Принципы уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение.
Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

Файлы: 1 файл

уип.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

правоотношений могут  выступать отдельные блага, например, свидания осужденных к лишению свободы с родственниками, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по установленным нормам и т.д.

Для возникновения правоотношений только наличия норм права недостаточно, нужен “толчок”, чтобы они возникли, в качестве которого выступают юридические факты.

Это те конкретные жизненные  обстоятельства, с которыми нормы  права связывают определенные юридические  последствия - возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Господствующим в юридической литературе мнением является признание юридическими фактами действий и событий.

Юридическими фактами, обусловливающими возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, являются действия. Исходными для возникновения уголовно-исполнительных правоотношений юридическим фактом является сложное действие (действие со сложным фактическим составом): вынесение обвинительного приговора, его вступление в законную силу и обращение приговора к исполнению. Юридическими фактами, обусловливающими возникновение конкретных уголовно-исполнительных правоотношений, бывают отдельные действия: предоставление свиданий, наложение дисциплинарного взыскания и д. р.

Изменение существующих правоотношений обусловливают также действия: перевод в помещение камерного типа, предоставление улучшенных условий содержания и др.

Прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения в силу таких юридических фактов, как действия и события. Действием может быть решение суда об условно-досрочном освобождении, а событием - истечение срока назначенного приговором суда наказания.

Не все отношения, возникающие по поводу исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными правоотношениями и даже правоотношениями вообще. Так, фактические отношения между осужденными и самодеятельными организациями осужденных в исправительных учреждениях не являются правовыми, когда решению последних не придается юридическая сила правовым актом соответствующего должностного лица. Отношения, которые возникают между осужденными, администрацией исправительных учреждений и наблюдательными комиссиями, носят сложный правовой характер. Если они возникают по поводу изменения условий содержания осужденных, то они, как правило, носят процессуальный уголовно-исполнительный характер. Наблюдательная же комиссия, непосредственно вступающая в отношения с администрацией исправительного учреждения, выступает в качестве субъекта административно-правовых отношений.

Отношения, которые возникают  между осужденными, администрацией исправительного учреждения, наблюдательной комиссией, прокурором и судом по поводу досрочного освобождения, также носят сложный характер. В них можно выделить отношения между осужденными и администрацией по поводу представления к досрочному освобождению - уголовно-исполнительные отношения. Отношения между иными субъектами регулируются нормами уголовно-процессуального права и являются уголовно-процессуальными отношениями.

Итак, уголовно-исполнительные правоотношения - это предусмотренные  нормами уголовно-исполнительного  права отношения между исправительными  учреждениями и иными органами государства, исполняющими наказания, с одной стороны и осужденными, отбывающими наказание, с другой стороны, возникающие при возможном наличии других участников в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.

 

2. Принципы уголовно-исполнительного  права

 

Уголовно-исполнительное право, как и другие отрасли права, имеет в своей основе основополагающие, руководящие идеи, т.е. принципы, которые находят свое выражение в различных формах. Одни сформулированы в определенной норме и одновременно пронизывают содержание других норм (ст.9 УИК РФ, исправление осужденных и его основные средства). Другие - выражаются в содержании целых групп норм в форме основной идеи (ст. ст.78 и 87, рациональное применение мер принуждения и стимулирования их правопослушного поведения). Принципы тесно связаны с уголовно-исполнительным правом и не могут существовать вне его норм.

Принцип уголовно-исполнительного права - это правовая категория, выражающая социально-практическую сущность уголовно-исполнительного права и его качественные особенности. Не предписывая определенных правил поведения участникам общественных отношений (как это делают нормы), они определяют основное направление и сам характер этого регулирования.

По своему содержанию принципы представляют собой руководящие  правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении наказания. Эти правовые идеи, прежде чем стать принципами, находят свое выражение в уголовно-исполнительной политике, которая является основным источником формирования принципов уголовно-исполнительного права.

 

 

 

 

 

 

Система принципов уголовно-исполнительного  права

Общеправовые

Межотраслевые

Отраслевые

Законность

Неотвратимость наказания

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания

Гуманизм

 

 

 

 

Демократизм

Принцип справедливости

Соединение наказания  с исправительным воздействием

Равенство осужденных перед  законом

Возможность исправления  преступника

Рациональное применение мер принуждения и средств  исправления осужденных

 

 

 

 

Стимулирование правопослушного  поведения осужденных


 

Принцип законности выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными организациями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном праве находит свое выражение во многих институтах и нормах УИК РФ и других законах, регулирующих исполнение наказания, он закреплен во многих международных актах о правах человека и обращении с осужденными. Принцип гуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия наряду с жесткими требованиями режима, обеспечивающими, с одной стороны, дисциплину и порядок, а с другой - создающими условия для расширения прав и льгот осужденными.

Принцип демократизма, прежде всего, реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный (особенно к лишению свободы) существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Данный принцип выражается в сущности организации процесса исправления осужденных,

открытости учреждений и органов, исполняющих наказание (привлечение общественности к воспитательной работе, осуществление контроля за деятельностью органов, исполняющих  наказания), оказание помощи освобождаемым от наказания и контроль за ними.

Принцип справедливости призван охранять интересы общества от новых преступных посягательств, восстанавливать нарушенное преступлением чувство справедливости. Этот принцип находит свое закрепление в ст.1 УИК РФ, определяющей цели и задачи данной отрасли законодательства, в ст.9 УИК РФ, регулирующей основные средства исправления осужденных и др.

Принцип неотвратимости исполнения наказания трансформируется из такого принципа уголовного права, как неотвратимость ответственности за совершенное преступление. В определенной степени данный принцип соотносится с требованием уголовно-процессуального права об обязательности приговора суда. В уголовно-исполнительном праве его реализация заключается в том, чтобы каждое назначенное судом наказание было надлежащим образом исполнено, а осужденный обязан претерпеть кару (лишения и ограничения прав), нести нравственные страдания в течение назначенного судом срока наказания.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется карательное воздействие в различном объеме. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений.

Индивидуализация исполнения наказания предполагает учет индивидуальных особенностей личности осужденного при отбывании им наказания. Так, например, в 117 УИК РФ указывается, что при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Соединение наказания  с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Правовым основанием для применения этих мер является приговор суда.

Принцип рационального  применения мер принуждения и  средств исправления осужденных реализуется, с одной стороны, путем применения мер ответственности осужденных за неисполнение своих обязанностей, нарушение установленного порядка отбывания наказания, а с другой - определения процесса исправления осужденных и его основных средств.

Стимулирование правопослушного  поведения осужденных в уголовно-исполнительном праве реализуется посредством применения к осужденным мер поощрения, а также изменения условий отбывания наказания в лучшую сторону.

уголовное исполнительное право наказание

 

Заключение

 

Отечественная уголовно-исполнительная политика в настоящее время достаточно стабильна, так как базируется на выработанных мировым сообществом общепризнанных стандартах в этой области, закрепленных в соответствующих международных и конституционных актах, историческом опыте, положениях уголовного законодательства и выводах современной науки.

Все подзаконные акты в соответствии с полномочиями, делегированными  Уголовно-исполнительным кодексом федеральным  органам исполнительной власти, конкретизируют положения законодательства, детализируют его предписания, определяют организационно-технические возможности выполнения его требований.

Согласно ст. ст.71 - 72 Конституции  страны уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в  сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. В соответствии с разграничением предметов ведения это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Локальные нормативные  акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, также не принадлежат к  числу источников уголовно-исполнительного  права, а представляют собой акты о применении норм права. Например, издаваемые в соответствии с типовыми правила внутреннего распорядка в конкретном учреждении, приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т.д.

Таким образом, самостоятельность  уголовно-исполнительного права  как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правового регулирования и самостоятельной,

частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.

В настоящее время  в предмет уголовно-исполнительного права (УИП) входят общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех установленных уголовным законом наказаний и иных мер уголовной ответственности. Не подлежит сомнению и состоятельность этой относительно новой отрасли права.

Уголовно-исполнительные правоотношения - это предусмотренные  нормами уголовно-исполнительного  права отношения между исправительными  учреждениями и иными органами государства, исполняющими наказания, с одной  стороны и осужденными, отбывающими  наказание, с другой стороны, возникающие при возможном наличии других участников в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.

Рассмотренные выше принципы уголовно-исполнительного права  тесно взаимосвязаны между собою  и дополняют друг друга, поэтому и реализация их при исполнении наказания должна быть комплексной.

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного права - это  находящие в нем свое выражение  руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики и характер всего права.

Однако в рассматриваемой  сфере остается немало проблем, часть  из которых отмечается практически  ежегодно в посланиях Президента Российской Федерации, в докладах Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

 

Список используемых источников

 

1. Уголовно-исполнительное  право [Текст]: учебник для вузов  / Отв. ред.А.С. Михлин. - М.: Высшее  образование, 2007.

2. Уголовно-исполнительное  право России [Текст]: учебник для  вузов / Под ред.В.И. Селиверстовой. - М.: Юристъ, 2007.

3. Уголовно-исполнительное  право. Учебник. Разработано Ю.С.  Жариковым, канд. юрид. наук, доц.  Под ред. Е.Ф. Побегайло, д-ра  юрид. наук, проф., засл. деятеля науки  РФ. Москва, 2008.

4. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное  право: учебное пособие для  вузов - М.: “Былина”, 1999.

Информация о работе Принципы уголовно-исполнительного права