Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:37, курсовая работа
Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе. Тем самым будет подчеркнуто его отличие от временных судей – представителей общественности, народа, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе в качестве народных или присяжных заседателей.
Видами мер государственной защиты этих лиц в соответствии со ст. 4 этого закона являются: применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества; применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, установленных законом, в том числе реализация права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.
7. Дисциплинарная ответственность судей
До введения в действие Закона ССР “О статусе судей в СССР” от 4 августа 1989 г. вопрос о дисциплинарной ответственности судей решался коллегиями по дисциплинарным делам, действовавшим при вышестоящих судах. С 1989 г. рассмотрение дисциплинарных проступков судей было возложено на органы судейского самоуправления - квалификационные коллегии судей. Верховным Советом нашей республики в 1990 г. было утверждено соответствующее Положение. 4 декабря 1997 г. Указом Президента было утверждено новое Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь , в котором всестороннее урегулированы указанные вопросы, определены основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Это Положение не распространяется лишь на судей Конституционного Суда. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по двум основаниям: за нарушение законности при рассмотрении дел и за совершение другого служебного проступка. Причем, отмена или изменение судебного решения не влечет ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного решения, если не было допущено преднамеренного нарушения закона. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка судья привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде. Видами дисциплинарных взысканий являются: замечание; выговор; строгий выговор. При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. Судья может быть подвергнут дисциплинарной ответственности не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, но не позднее года со дня его совершения. Дела о дисциплинарных проступках судей общих и хозяйственных судов рассматриваются квалификационными коллегиями судей. При этом квалификационная коллегия судей Верховного Суда рассматривает дела о дисциплинарных проступках судей Верховного Суда (кроме Председателя этого суда), председателей и заместителей председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов. Квалификационная коллегия судей областных (Минского городского), районных (городских) судов - дела о дисциплинарных проступках судей областных, Минского городского, районных (городских) судов. Квалификационная коллегия судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов - дела о дисциплинарных проступках судей названных судов (кроме Председателя Белорусского военного суда и его заместителей).
Наконец, квалификационная коллегия судей хозяйственных судов - дела о дисциплинарных проступках судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда). Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит: Председателю Верховного Суда - в отношении всех судей общих судов; Министру юстиции - в отношении всех судей общих и хозяйственных судов, за исключением Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей этих судов; председателям областных, Минского городского, Белорусского военного судов, руководителю соответствующего органа юстиции - в отношении судей соответствующих областных, Минского городского, районных (городских) судов, Белорусского военного и межгарнизонных военных судов; руководителю соответствующего органа юстиции - в отношении судей районных (городских) судов; Председателю Высшего Хозяйственного Суда - в отношении всех судей хозяйственных судов. Дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда возбуждается Президентом Республики Беларусь или в порядке, им определенном. Президент вправе возбудить дисциплинарное производство также в отношении других судей. Лицо, возбуждающее дисциплинарное производство, предварительно проверяет сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и других лиц письменных объяснений, истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. Отказ судьи от дачи объяснений не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства. О возбуждении дисциплинарного производства председатели судов принимают постановления, а Министр юстиции и руководитель соответствующего органа юстиции издают приказы. Постановление (приказ) о возбуждении дисциплинарного производства направляются с необходимыми материалами на рассмотрение в соответствующую квалификационную коллегию судей. Дело о дисциплинарной ответственности судьи должно быть рассмотрено не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в квалификационную коллегию судей.
Участие судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, при рассмотрении дела является обязательным. Однако в случае повторной неявки без уважительных причин судьи дело может быть рассмотрено в его отсутствие. В рассмотрении дела участвует должностное лицо, возбудившее дисциплинарное дело, либо его представитель. При рассмотрении дела могут присутствовать и другие судьи. Заседание квалификационной коллегии судей оформляется протоколом. По итогам рассмотрения дела выносится в совещательной комнате решение, которое может быть следующих видов: о наложении дисциплинарного взыскания; о прекращении дисциплинарного производства; о направлении в установленном порядке материалов дисциплинарного производства органам, имеющим право на возбуждение дела о лишении полномочий судьи или право на возбуждение в отношении судьи уголовного дела. Решение подписывается председательствующим и членами коллегии. Принимается большинством членов квалификационной коллегии судей. Председательствующий или член коллегии, имеющий особое мнение, вправе изложить его в письменной форме, которое прилагается к делу. Решение должно иметь указанные в законе реквизиты. Копия его в трехдневный срок с момента его вынесения направляется судье, в отношении которого вынесено решение, и лицу, возбудившему дисциплинарное производство, а в отношении судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда - Президенту Республики Беларусь и Совету Республики Национального Собрания. Копия решения приобщается к личному делу судьи. Дисциплинарное производство прекращается: при отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; при пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренных Положением; при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.
