Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 00:20, реферат
Прокуратура Республики Беларусь (далее – прокуратура) – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Тема: Прокуратура Республики Беларусь
1. Задачи и направления деятельности прокуратуры
Прокуратура Республики Беларусь
(далее – прокуратура) – единая
и централизованная система органов,
осуществляющих от имени государства
надзор за точным и единообразным
исполнением нормативных
Задачи и направления деятельности прокуратуры
1. Задачами прокуратуры
являются обеспечение
точным и единообразным
исполнением законов, декретов, указов
и иных нормативных правовых актов
республиканскими органами государственного
управления и иными государственными
организациями, подчиненными Совету Министров
Республики Беларусь, местными представительными,
исполнительными и
исполнением законодательства
при осуществлении оперативно-
исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
2. Прокуратура координирует
правоохранительную
3. Прокуратура проводит
предварительное следствие в
случаях, предусмотренных
4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – процессуальное законодательство).
2. Принципы деятельности прокуратуры.
Принципы, на которых строится и организует свою деятельность прокуратура, закреплены в Конституции Республики Беларусь (гл.7) и в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь». Согласно ст.4 данного закона органы прокуратуры Республики Беларусь:
Составляют единую централизованную
систему с подчинением
Осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь (Принцип независимости органов прокуратуры) Статья 6 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» гласит, что «воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц, органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечёт установленную законом ответственность». Целям обеспечения реальной независимости прокуроров служит и 2-я часть этой статьи, где говорится: «Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели». [
Принимают меры по пресечению нарушения закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения (Принцип законности). Принцип законности является, по сути, фундаментом деятельности органов прокуратуры. При вынесении своих постановлений, принесении протестов, представлений, а также при выполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов органы прокуратуры должны являть пример, образец уважительного отношения к закону, соблюдения законов. Они обязаны действовать исключительно и строго в рамках Конституции и других законов, принятых государством, то есть они, как и другие государственные органы, призваны исходить при решении стоящих перед ними задач только исключительно из требований и предписаний закона, быть всегда исключительно щепетильными и принципиальными. Здесь совершенно исключаются такие понятия, как целесообразность, эффективность, особенность момента, «злоба дня» и прочие, а остаётся только законность, ибо любое отступление от этого принципа подрывает авторитет и законность самих органов прокуратуры, всей системы юстиции и права.
Требованиями законности являются:
1. единство законности;
2. верховенство закона;
3. всеобщность законности;
4. недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5. неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершённое правонарушение;
6. неразрывная связь законности и правовой культуры.
Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка (Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами). Для исправного, надлежащего исполнения возложенных на органы прокуратуры функций надзора и организации борьбы с правонарушениями и преступностью существует объективная, то есть вызванная самой жизнью, потребность и необходимость взаимодействия органов прокуратуры с Советами депутатов и местной администрацией, другими органами власти и управления, в первую очередь с правоохранительными органами, а также трудовыми коллективами и широкой общественностью, ибо любое государство, а демократическое, тем более, без этой связи, без постоянной опоры на массы и поддержки общества, своего народа, многое теряет. Задача укрепления законности и правопорядка, как никакая другая, требует этой согласованности и координации действий, постоянного взаимодействия.
Действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и охраняемой законом тайны (Принцип гласности и открытости) гласность должна быть присуща и деятельности прокуратуры. Они не могут стоять в стороне от глобальных процессов, происходящих в государстве и обществе. Как бы активно и добросовестно прокуроры и следователи ни работали, но если они будут рассчитывать только на свои собственные силы, не будут опираться на помощь граждан, общественности, действовать замкнуто, отгородившись от жизни, они никогда не смогут добиться поставленных перед ними целей .
Строгое и последовательное соблюдение названных принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.
При этом следует строго разграничивать принципы и условия, порядок выполнения прокурорами своих задач. Условия и порядок выполнения задач относительно принципов организации и деятельности носят производный, подчинённый характер, то есть они вторичны.
Закреплённые в законе принципы организации и деятельности тесно, неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокуратуры, отвечающую требованиям Конституции и других законов государства.
3. Система и структура органов прокуратуры.
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
4. Назначение на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Республики Беларусь
1. Генеральный прокурор
Республики Беларусь
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
3. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
5. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров.
На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
В отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определенном Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и
(или) находиться на указанной службе, если оно:
1. не имеет гражданства Республики Беларусь;
2. признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
3.лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
4. имеет судимость;
5. ранее совершило умышленное преступление;
6. имеет подтвержденное медицинским заключением заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
7. состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
8. отказывается от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;
9. в иных случаях, установленных законодательными актами.
Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры сдают квалификационный экзамен, целью которого является установление соответствия уровня их профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям службы в органах прокуратуры.