Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:57, реферат
Описание работы
1. Понятие и виды преступности несовершеннолетних; 2. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних; 3. Предупреждение преступлений несовершеннолетних.
- Социальная профилактика
(меры, направленные на защиту
прав и интересов несовершеннолетних
в основных сферах жизнедеятельности
- быта, образования, труда, досуга).
- Правовое сдерживание (профилактические
нормы и система правового
воспитания).
- Криминологическая профилактика
(меры, направленные на ослабление,
блокирование, нейтрализацию причин
и условий преступности).
- Виктимологическая профилактика
(меры, направленные на формирование
безопасного образа жизни несовершеннолетних,
снижению риска стать жертвой преступления).
- Уголовно-правовое предупреждение
(предупреждение преступлений средствами
уголовного права, процесса и
уголовно-исполнительного права), ядро
которого - обеспечение применения
эффективного наказания и его
исполнение.
Предупреждение преступности
несовершеннолетних подразделяется на
раннюю, непосредственную, профилактику
предпреступного поведения, профилактику
рецидива.
Ранняя профилактика рассчитана
на тех, кто оказался в неблагоприятных
условиях жизни и направлена на устранение
этих условий до того, как их отрицательное
влияние скажется на поведении несовершеннолетних.
Она проводится путем надзора и контроля
за соблюдением законов, оказанием социальной
помощи и улучшением жизненного уровня,
правоохранительной и общественной защитой
и поддержкой несовершеннолетних групп
риска (сирот, бездомных, детей осужденных
родителей).
Этап непосредственной профилактики
рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения,
но непреступного, административного
характера (участие в драках, пьянках,
мелких кражах). Здесь, кроме мер, характерных
для ранней профилактики, увеличивается
воздействие на несовершеннолетнего в
правом и воспитательном планах. Также
государственные и общественные органы
выявляют и устраняют обстоятельства
и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний
стал совершать правонарушения.
Предпреступное поведение означает
систематическое совершение правонарушений,
характер и интенсивность которых показывают
на вероятность совершения преступления
в будущем, здесь несовершеннолетний стоит
на грани преступления и для профилактики
применяются постановка на учет в государственные
и общественные организации по воспитательной
работе и контролю, устройство в спортивно-трудовые
лагеря, отряды и клубы, а также гражданско-правовые
меры (взыскание ущерба).
Меры предупреждения рецидива
включают наблюдение и контроль органов
по делам несовершеннолетних, а также
правоохранительных организаций, правовую
и моральную поддержку общественными
организациями, социальную реабилитация,
трудовое и бытовое устройство освобожденных
из мест лишения свободы, либо осужденных
к иным мерам, изъятие оружия и орудий
преступлений у ранее судимых подростков.
Большое значение имеет предупредительное
воздействие на личность несовершеннолетнего,
то есть индивидуальная профилактика.
Меры индивидуальной профилактики должны
воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего
преступника, так и на окружающую ее среду.
Основными элементами системы
предупредительного воздействия являются:
тщательное изучение несовершеннолетних,
способных совершить преступления; определение
основных мер и мероприятий, опираясь
на которые, на практике можно было бы
добиться поставленных целей; выработка
рациональных методов организации, контроля
и определения эффекта индивидуального
профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики
преступлений, совершаемых несовершеннолетними,
являются исправление и перевоспитание
подростка либо изменение его криминогенной
ориентации. Отсюда вытекает необходимость
решения задачи установления закономерностей
отклоняющегося поведения, механизма
его формирования и изменения. Для этого
необходимо:
- выявлять несовершеннолетних,
поведение, взгляды, мотивы поступков
которых свидетельствуют о возможности
совершения преступлений;
- изучать личности этих
подростков;
- определять и устранять
источники отрицательного влияния
на них;
- исследовать возможности
создания благоприятной обстановки,
с тем чтобы не допустить
реализации преступных намерений;
- осуществлять контроль
за поведением таких несовершеннолетних
и образом их жизни;
- периодически анализировать
полученные результаты и вносить
соответствующие коррективы в
работу.
В систему
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних входят комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их
прав, органы управления социальной защитой
населения, федеральные органы государственной
власти и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования,
и органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (далее
- органы, осуществляющие управление в
сфере образования), органы опеки и попечительства,
органы по делам молодежи, органы управления
здравоохранением, органы службы занятости,
органы внутренних дел, органы по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждения уголовно-исполнительной
системы (следственные изоляторы, воспитательные
колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Особое место в этой системе
отводится органам внутренних дел, представляющих
подсистему профилактики отклоняющегося
поведения. Органы внутренних дел выполняют
основной объем работы в области предупреждения
преступлений несовершеннолетних, непосредственно
занимаются исправлением и перевоспитанием
несовершеннолетних, совершивших преступления.
Кроме того, предупредительная деятельность
органов внутренних дел предполагает
обязательное включение в нее других субъектов.
В процессе предупреждения
преступности несовершеннолетних органы
внутренних дел должны направлять свои
усилия на выявление причин, условий, способствующих
преступлениям, а также на их устранение,
ограничение и нейтрализацию. В этих целях
органы внутренних дел организуют взаимодействие
с государственными, общественными и иными
организациями и учреждениями, участвующими
в предупредительной деятельности, проводят
комплексные операции, рейды, целевые
проверки и другие мероприятия.
Список использованной
литературы:
Апалькова, И. Ю. Реабилитация личности несовершеннолетних правонарушителей – 2008г.
Гумирова, Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема / Российская юстиция. – 2008г.
Толстова, А. Работа с трудными подростками – 2008г.
Долгова А. И. Криминология.
Учебник./под общ.ред. М.: Норма, 2010 г.
Уголовный Кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10108000/