Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:06, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы представить классификацию оснований освобождения от отбывания наказания, и рассмотреть правовые последствия освобождения от отбывания наказания.
Введение 3
1.Понятие и значение освобождения от уголовного наказания 5
2.Виды освобождения от отбывания наказания 8
3.Права освобождаемых от отбывания наказания 13
4.Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания 16
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
Лицо освобождается от наказания, если приговор не был приведён в исполнение по истечении следующих сроков со дня его вступления в законную силу:
2 года после совершения
6 лет после совершения
10 лет после совершения тяжкого преступления
15 лет после совершения особо тяжкого преступления
В этот срок не включается период, в течение которого лицо, совершившее преступление, уклонялось от отбывания наказания.
Сроки давности не применяются к лицам, планировавшим, подготавливавшим, развязывавшим и ведшим агрессивные войны, применявшим запрещённые средства и методы ведения войны, совершившим акт геноцида или экоцида. Вопрос о возможности применения сроков давности к особо тяжким преступлениям против личности и общественной безопасности, наказываемым пожизненным лишением свободы или смертной казнью решается судом в каждом случае индивидуально.
Амнистия и Помилование
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Освобождение от наказания несовершеннолетних
Мера, применяемая судом в отношении
несовершеннолетнего, осужденного за
совершение преступления небольшой или
средней тяжести. Он может быть освобожден
судом от наказания с применением принудительных
мер воспитательного воздействия, предусмотренных
ч. 2 ст. 90 УК РФ. В соответствии со ст. 92
УК РФ несовершеннолетний, осужденный
за совершение преступления средней тяжести,
может быть освобожден судом от наказания,
если будет признано, что цели наказания
могут быть достигнуты только путем помещения
его в специальное воспитательное или
лечебно-воспитательное учреждение для
несовершеннолетних. При этом срок пребывания
в указанном учреждении не может превышать
максимального срока наказания, предусмотренного
УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним.
Пребывание в указанном учреждении может
быть прекращено до истечения указанного
срока, если по заключению специализированного
государственного органа, обеспечивающего
исправление, несовершеннолетний не нуждается
более для своего исправления в дальнейшем
применении данной меры. Продление пребывания
в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном
учреждении для несовершеннолетних после
истечения срока, указанного выше, допускается
только в случае необходимости завершить
общеобразовательную или профессиональную
подготовку.
3.Права освобождаемых от отбывания наказания
Правовое положение лиц, отбывших лишение свободы. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Это понятие правового положения данной категории лиц впервые закреплено в законодательстве (ст. 179 УИК РФ). Таким образом, судимость является основанием для пост пенитенциарных отношений в рамках уголовной ответственности.
Подготовка осужденных к освобождению из исправительных учреждений преследует цель – устранить основные негативные последствия, которые могут помешать становлению освобожденного на путь честной трудовой жизни. Общие требования работы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства освобожденных из ИУ определены в уголовно-исполнительном законодательстве. УИК РФ содержит нормы, обязывающие администрацию ИУ за шесть месяцев до освобождения в необходимых случаях выяснять возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно принимать меры к устройству их на работу (ст. 180 УИК РФ). При этом администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
С осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.
В ходе бесед с осужденными
разъясняется законодательство
о порядке оказания им
Непосредственный этап
подготовки к освобождению
Имеются особенности
в подготовке к освобождению
отдельных категорий
Порядок освобождения
Получив справку об
освобождении, осужденный прибывает
на КПП, где ему выдаются личные
вещи, ценности, деньги, а также ответ
администрации предприятия о
согласии принять его на
Уголовно-исполнительное
законодательство (ст. 181 УИК РФ) определяет,
что освобождение от наказания
обеспечивается бесплатным
Инвалиды 1 и 2 групп и
лица престарелого возраста, по
их просьбе, подлежат помещению
в дома престарелых и
При отсутствии у осужденных
необходимой по сезону одежды,
обуви и средств на их
Соблюдение порядка
В числе ограничений, предусмотренных законодательством, УИК РФ допускает возможность установления контроля, за лицами, освобожденными от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ).
4.Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
Опыт борьбы с преступностью в России и других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется «криминологическим», «профилактическим», «пост криминальным», «пост пенитенциарным» и т.д.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому комментируемая статья лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого пока находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.
Частью 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, в течение не отбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных – уполномоченным на то специализированным государственным органом.
Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.
Федеральным законом от 21 мая 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции проводят индивидуально-профилактическую работу с определенными категориями несовершеннолетних, включая лиц: условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием; получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора; освобожденных из учреждений УИС, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. Индивидуально-профилактическая работа предусматривает воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, оказание ему различного рода помощи, а также контроль за его поведением.
Главная цель контроля - помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.
Заключение
Законодательный подход в решении проблем борьбы с преступностью базируется не только на мерах уголовно-правового принуждения. Эволюцией правовой системы России, подтверждается необходимость наличия в уголовном законодательстве, наряду с традиционной схемой реакции государства на преступление, института, представляющего собой альтернативу институту уголовного наказания. В действующем уголовном законе России такими институтом является освобождение от уголовного наказания. Чтобы освобождение от уголовного наказания лиц, совершивших преступление, не ослабляло борьбу с преступностью, необходимо, чтобы соответствующие органы относились к решению вопроса об освобождении от уголовного наказания с полной ответственностью, применяя его лишь в тех случаях, когда оно обосновано по существу, и не допуская формального решения этого вопроса. Ведь, с одной стороны, освобождение от уголовного наказания затрагивает права и законные интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а с другой, - отражается на эффективности общепредупредительного воздействия уголовного закона.
Важнейшим этапом в дальнейшем развитии уголовного законодательства России, должна стать работа над правовым положением освобождённого и мерами контроля за ним. Скудность, сырость и местами глупость текущей правовой базы регулирующей эти вопросы заметна даже моему скромному уму человека, не имеющего среднего специального образования, что уж говорить о профессионалах…
Список используемой литературы
Информация о работе Правовые последствия освобождения от отбывания наказания