Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:18, доклад

Описание работы

Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

Файлы: 1 файл

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

    Причины и меры борьбы с  незаконными рубками  лесов в России 
 

    Охрана  окружающей природной среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений – одна из наиболее актуальных проблем современности, входит в число основных задач  Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

     В современный период в стране широкое распространение получило такое преступление как незаконная рубка лесных насаждений (статья 260 УК РФ). Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков. Об этом заявил на конференции неправительственных организаций «Экология и правозащита» представитель нижегородского общества прав человека Адолий Рассадин. Он отметил, что «контроль за самовольными вырубками леса в стране очень слабый» [6].

    С начала XXI века в Российской Федерации  лесное браконьерство как негативное социальное явление изменилось качественно. Незаконные рубки леса в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства представляют угрозу национальной безопасности, как в экологическом, так и в экономическом отношениях [3, c. 21].

     Прежде  чем говорить о причинах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки – это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

     Oбщeпринятым  определениeм незакoнной рубки  является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка – это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.

     Однако  международного определения, что такое  нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается  законной заготовка древесины без  одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно, например, в Бразилии. В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства). В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.

     Что же является основными причинами  незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

     К социально - экoномическим причинам можно  отнести:

  • устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
  • разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
  • бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
  • низкий уровень дохода у населения [4, с. 18].

     К правовым причинам относят:

  • несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
  • неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация [4, с. 19].

     Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.

     Также нeобходимо отметить и причину нeвыполнимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.

     Прежде  чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время  условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны) [5, с. 21].

    1. Рубки без разрешительных документов  на заготовку древесины или  с использованием разрешений, выданных с нарушениями или незаконно:

      рубки, совершаемые населением для собственных нужд.  Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно, но необходимо принять меры к их упорядочению.

     рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины. Лесозаготовители, осуществляющие заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». При этом населением незаконные рубки воспринимаются как дополнительный легкий заработок;

     рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами;

     рубки, осуществляемые при создании лесной инфраструктуры без получения необходимых разрешений и т. п.

    2. Совершение рубок не на отведенном  участке или за границами отведенных  участков, заготовка древесины на  участках, отведенных другому лесозаготовителю, либо с использованием документов другого лесозаготовителя.

    3. Совершение рубок не в том  количестве и не тех пород, какие указаны в разрешительных документах. Этот достаточно распространенный способ практикуется как местным населением, так и фирмами и органами управления лесным хозяйством и заключается в том, что самовольная рубка проводится поверх уже законченной рубки, либо обнаруженной лесной охраной и остановленной самовольной рубки, сделанной другой фирмой или частным лицом.

     Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и  торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры. 

     Российская  Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейско-североазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:

     1) активно участвует в международных  совещаниях по обсуждению проблемы  нелегальной лесозаготовки; 

     2) разрабатывает и внедряет систему  мер по отслеживанию древесины;

     3) осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС - технологий, организует выездные собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах

     4) проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.

     Россия  реализует и программы по предотвращению незаконного оборота древесины  на среднесрочную перспективу. Например, Министерством сельского хозяйства  РФ был утвержден «План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы» также была создана Комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины.

     Меры  по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA. В рамках этого направленияWWF проводит:  

  • изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
  • анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
  • анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
  • анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику [7].

     Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:

  • бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
  • реорганизовать и повысить эффективность работы Государственной лесной охраны;
  • внедрить эффективные системы за происхождением древесины;
  • повысить взаимодействие контролирующих структур;
  • создать эффективные пути сообщения «лесосека - покупатель»;
  • сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
  • повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.
 

     Список  литературы:

     1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

     2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // «Российская газета», № 223, 24.11.1998.

     3. Гордиенков А.Д., Колодина Н.В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. 2009. № 1.

     4. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. – М.: Белые Альвы, 2008. – С. 18 – 31.

     5. Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

     6. http://www.agronews.ru («Крестьянские Ведомости»).

     7. http://www.wwf.ru (Всемирный Фонд Дикой Природы). 
 
 

      
 
 
 
 


Информация о работе Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России