Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 02:03, курсовая работа
Целью работы, является всесторонне рассмотрение видов и оснований применения мер процессуального принуждения.
Цель обусловила постановку задач:
- Дать понятие и рассмотреть виды процессуального принуждения, применение которых не требует судебного разрешения;
- Рассмотреть основания и порядок избрания мер пресечения, применяемых по судебному решению
- Определить основания и порядок отмены (изменения) меры пресечения
Введение...................................................................................................................3
1.Меры пресечения в российском уголовном процессе:
1.1. Понятие меры пресечения...............................................................................5
1.2. Виды мер пресечения.....................................................................................10
2.Основания и цели избрания и применения мер пресечения..........................20
3.Процессуальный порядок избрания мер пресечения......................................23
4.Заключение под стражу как мера пресечения.................................................28
Заключение.............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................35
Содержание
Введение......................
1.Меры пресечения в российском уголовном процессе:
1.1. Понятие меры пресечения.......
1.2. Виды мер пресечения...........
2.Основания и цели избрания
и применения мер пресечения...
3.Процессуальный порядок
избрания мер пресечения....................
4.Заключение под стражу
как мера пресечения...........
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Институт мер пресечения связан с ограничением прав и свобод личности. Естественные права личности как субъективные реализуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли. Правоотношения в связи с реализацией этих прав возникают лишь в случае их нарушения. Обязанность государства, защищать права и свободы своих граждан. Статья 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленных законом.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что институт мер пресечения в уголовном судопроизводстве, призван на довольно длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий). И только правильное применение той или иной меры пресечения, позволит соразмерно ограничить права и свободу участников уголовного судопроизводства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предварительного следствия.
Предметом работы, являются общественные отношения, складывающиеся между участниками уголовного судопроизводства, в процессе применения той или иной меры пресечения.
Целью работы, является всесторонне рассмотрение видов и оснований применения мер процессуального принуждения.
Цель обусловила постановку задач:
- Дать понятие и рассмотреть
виды процессуального
- Рассмотреть основания
и порядок избрания мер
- Определить основания и порядок отмены (изменения) меры пресечения
- Рассмотреть заключение
под стражу как меру
Эмпирическую основу данной работы составляют Конституция РФ, международные нормативно правовые акты, Кодексы, федеральные законы, постановления пленумов Верховного и Конституционного суда и другие нормативно правовые акты. А так же научная литература и комментарии к законодательству под редакцией Смирнова А.В., Радченко В.И. и труды других авторов.
1. Меры пресечения в российском уголовном процессе
1.1. Понятие меры пресечения
Под мерами пресечения в уголовном процессе понимают способы принудительного воздействия на обвиняемого, а в исключительных случаях и на подозреваемого, с тем, чтобы не допустить такого их поведения, которое препятствовало бы достижению задач уголовного судопроизводства.
Цели мер пресечения – предотвратить сокрытие обвиняемого (подозреваемого) от дознания, предварительного следствия и суда; не допустить, чтобы обвиняемый (подозреваемый) препятствовал установлению истины; пресечь дальнейшую преступную деятельность обвиняемого (подозреваемого); обеспечить возможность исполнения приговора.
Изложенные цели могут быть представлены и как подлежащие доказыванию обстоятельства, являющиеся основанием для избрания меры пресечения. Необходимо доказать, что обвиняемый может скрыться от дознания, следствия, суда или избежать исполнения приговора, что он может помешать установлению истины или продолжать преступную деятельность. Для избрания меры пресечения достаточно доказать вероятность хотя бы одного из перечисленных вариантов нежелательного поведения обвиняемого.
Одна только тяжесть совершенного преступления и серьезность грозящего наказания не является основанием применения меры пресечения.
К доказательствам, подтверждающим вывод, что обвиняемый может скрыться, помешать установлению истины или продолжать преступную деятельность, не могут быть отнесены фактические данные, полученные оперативным путем, так как они не фигурируют в уголовном деле и их нельзя оценить и проверить 1.
Кроме оснований, указанных в ст. 89 УПК, необходимо учитывать при избрании мер пресечения и обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК, а именно: тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др.
Закон требует, чтобы постановление (определение) об избрании меры пресечения было мотивированным и чтобы в нем было указано основание применения данной меры. Мотивировка означает обоснование, доказывание того, что подлежит применению именно данная мера пресечения, с приведением соответствующих доводов.
Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда правовых условий: во-первых, мера пресечения может быть избрана по возбужденному уголовному делу. Это важная гарантия неприкосновенности личности, защищающая ее от необоснованных, произвольных арестов и других мер принуждения; во-вторых, мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание. При изменении юридической стороны обвинения на следствии или в суде необходимо всякий раз обсуждать вопрос и об изменении меры пресечения; в-третьих, условием применения меры пресечения любого вида является привлечение лица в качестве обвиняемого. Исключение из этого правила – избрание меры пресечения в отношении подозреваемого до предъявления обвинения на срок до 10 дней, а согласно ФЗ от 22 апреля 2004 г. на срок до 30 дней в отношении ряда опасных преступлений, указанных в ч. 2 ст. 100 УПК 2.
Все действующие на сегодняшний день меры пресечения могут быть разделены на две группы: фактически ограничивающие личную свободу граждан, включая свободу передвижения (заключение под стражу, подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест, наблюдение командования воинской части); действующие только психологически, в том числе имущественные (залог), либо неимущественные (отдача несовершеннолетнего под присмотр, личное поручительство).
В УПК меры пресечения перечислены в порядке возрастания их строгости.
Необходимо отметить, что из многочисленных мер пресечения, предусмотренных законом, реально применяются только две – подписка о невыезде и заключение под стражу (а по делам военнослужащих – и наблюдение командования воинской части), а иногда и залог.
Право избирать, изменять и отменять меры пресечения принадлежит строго определенному законом кругу должностных лиц и органов. К их числу закон относит лицо, производящее дознание, орган дознания, следователя, прокурора и суд.
Дознаватель по общему праву имеет право своим постановлением избрать, изменить и отменить любую меру пресечения по находящемуся в его производстве уголовному делу, однако в предусмотренных законом случаях такое постановление утверждается прокурором или требует судебного решения. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания лишь возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия, к которым избрание меры пресечения не отнесено.
Следователь избирает меры пресечения по находящимся в его производстве уголовным делам или отдельным поручениям. При этом соблюдаются правила подследственности.
Судья, действующий единолично в стадии подготовки дела к слушанию, обязан принять решение о мере пресечения (п. 1 ст. 228 УПК). Этот же вопрос решается на предварительном слушании. Если судья согласен с избранной на предварительном следствии мерой пресечения, то он должен подтвердить ее в своем постановлении. Если же не согласен, то он вправе отменить или изменить ее (ст. 89 УПК).
В стадии судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить и отменить любую меру пресечения. Это возможно в подготовительной судебного заседания, в ходе судебного следствия и при постановлении приговора3.
В обвинительном приговоре мера пресечения может быть оставлена прежней, отменена или изменена.
При вынесении оправдательного приговора, освобождении подсудимого от наказания, а также в случаях, когда подсудимый осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы, суд освобождает его из-под стражи немедленно в зале судебного заседания (ст. 311 УПК).
Суд избирает (оставляет) меру пресечения до вступления приговора в законную силу и обращением его к исполнению - ч. 4 ст. 390 УПК.
Отменяя приговор с прекращением дела по любым основаниям, кассационная инстанция обязана отменить и меру пресечения. Если осужденный подлежит освобождению из-под стражи, то копию определения кассационной инстанции необходимо немедленно направить непосредственно администрации места заключения для исполнения.
Кассационная инстанция в определении об отмене приговора должна указать, какая мера пресечения применяется при новом рассмотрении дела в суде.
Отменяя оправдательный приговор, кассационная инстанция не вправе избрать в отношении подсудимого меру пресечения.
Надзорная инстанция обладает правом избрания меры пресечения в случае отмены обвинительного приговора и возвращения дела для нового судебного рассмотрения.
В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Принимая решение о заключении и обвиняемых под стражу в качестве меры пресечения, о продлении сроков содержания их под стражей, разрешая жалобы обвиняемых на незаконные действия должностных лиц органов предварительного расследования, суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 4.
Части первую и вторую статьи 7 УПК Российской Федерации, устанавливающие приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не подразумевают разрешение возможных коллизий между данным Кодексом и какими бы то ни было федеральными конституционными законами и распространяются лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по уголовным делам, противоречат УПК РФ 5.
Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, принятые до 1 июля 2002 года, действуют в пределах того процессуального срока, на который были избраны указанные меры процессуального принуждения.
1.2. Виды мер пресечения в
Рассмотрим существующие меры пресечения.
Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, связанная с лишением человека свободы, необходимостью подчиняться суровым требованиям режима в местах заключения и определенными правоограничениями. И все же заключение под стражу до сих пор остается одной из самых распространенных мер пресечения. Подробнее об этой мере пресечения рассмотрим отдельно в главе 4 данной курсовой работы.
Подписка о невыезде - самая распространенная мера пресечения. Основное ее достоинство состоит в том, что ее применение не лишает человека свободы, не отрывает его от семьи и работы по профессии. В то же время, подписка о невыезде – это мера процессуального принуждения, поскольку лицо в принудительном порядке лишается на определенный срок свободы передвижения. Однако свобода передвижения в пределах данного населенного пункта не ограничивается.
С разрешения должностного лица или органа, избравшего данную меру пресечения, допускаются поездки обвиняемого в любое место, если это необходимо в интересах службы или в интересах самого обвиняемого.
Никаких других правоограничений для лиц, давших подписку о невыезде, закон не устанавливает. Эти лица пользуются всем комплексом конституционных и отраслевых прав и свобод.
Подписка о невыезде не отменяет право гражданина уволиться с работы. Она требует только того, чтобы он никуда не выезжал.
Информация о работе Процессуальный порядок избрания мер пресечения