Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Как известно любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям.

Файлы: 1 файл

Kursach_po_etike.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)

5) учет микросоциальных  детерминант, связанных с ближайшим  социальным окружением. Оно в  себя включает: служебный коллектив  и внеслужебную среду (семья, родственники, друзья). Эти два вида социального  окружения должны быть проанализированы  с точки зрения как положительного, так и деструктивного их влияния  на личность работника;

6) исследование профессионально-деформационных  проявлений в деятельности и  личности работника путем адекватно  подобранных методов (наблюдение, беседа, естественный эксперимент, психодиагностические  методы, тестирование, анализ процесса  и результатов служебной деятельности  и т.п.) с соблюдением требований  профессиональной этики психолога;

7) лонгитюдный контроль (продленный  во времени) процессов профессиональной  деформации и т.п. Эти процессы  динамичны во времени и имеют  развивающе-обратный (регрессивный) характер. Периодичность сбора данных может  быть различной (один раз в  год, через полгода, четыре месяца) в зависимости от коэффициента деформации (начального, среднего, глубинного);

8) конкретно-практическая  сторона профилактики коррекции  профессиональной деформации предусматривает  комплекс мероприятий в трех  взаимосвязанных направлениях: организационно-административном, реабилитационном, психолого-педагогическом.

   Задачей первого направления является ослабление деформирующего влияния деятельности путем временного отстранения работника от деятельности, профессионального окружения или их смены. Задача второго направления заключается в обновлении и укреплении физического, психологического, психофизиологического потенциала работника, поддержание его трудоспособности. Задачей третьего направления является формирование и развитие индивидуально-психологических качеств, которые блокируют деформирующее влияние.[1; С.37]

   Показателями когнитивного критерия предупреждения деформаций личностно-профессионального развития руководителя являются: на конструктивно-прогрессивном уровне - высокие осознанность и качество знаний об успехах в профессии; реальное достижение высоких профессиональных результатов, адекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития; на инструментально-стабильном уровне - неосознанные знания о достижении успехов в профессии, достижение высоких производственных показателей за счет улучшения средств и ресурсов производства (нечеловеческих); несоизмерение задач достижений в профессиональной деятельности и сохранения личности профессионала; неадекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального саморазвития; на деструктивно-регрессивном уровне - незнание об успехах в профессии; достижение низких профессиональных результатов, в том числе отсутствие варьирования, комбинаций задач и средств профессиональной деятельности в условиях социальной нестабильности; отсутствие универсальности в профессиональной деятельности; невозможность выбора и реализации индивидуального пути профессионального саморазвития.[19; С.30]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД НА ПРАКТИКЕ

   Повышенный интерес к проблеме профессиональной деформации, во многом обусловленный обострением социальных проблем в современном обществе и, как следствие, необходимостью повышения эффективности деятельности ОВД. Большую часть своей жизни человек проводит на работе, находясь под влиянием условий профессиональной деятельности, как положительных, так и отрицательных. Когда негативное влияние профессии становится доминирующим, оно ведет к отрицательным последствиям для личности, в частности, к изменению личностных особенностей и профессиональных возможностей человека в асоциальную сторону, т.е. к возникновению профессиональной деформации. Профессиональная деформация препятствует успешному выполнению профессиональных обязанностей и реализации профессиональных функций  специалистом и может приводить к невозможности продолжения им своей профессиональной деятельности. Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях. Эти специфические особенности обуславливают высокую степень развития явления профессиональной деформации у данного вида специалистов. Профессиональная деформация – это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника органов правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.[2; С.61]

  Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, обусловленных спецификой деятельности органов правопорядка; факторов личностного свойства; факторов социально-психологического характера и может возникать на раннем этапе профессионального становления. Развитие профессиональной деформации связано со стажем профессиональной деятельности. В результате долговременной деятельности в отрицательных условиях (более 5 лет) может возникать личностная деградация сотрудника, когда происходит значительное снижение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «огрубление» личности в целом. Сотрудники, имеющие большую продолжительность служебной деятельности, демонстрируют более частые случаи возникновения явления профессиональной деформации. Профессиональная деформация проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в социально-психологической структуре личности (например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые отвечают за успешное осуществление профессиональной деятельности); может приводить к нежелательным преобразованиям и собственно психических характеристик индивида (психические состояния, свойства, структура личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты), что влечет за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности. Профессиональная деформация имеет разные проявления у сотрудников различных подразделений, что обуславливается спецификой их профессиональной деятельности: контингент, с которым приходиться общаться сотруднику, разная экстремальность условий деятельности, непосредственно сами условия работы и т.д.[16; С.98]

