Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 10:11, контрольная работа
Уголовно-исполнительное право – преемник исправительно-трудового, а ещё ранее – пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в 19 веке. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.
Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.
Введение……………………………………………………………...……………2
1. Уголовно-исполнительная политика………………………………………….3
2. Понятие уголовно-исполнительного права………………………..………….6
3. Цели и задачи уголовно-исполнительного права…………………….……..10
4. Принципы уголовно-исполнительного права……………………………….14
Заключение………………………………………………………………….……19
Список использованной литературы………
Степень исправленности конкретного осуждённого всегда индивидуальная, поэтому подвести её под признаки определённых шаблонов, как это было в прежнем законодательстве, например «встал на путь исправления», «доказал своё исправление№, практически представлялось невозможным. В то же время это всегда требовалось при избрании вида досрочного освобождения. В настоящее время Уголовный кодекс РФ связывает применение, например, условно – досрочного освобождения (ст. 79) или замены его неотбытой части более мягким видом наказания (ст. 80) с убеждённостью суда в целесообразности таких решений, принимаемых с учётом личности и поведения осуждённого в период отбывания им наказания. Следовательно, речь идёт об оценочных понятиях. Их содержание будет зависеть от степени исправленности осуждённых, определять которую, в конечном счете, предстоит учреждениям и органам, исполняющим наказания.
УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, в ст. 116 приводится определение и раскрывается понятие злостного нарушения, выделяется категория злостных нарушителей режима. В остальных случаях указывается, что хорошее поведение осуждённых проявляется в добросовестном отношении к труду, обучению, активном участии в работе самодеятельных организаций осуждённых и в проводимых с ними воспитательных мероприятиях.
Цель предупреждения преступлений, согласно комментируемой статье, достигается работой по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осуждённых во время отбывания ими наказания. Для этого осуществляется система специальных мероприятий.
Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осуждённых и иных лиц. В отношении бывших осуждённых применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. Что касается профилактики совершения преступлений иными лицами (так называемая общая превенция), то механизм, инструментарий выявления и определения степени её эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении еще весьма несовершенны. Общественное мнение нередко исходит из того, что чем жёстче, суровее превентивные меры, тем они эффективнее. Многовековая практика постоянно опровергает подобную установку.
Поставленные перед уголовно - исполнительным законодательством РФ цели достигаются путём решения конкретных задач, а именно:
- регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний;
- определение средств исправления осуждённых;
- охрана их прав, свобод и законных интересов;
- оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.
Решение данных задач обеспечивается социально - экономической базой и всем правовым механизмом государства, соответствующей целенаправленной деятельностью его органов, а также активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Успешное выполнение большинства этих задач усилиями только правоохранительных структур, в том числе учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно. Они требуют комплексного решения.
4. Принципы уголовно-исполнительного права.
Принципы уголовно-исполнительного права – это вытекающие из требований политики государства общие руководящие начала, пронизывающие всё содержание деятельности соответствующих органов.
Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).
В отличие от УК РФ, Уголовно - исполнительный кодекс РФ только перечисляет принципы, на которых основывается уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации, но не раскрывает сущность каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов.
Принцип гуманизма в уголовно - исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ, по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР, воплощён намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осуждёнными.
Прежде всего, из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, отменены многие ограничения в отношении осуждённых. Четырёхлетняя практика применения Кодекса показала необходимость дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания.
В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осуждённых от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осуждённых с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их позитивной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осуждённых, от их желания и настроения проявлять себя определённым образом. Например, если осуждённый не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении – путём системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).
Благодаря такой системе противовесов основная масса осуждённых заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счёте обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно - исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осуждённых. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально - финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.
В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осуждёнными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно - досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.
Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осуждённым, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осуждённых, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещённых предметов и подобных действий.
Принцип демократизма проявляется в том, что УИК РФ, хотя и исходит из конституционной установки о федеральном построении уголовно - исполнительной системы, тем не менее, предоставляет довольно широкие права субъектам Российской Федерации и муниципальным органам в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.
Органы власти субъектов Федерации оказывают финансовую помощь указанным структурам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.).
Принцип демократизма проявляется и в других формах:
- в порядке беспрепятственной подачи жалоб и заявлений осуждённых;
- в свободе выбора ими языка обращения и переписки;
- в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- судебном и ведомственном контроле;
- прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
- в содействии работе общественных объединений.
Принцип равенства осуждённых перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме исправительного учреждения, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Здесь различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения осуждённых.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведённых дифференциации и индивидуализации личности самих осуждённых.
Осуждённые дифференцируются на разных этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т. д.
Внутри классификационных групп осуждённых выделяется личность каждого из них, выявляются её основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества.
Следует отметить, что личность осуждённого не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осуждённого и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя её отрицательные свойства.
Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осуждённым. В зависимости от принадлежности осуждённых к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.
В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность её реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплён и в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относился лишь к тем наказаниям, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия. Теперь же предмет законодательства намного шире. Он включает регламентацию исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно - правового характера.
Тем не менее, данный принцип сохраняется, хотя исправительное воздействие ряду из них не присуще. Учитывая, однако, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно - исполнительного законодательства.
Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.
Реализация всех вышеизложенных принципов повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных.
К сожалению, УИК суть указанных принципов не раскрывает в отличие от УК РФ, где в ст. ст. 3-7 приведена краткая расшифровка принципов уголовного законодательства.
Ткачевский Ю. М. Считает, что «представляется целесообразным дополнить перечень ст. 8 УИК РФ принципом справедливости»1.
Заключение
Итак, мы рассмотрели уголовно-исполнительную политику России, понятие уголовно-исполнительного права, цели и задачи уголовно-исполнительного права и принципы уголовно-исполнительного права.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Россия стоит на пути гуманизации условий отбывания уголовных наказаний.
Развитие уголовно-исполнительного законодательства в существенной мере обусловлено влиянием международных норм и стандартов обращения с осуждёнными. Это происходит не только под влиянием критики и давления мирового сообщества в применении данных норм и стандартов, но и желания самого российского государства следовать им.
В настоящее время происходит процесс разработки нормативной базы, обобщения опыта функционирования системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, идёт подготовка кадров для практической и научной деятельности, создаётся учебная и научная литература.