Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:49, контрольная работа
Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.
Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.
правоотношений могут выступать отдельные блага, например, свидания осужденных к лишению свободы с родственниками, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по установленным нормам и т.д.
Для возникновения правоотношений только наличия норм права недостаточно, нужен “толчок”, чтобы они возникли, в качестве которого выступают юридические факты.
Это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия - возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Господствующим в юридической литературе мнением является признание юридическими фактами действий и событий.
Юридическими фактами, обусловливающими возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, являются действия. Исходными для возникновения уголовно-исполнительных правоотношений юридическим фактом является сложное действие (действие со сложным фактическим составом): вынесение обвинительного приговора, его вступление в законную силу и обращение приговора к исполнению. Юридическими фактами, обусловливающими возникновение конкретных уголовно-исполнительных правоотношений, бывают отдельные действия: предоставление свиданий, наложение дисциплинарного взыскания и д. р.
Изменение существующих правоотношений обусловливают также действия: перевод в помещение камерного типа, предоставление улучшенных условий содержания и др.
Прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения в силу таких юридических фактов, как действия и события. Действием может быть решение суда об условно-досрочном освобождении, а событием - истечение срока назначенного приговором суда наказания.
Не все отношения, возникающие по поводу исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными правоотношениями и даже правоотношениями вообще. Так, фактические отношения между осужденными и самодеятельными организациями осужденных в исправительных учреждениях не являются правовыми, когда решению последних не придается юридическая сила правовым актом соответствующего должностного лица. Отношения, которые возникают между осужденными, администрацией исправительных учреждений и наблюдательными комиссиями, носят сложный правовой характер. Если они возникают по поводу изменения условий содержания осужденных, то они, как правило, носят процессуальный уголовно-исполнительный характер. Наблюдательная же комиссия, непосредственно вступающая в отношения с администрацией исправительного учреждения, выступает в качестве субъекта административно-правовых отношений.
Отношения, которые возникают между осужденными, администрацией исправительного учреждения, наблюдательной комиссией, прокурором и судом по поводу досрочного освобождения, также носят сложный характер. В них можно выделить отношения между осужденными и администрацией по поводу представления к досрочному освобождению - уголовно-исполнительные отношения. Отношения между иными субъектами регулируются нормами уголовно-процессуального права и являются уголовно-процессуальными отношениями.
Итак, уголовно-исполнительные
правоотношения - это предусмотренные
нормами уголовно-
2. Принципы уголовно-
Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права, имеет в своей основе основополагающие, руководящие идеи, т.е. принципы, которые находят свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст.9 УИК РФ, исправление осужденных и его основные средства). Другие - выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст. ст.78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения). Принципы тесно связаны с уголовно-исполнительным правом и не могут существовать вне его норм.
Принцип уголовно-исполнительного права - это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление и сам характер этого регулирования.
По своему содержанию принципы представляют собой руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать принципами, находят свое выражение в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного права.
Система принципов уголовно-
Общеправовые |
Межотраслевые |
Отраслевые | |||
Законность |
Неотвратимость наказания |
Дифференциация и индивидуализа | |||
Гуманизм |
|
| |||
Демократизм |
Принцип справедливости |
Соединение наказания с исправительным воздействием | |||
Равенство осужденных перед законом |
Возможность исправления преступника |
Рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных | |||
|
|
Стимулирование |
Принцип законности выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными организациями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.
Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве находит свое выражение во многих институтах и нормах УИК РФ и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Принцип гуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия наряду с жесткими требованиями режима, обеспечивающими, с одной стороны, дисциплину и порядок, а с другой - создающими условия для расширения прав и льгот осужденными.
Принцип демократизма, прежде всего, реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный (особенно к лишению свободы) существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Данный принцип выражается в сущности организации процесса исправления осужденных,
открытости учреждений и органов, исполняющих наказание (привлечение общественности к воспитательной работе, осуществление контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания), оказание помощи освобождаемым от наказания и контроль за ними.
Принцип справедливости призван охранять интересы общества от новых преступных посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости. Этот принцип находит свое закрепление в ст.1 УИК РФ, определяющей цели и задачи данной отрасли законодательства, в ст.9 УИК РФ, регулирующей основные средства исправления осужденных и др.
Принцип неотвратимости исполнения наказания трансформируется из такого принципа уголовного права, как неотвратимость ответственности за совершенное преступление. В определенной степени данный принцип соотносится с требованием уголовно-процессуального права об обязательности приговора суда. В уголовно-исполнительном праве его реализация заключается в том, чтобы каждое назначенное судом наказание было надлежащим образом исполнено, а осужденный обязан претерпеть кару (лишения и ограничения прав), нести нравственные страдания в течение назначенного судом срока наказания.
Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательное воздействие в различном объеме. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений.
Индивидуализация исполнения наказания предполагает учет индивидуальных особенностей личности осужденного при отбывании им наказания. Так, например, в 117 УИК РФ указывается, что при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Правовым основанием для применения этих мер является приговор суда.
Принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных реализуется, с одной стороны, путем применения мер ответственности осужденных за неисполнение своих обязанностей, нарушение установленного порядка отбывания наказания, а с другой - определения процесса исправления осужденных и его основных средств.
Стимулирование
уголовное исполнительное право наказание
Заключение
Отечественная уголовно-исполнительная политика в настоящее время достаточно стабильна, так как базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, закрепленных в соответствующих международных и конституционных актах, историческом опыте, положениях уголовного законодательства и выводах современной науки.
Все подзаконные акты в соответствии с полномочиями, делегированными Уголовно-исполнительным кодексом федеральным органам исполнительной власти, конкретизируют положения законодательства, детализируют его предписания, определяют организационно-технические возможности выполнения его требований.
Согласно ст. ст.71 - 72 Конституции страны уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с разграничением предметов ведения это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.
Локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, также не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права. Например, издаваемые в соответствии с типовыми правила внутреннего распорядка в конкретном учреждении, приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т.д.
Таким образом, самостоятельность
уголовно-исполнительного
частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.
В настоящее время
в предмет уголовно-
Уголовно-исполнительные
правоотношения - это предусмотренные
нормами уголовно-
Рассмотренные выше принципы
уголовно-исполнительного
Таким образом, принципы
уголовно-исполнительного права - это
находящие в нем свое выражение
руководящие основополагающие идеи,
отражающие основные положения уголовно-
Однако в рассматриваемой сфере остается немало проблем, часть из которых отмечается практически ежегодно в посланиях Президента Российской Федерации, в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Список используемых источников
1. Уголовно-исполнительное право [Текст]: учебник для вузов / Отв. ред.А.С. Михлин. - М.: Высшее образование, 2007.
2. Уголовно-исполнительное право России [Текст]: учебник для вузов / Под ред.В.И. Селиверстовой. - М.: Юристъ, 2007.
3. Уголовно-исполнительное
право. Учебник. Разработано Ю.
4. Перминов О.Г. Уголовно-