   Для сотрудников уголовного розыска характерны следующие индивидуально-психологические особенности развития профессиональной деформации: она возникает в период 5-8 летнего стажа профессиональной деятельности; у сотрудников развивается  ярко выраженное пренебрежение к социальным нормам и уставным требованиям, низкий уровень контроля своего поведения, агрессивность, прямолинейность, отсутствие психологической гибкости, низкая переключаемость при изменении ситуации, враждебность, злопамятность, подозрительность, упрямство и т.д. [7; С.14]

   У сотрудников патрульно-постовой службы признаки развития профессиональной деформации проявляются на 3-5 гг. службы. У них снижается активность, появляется инертность в принятии решений, повышенная конформность, неуверенность в себе, пассивная личностной позиция, склонность к постоянным раздумьям, стремление следовать нормативным предписаниям и инструкциям. Участковые инспектора имеют схожие проявления профессиональной деформации с сотрудниками двух выше названных подразделений. Возникает она на 3-5 гг. службы, как у сотрудников патрульно-постовой службы, но вероятность возникновения и характер проявлений высокий, как у сотрудников уголовного розыска, это можно объяснить невысоким, по сравнению с сотрудниками УР и ППС, уровнем стрессоустойчивости. Явление профессиональной деформации сотрудников ОВД связано со спецификой профессиональной деятельности и ее продолжительностью и характеризуется изменениями профессиональных возможностей и личностных черт, различных для сотрудников разных подразделений системы ОВД. Полученные данные позволяют составить подробную личностную характеристику и построить многосторонний психологический портрет каждого из исследованных сотрудников, что можно использовать для разработки соответствующих индивидуальных профилактических мер, от которых зависит не только успешность выполнения функциональных обязанностей сотрудниками полиции и правомерность их действий, но и их физическое и психическое состояние, отношение к объекту труда и социальному окружению вне работы.[18; С.34]

   Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации, и включает меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера. К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести: разработку и внедрение в практику  критериев профессионального подбора лиц, пригодных для работы в ОВД (морально-нравственные установки поступающих на службу, эмоциональная устойчивость, смелость, решимость и ответственность за свои действия, инициативность, исполнительность, готовность к работе в экстремальных условиях при длительных психических и физических нагрузках и т.д.); выработку профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности; формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести; профилактика и работа с ПТСР, в особенности у участвовавших в контртеррористических операциях  и ликвидации преступных группировок; совершенствование стиля методов управления персоналом, снижение вероятности напряженных и конфликтных ситуаций в коллективах ОВД. Существенная роль в борьбе с профессиональной деформацией отводится, прежде всего, самому сотруднику и заключается в предупреждении развития собственного «выгорания».[13; С.216]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности. В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности, а также факторов внутрисистемного взаимодействия. Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения; изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др. Одной из актуальных проблем, стоящей перед психологической службой ОВД, является профилактика и предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенов Ю. А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.- СПб., 2004
  2. Багмет М.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел // Российский следователь, №22, 2011
  3. Бандурка А.М. Юридическая психология; Учебник для вузов - М.,2003.
  4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты. Автореф. канд. дисс. - М., 1998.
  5. Буданов А.В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. - М., 1992
  6. Жигалов Н.Ю. Профессиональная деформация и судебно-экспертная деятельность // Российский следователь, №17, 2009.
  7. Петров А.С. «Проблема профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел» // Психопедагогика в правоохранительных органах 2 (14) - ОМСК - Издательство Омской академии МВД России, 2000.
  8. Пилюгина Т.В. Социально-психологические факторы риска развития криминальных форм поведения сотрудников правоохранительных органов // Общество и право, №4, 2011.
  9. Подвойский В.П. Профессиональная деформация и модели адаптации руководителя в служебной деятельности // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма:Сб.науч.трудов.Вып.5..М.,2002.
  10. Проклов О.В.  Проблемы правовой и мотивационно-ценностной деформации в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Административное и муниципальное право, №5, 2009.
  11. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология, №1, 2012.
  12. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. / Под ред. А.В. Опалева, Г.В. Дубова. - М.: Щит-М, 1998.
  13. Психология. Педагогика. Этика; Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.
  14. Рыбников В.В., Останкович Е.А. Психологические особенности совершения должностных преступлений сотрудниками милиции // Юридическая психология, №4, 2008.
  15. Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции // Юридическая психология, №2, 2010.
  16. Соколов И.И, Сысоев А.М., Горностаев С.В. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика: Моногр./ Под ред. И.И. Соколова. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005.
  17. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001
  18. Сухов Д.С. Личность сотрудника ГИБДД, совершившего коррупционное преступление // Российский следователь, №10, 2009.
  19. Тимофеев, Ю.А. О некоторых проблемах предупреждения отклоняющегося (девиантного) поведения сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах.  – 2002. - №1
  20. Хван Д.А. Деформация профессионального правосознания юристов // Административное и муниципальное право, №2, 2008.

Информация о работе Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел