Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:26, доклад

Описание работы

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств или психотропных веществ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.)1.

Файлы: 1 файл

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.docx

— 19.04 Кб (Скачать файл)

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота  наркотиков – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических  мероприятий, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств или психотропных веществ, на предупреждение развития и  ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления  наркотическими средствами или психотропными  веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем, и т.д.)1.  
 
Мероприятия по профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно разделить на две группы: уменьшение спроса и уменьшение предложения. На современном этапе наиболее действенным является первое направление – уменьшение спроса, которое образуют: 
 
1. ^ Первичная профилактика - деятельность, направленная на профилактику производства и торговли незаконными веществами. Объектом первичной профилактики может быть население, не потребляющее наркотики. Субъектом профилактики - милиция общественной безопасности, образовательные учреждения, СМИ, муниципальные психологические центры, церковь.  
 
Особое место среди специальных средств первичной профилактики преступного оборота наркотиков занимает антинаркотическое просвещение, содержание которого составляют: 
 
а) информирование населения (прежде всего, несовершеннолетних и молодежи) о вреде употребления наркотиков, в том числе о правовых и медицинских последствиях приобретения наркотической зависимости, об услугах по избавлению от наркотической зависимости или ее уменьшению;  
 
б) антинаркотическая пропаганда, в основе которой лежит пропаганда здорового образа жизни; 
 
в) антинаркотическое образование в части, относящейся к изучению мер ответственности за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, формированию навыков раннего распознавания возникновения наркотической зависимости и способов вовлечения в потребление наркотических средств; 
 
г) антинаркотическое воспитание, направленное на формирование стойких психологических установок и образа жизни, препятствующих вовлечению в потребление наркотиков, стимулирующих активное участие в противодействии распространению наркотиков в своем окружении.  
 
Практика показывает, что среди всех средств антинаркотического просвещения наибольшим профилактическим эффектом обладает антинаркотическое воспитание как длительное целенаправленное воздействие педагогическими средствами на интеллектуальную и эмоциональную сферу воспитуемого. К сожалению, как показывает мировой опыт, обилие просветительского материала, различных образовательных курсов не может компенсировать очевидный недостаток (прежде всего, на уровне общего среднего образования) собственно воспитательных антинаркотических курсов. Лишь в последние годы стали создаваться педагогически насыщенные антинаркотические курсы, профилактический эффект которых для так называемых групп риска среди учащихся 7-9-х классов оценивается в 20-30% на основе десятилетнего опыта преподавания методически идентичных курсов почти во всех субъектах Российской Федерации 1
 
2. ^ Вторичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнение наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни2. Объект профилактики - лица, имеющие опыт потребления наркотиков. Субъект профилактики - органы внутренних дел (на стадии выявления), медицинские учреждения, психологические центры. В основе программы лежит идентификация потребителей наркотиков и вмешательство в их поведение. Программа наркотической деинтоксикации может совмещать первичное медицинское воздействие и последующее применение других форм. Лечение наркоманов может основываться на постепенной замене более слабыми токсинами (например, замена героина метадоном). Проводить такое лечение могут терапевтические центры с проживанием. Подобные клиники, где наркоманы проходят групповое и индивидуальное лечение приобретают в России все большее распространение. Однако квалифицированный курс лечения доступен сейчас немногим. Оживление экономической ситуации в стране позволит направить дополнительные средства на изменение наркотической ситуации.  
 
В то же время, круг собственно медицинских средств борьбы с преступным оборотом наркотических средств не сводится к излечению больных наркоманией, для многих из которых преступление становится едва ли не единственным способом добыть наркотики. Медицинская практика даже наиболее развитых стран мира показывает, что полному излечению поддается не более 2-10% наркоманов. Вместе с тем современная медицина способна справиться с задачей общего оздоровления наркомана, поддержания его трудоспособности и интереса к обычным жизненным ценностям посредством снижения дозы единовременно потребляемого наркотика до минимальных величин. Однако чаще всего спустя непродолжительное время эта доза вновь достигает критически опасных величин. 
 
Вторая группа мероприятий по профилактике преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - уменьшение предложения. Она включает в себя: 
 
1. Увеличение реального и вероятного риска для торговцев наркотиками (здесь мы подразумеваем ситуацию в крупных городах).  
 
2. Возможное повышение цен на наркотики посредством усложнения доступа к ним. 
 
Один из путей реализации этих мероприятий - патрулирование сотрудниками ППС. В дополнение к частому патрулированию на машинах и пешком, милиция проводит спонтанные проверки и обыски, создает на дорогах пункты осмотра автомашин, обыскивает подозрительные помещения, производит аресты за нарушения общественного порядка. Такие жесткие меры за нарушение законов о наркотиках, обыски помещений, вызывающих подозрения, создают впечатление, что вовлеченность в наркобизнес приводит к высокой степени риска. Это положение усиливается программами строгого преследования лиц, арестованных за совершение деяний, связанных с наркотиками. Наркобизнес становится все более дорогостоящим и трудным благодаря программам правоприменения, обеспечивающим рост цены и сокращение предложения запрещенных наркотических средств.  
 