Решение квалификационной коллегии судей о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано судьей, в отношении которого оно вынесено, и лицом, возбудившим дисциплинарное производство, в десятидневный срок со дня его вынесения: в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, если решение было вынесено квалификационными коллегиями судей областей (г. Минска) и военных судов; Пленуму Верховного Суда, если решение было вынесено квалификационной коллегией судей Верховного суда в отношении судей этого суда, судей, входящих в состав квалификационных коллегий судей областей (г. Минска) и квалификационной коллегии судей военных судов, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов; Пленуму Высшего Хозяйственного Суда, если решение было вынесено квалификационной коллегией судей хозяйственных судов. Дело по жалобе о пересмотре решения в течение десяти дней со дня его поступления рассматривается квалификационной коллегией судей Верховного Суда, Пленумом этого суда, а также Пленумом Высшего Хозяйственного Суда, решения которых являются окончательными. На заседаниях коллегии и Пленумов могут присутствовать заинтересованные лица, т.е. судья, в отношении которого вынесено решение, и лицо, возбудившее производство. Они должны быть извещены о времени и месте рассмотрения дела по жалобе. Органы, рассматривающие жалобы о наложении дисциплинарного взыскания, вправе: оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения; изменить решение; отменить решение и прекратить производство по делу. Копия решения, вынесенного по жалобе, в трехдневный срок направляется судье, в отношении которого вынесено решение, лицу возбудившему дисциплинарное производство, и квалификационной коллегии судей, решение которой обжаловалось. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим такового. По истечении шести месяцев со дня наложения взыскания по представлению лица, возбудившего дисциплинарное производство, а также по инициативе квалификационной коллегии судей наложившей дисциплинарное взыскание, оно может быть снято досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении его к исполнению своих обязанностей.
Нужно отметить, что по ранее действовавшему законодательству судья мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности и за совершение порочащих поступков, не связанных со сферой служебной деятельности, совершенных вне суда. Как уже отмечалось, для рассмотрения такого рода неправомерного поведения судьи, нарушающего этические правила поведения было бы целесообразно создать Суд чести, - особый орган судейского сообщества, который смог бы рассматривать дела о нарушении членом этого сообщества Кодекса чести судьи, содействовал бы воспитанию у судей высоких моральных принципов.
8. Нравственные начала в деятельности судьи. Кодекс чести судьи
«Суд, как необходимый в государстве орган правосудия, может достигнуть истинного своего назначения в том только случае, если он пользуется общим в государстве доверием: это доверие необходимо, как самая твердая опора правительства, как основное условие общего в государстве спокойствия».
Независимая и достойная уважения судебная власть является жизненно важным условием справедливого общества. Поэтому с самого начала проводимой ныне судебной реформы встал вопрос о повышении нравственных начал в судебной деятельности. Судейский статус предопределяет такую линию служебного и внеслужебного поведения, которая позволяла бы любому гражданину сказать, что этот судья настоящий профессионал и ему можно доверить рассмотрение любого дела. С приобретением высокого статуса судьи, дающего ему уникальное право отправлять правосудие, на судью возлагаются и огромные обязанности. В ч.2 ст.3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» указано, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Первый Кодекс чести судьи Российской Федерации, одобренный II Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей России 21 октября 1993 года, сформулировал основные правила поведения судьи, как на службе, так вне ее, обязательные для каждого судьи Российской Федерации в независимости от занимаемой должности, а также судей находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежности к судейскому сообществу. 2 декабря 2004 года VI Всероссийский съезд судей РФ утвердил Кодекс судейской этики (Кодекс чести судьи от 21 октября 1993 г утратил силу). Кодекс судейской этики - ведомственный документ, выражающий волю судейского сообщества России и являющийся сводом правил, принятых судейским сообществом, призван играть роль регулятора нравственного поведения судей.
В Кодексе судейской этики содержатся этические требования, предъявляемые к судье, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности. Кодекс чести предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности (ст.4). В частности, за совершение должностного или иного проступка судья несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, а за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, полномочия судьи могут быть прекращены квалификационной коллегией судей на основании п.п. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В примечании к Кодексу чести судьи дается понятие и определение понятия проступка, умаляющего честь и достоинство судьи: «проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи». Это определение является критерием при оценке профессиональной и внеслужебной деятельности судей и поэтому применяется квалификационными коллегиями судей в работе.
Международными нормами права цель статуса судьи определена как обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена зашита его прав (ст. 1.1 Европейской хартии о законе о статусе судей). Статус судьи исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности.
С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Права и обязанности судьи определяют его особое положение и в обществе как гражданина. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности. Судья должен избегать личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство, должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. Судья не имеет права представлять какие бы то ни было государственные или общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения и организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы (п.3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации").
С точки зрения возложенных на него обязанностей судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.
Нравственные начала судебной деятельности были заложены еще в религиозных источниках. Так в Библии сказано: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его… Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды, и не умерщвляй невинного и правого; ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих» (Исход.23,2-9).
Соборное Уложение 1649 года постановляло «…судьям …своим вымыслом в судных делах по дружбе и по недружбе ничего не прибавляти или убавляти, и ни в чем другу недружить, а недругу не мстить, и ни кому ни в чем ни для чего не норовить…»(ст. 1 главы X «О суде»).
История российского уголовного процесса свидетельствует, что действующие в конце XIX столетия судебные уставы - Устав уголовного судопроизводства, Учреждения судебных уставов, Устав о службе гражданской - четко определяли обязанности, относящиеся к отправлению судебной деятельности. Это равным образом относилось как к соблюдению правил судопроизводства, так и поддержанию внешнего достоинства власти.