека». Международная Амнистия работает по семи главным направлениям: права женщин, права детей, искоренение пыток и отмена смертной казни, права беженцев, права узников совести, защита человеческого достоинства. Помимо прочих организация преследует следующие конкретные цели, касающиеся нашего вопроса: отменить смертную казнь; покончить с внесудебными казнями и «исчезновениями»; обеспечить соответствие условий содержания в тюрьмах международным стандартам в области прав человека; гарантировать своевременные и справедливые судебные разбирательства по делам всех политических заключённых; прекратить пытки и жестокое обращение и др.

ООН и другие международные организации утвердили права человека, но их соблюдение – дело в первую очередь отдельных государств. Деятельность нашего государства в первую очередь отражается в соблюдении норм, закрепленных к международных актах, ратифицированных Республикой Беларусь. Одним из императивных принципов международного права является принцип уважения прав человека и основных свобод. Данный принцип распространяется на все государства и возлагает на них общую обязанность уважать права человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

Осужденный Котов обратился к начальнику учреждения с письменным заявлением о предоставлении возможности приобрести электрическую бритву, так как в магазине ИУ в покупке ему отказали, сославшись на то, что в отношении Котова исполняется мера взыскания, лишающая его права на получение очередной посылки или передачи и запрещающая на срок до одного месяца покупать продукты питания. Начальник отряда на вопрос осужденного дал такой же ответ. Однако заявитель не согласился с таким разъяснением и считает необоснованным такое ущемление его прав.

Подготовьте письменный ответ на обращение осужденного Котова.

 

Решение. Ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь предусматривает, что  осужденные вправе приобретать по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости, иметь свидания, получать посылки, передачи, бандероли, денежные переводы, вести переписку и телефонные разговоры, а также отправлять денежные переводы близким родственникам, в порядке, установленном УИК.

В то же время, п.3ч.1 ст. 112 предусматривает ряд взысканий к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, одним из которых является лишение права на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания.

Ассортимент продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешенных к продаже осужденным, устанавливается перечнем согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обратимся к п.8 Приложения 3  Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 20.10.2000 N 174.

Электрическая бритва к продуктам питания (на которые и устанавливается запрет) не относится, а значит, запрет на её покупку был необоснован.

Осужденный Котов, в отношении вас действует мера взыскания, лишающая вас права на получение очередной посылки или передачи и запрещающая вам на срок до одного месяца покупать продукты питания (п.3ч.1 ст.112 уголовно-исполнительного кодекса). Однако данная мера взыскания не лишает вас права приобрести электрическую бритву в магазине ИУ, т.к. бритва является предметом первой необходимости, согласно Приложению 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Соответственно, отказ магазина не является обоснованным.

Информация о работе Правовое положение осужденных