Эти меры сопровождаются активными кампаниями борьбы с уличными розничными торговцами наркотиков. Она может проводиться с помощью переодетых сотрудников милиции, показаний информаторов или посредством проведения обысков на основе информации, полученной в результате первых двух операций. Это, скорее всего, может испугать случайного потребителя, не имеющего стойкой зависимости от наркотиков. Наконец, милиция может предпринимать попытки собрать данные о подозреваемых наркобизнесменах для того, чтобы узнать их место жительства, источники поставок и способ ведения дел.  
 
Правоохранительные органы исторически склонялись то к проведению агрессивных компаний борьбы с уличными торговцами наркотиков, то к длительным мероприятиям, нацеленным на борьбу с оптовиками и импортерами наркотиков. Однако наркобизнес - это разнородное и децентрализованное явление. Большая часть наркотических веществ поставляется многочисленными мелкими подвижными группами, не имеющими национальных границ. В тоже время попытки проникновения в операции наркобизнеса высокого уровня признаются слишком затратными (людей, финансов, времени) и не приводящими к достаточному количеству арестов. Все это позволяет склоняться к мысли о большей эффективности в среде крупного города действий милиции против уличных торговцев наркотиками. Именно такие меры приведут к большему количеству арестов. Необходимо отметить, что торговцы наркотиками очень мобильны, и их легко заменить новыми. Но все же активные меры могут повлиять на увеличение цены наркотиков и внести неудобства, достаточные для того, чтобы устранить случайного потребителя.  
 
Кроме того, антинаркотические программы могут положительно влиять на другие виды уличной преступности и беспорядков. Безусловно, и другие акции правоохранительных органов играют роль в предупреждении преступлений, связанных с НОН. Но объективные процессы мешают эффективной борьбе с данным видом преступности, ограничивают эффективность устрашения модели «арест - уголовное преследование – осуждение». Угроза мести удерживает потенциальных информаторов и свидетелей и делает опасным сотрудничество с милицией. Кроме того, коррупция - настоящая беда для правоохранительных органов. Наркобизнес изобилует наличными деньгами, и наиболее ярким аргументом сторонников политики легализации наркотиков является утверждение о коррумпирующем воздействии наркобизнеса на милицию, в частности, и политическую систему страны.  
 
В числе приоритетных задач наиболее трудная заключается в том, что необходимо добиться координации и слаженности работы государственных органов и общественных организаций в организации профилактических мер, направленных на противодействие, преодоление и предупреждение распространения наркотиков как на всей территории Российской Федерации, так и между отдельными ее регионами. Здесь очень важно учесть особенности сложившейся наркоситуации в том или ином районе, а также специфику тенденций распространения наркотиков.  
 
Следует согласиться со специалистами, что при организации профилактики и борьбы с наркоманией требуется учитывать следующие факторы: комплексный подход, обязательный социальный мониторинг (повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации: распространенность наркотиков и иных психотропных веществ, частота случаев злоупотребления и состояния зависимости, вредных последствий злоупотребления наркотических средств или психотропных веществ, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации)1 при составлении программ и социальная ответственность перед населением за проводимую работу2.  
 
С созданием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков стало возможным наладить более эффективное межведомственное взаимодействие в сфере организации профилактики распространения наркотических средств и психотропных веществ, обеспечить успешное взаимодействие и координацию всех государственных органов, учреждений и организаций, принимающих участие в противодействии наркомании и наркотизму. Безусловно, что в одночасье все сложные наркопроблемы разрешить невозможно. Для этого понадобится и воля властей всех уровней, и объединение финансовых и людских ресурсов, и определенное время, и реальная оценка наркоситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах.  
 
В числе других не менее важных факторов, влияющих на эффективность профилактики наркомании и наркотизма, по мнению криминологов, находятся следующие: создание единой автоматизированной информационной системы для обмена сведениями; проведение совместных заградительных мероприятий общероссийского и регионального масштаба; улучшение координации и обмена информации в вопросах взаимодействия с правоохранительными органами дальнего и ближнего зарубежья, участвующими в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, проведение подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков (МВД, ФСБ, ГТК) и т.д.1 
 
Существующая в России система специальных мер борьбы с преступным оборотом наркотических средств требует усовершенствования: 
 
1) необходимо принять федеральный закон о профилактике преступлений, который бы предусматривал обязанности юридических лиц по реализации общих и индивидуальных мер профилактики преступлений, связанных с оборотом наркотических средств; 
 
2) следует приступить к разработке стратегической государственной программы по контролю над наркотиками, срок действия которой составлял бы 15-20 лет; 
 
3) необходимо узаконить статус Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздравсоцразвитии РФ на уровне федерального закона; 
 
4) следует создать дополнительные уголовно-процессуальные гарантии выделения в самостоятельные производства расследования отдельных эпизодов организованного преступного наркобизнеса для обеспечения повышенных мер безопасности для свидетелей по таким делам, а также прекращения уголовного преследования лиц, оказавших эффективную помощь в расследовании таких преступлений2
 


Информация о работе Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков