Прокуратура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры Российской Федерации, а также рассмотрение правового статуса работников прокуратуры.
В работе были использованы основные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность прокуратуры, а также работы современных российских авторов, посвященные данной теме (учебные пособия, периодическая литература, ресурсы сети Интернет).

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации……………………………………………………………5
Глава 2. Система органов прокуратуры РФ…………………………….8
2.1. Генеральная прокуратура РФ...................................................11
2.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации…………...12
2.3. Прокуратуры районов и городов……………………………..13
Глава 3.Правовой статус работников прокуратуры………………….14
Глава 4.Проблемы оптимизации системы органов прокуратуры……17
Заключение………………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 36.99 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним  специализированные прокуратуры возглавляются  соответствующими прокурорами, которые  назначаются на должность и освобождаются  от нее Генеральным прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение прокуроров субъектов  Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной  власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов  Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов  РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и  распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют  первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и  приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых  входят прокурор, его заместители  и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы  деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.

Структурно прокуратуры  субъектов Российской Федерации  и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и  отделов являются старшими помощниками  и помощниками прокуроров субъектов  Российской Федерации (приравненных к  ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность  и освобождают от нее.

 

2.3. Прокуратуры  районов и городов

Прокуратуры районов и  городов, приравненные к ним военные  и иные специализированные прокуратуры  возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность  и освобождаются от нее Генеральным  прокурором РФ. Срок их полномочий – 5 лет. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят  деятельностью возглавляемой ими  прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной  численности прокуратуры, о кадровых изменениях.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Правовой  статус работников прокуратуры

Прокурорами и следователями  прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и  моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые  на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях  на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов  и районов могут назначаться  лица, обучающиеся в высших учебных  заведениях по юридической специальности.

Помимо перечисленных  требований, лицо, занимающее должность  прокурора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность  прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следователем прокуратуры не менее 3 лет. На должность  прокурора субъекта Российской Федерации  назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие  стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Лицо, впервые назначаемое  на должность, принимает Присягу  прокурора (следователя).

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются  классные чины в соответствии с занимаемыми  должностями и стажем работы. Работники  военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в  Вооруженных Силах РФ, других войсках  и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом "О статусе военнослужащих". Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.

Важным условием независимости  прокуроров и следователей прокуратуры  при осуществлении ими своих  служебных обязанностей является наделение  их служебным иммунитетом, который  выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования является исключительной компетенцией органов  прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора  или следователя, досмотр их вещей  и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это  предусмотрено законом для обеспечения  безопасности других лиц.

Прокуроры и следователи  прокуратуры, являясь представителями  государственной власти, находятся  под защитой государства. Под  такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь  и здоровье которых совершается  посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и  следователей, а также их имущество. Порядок и условия Осуществления  государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Прокуроры и следователи  прокуратуры имеют право на ношение  и применение специальных средств  и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.

Прокуроры и следователи  прокуратуры подлежат обязательному  государственному страхованию, они  имеют право пользоваться бесплатно  всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значения (кроме такси), иные льготы.

Прокуроры и следователи  прокуратуры не имеют права совмещать  свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой оплачиваемой работой. Они не могут быть членами  выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и  органами местного управления, не могут  являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и  принимать участие в их деятельности.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с выходом  в отставку, в связи с переходом  на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию  здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным  законодательством РФ о труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

Проблемы  оптимизации системы органов прокуратуры

Одним из наиболее видных путей  оптимизации системы органов  прокуратуры РФ явился путь  создания Следственного комитета при прокуратуре  РФ.

Касаемо выбранного пути оптимизации  системы органов прокуратуры  РФ, выбранной при поддержке Генерального Прокурора РФ Ю. Чайка можно прийти к выводу, что все, разработанные  в поддержку данной концепции  нормативно – правовые акты направлены на обеспечение полноценной самостоятельности  следователя. Данную концепцию предложил Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, выступивший перед средствами массовой информации 19 марта 2007 г. Подобная концепция развития органов прокуратуры РФ основана на усилении принципа состязательности сторон в судебном процессе по уголовным делам. В свою очередь Следственным комитетом при прокуратуре РФ руководит Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (как и сам Генеральный прокурор РФ).

Исходя из выбранной концепции развития на сегодняшний день система органов прокуратуры в своих полномочиях ограничена до представления государственного обвинения в суде, а также функций по надзору за федеральными органами исполнительной власти.

Проанализировав письмо главного военного прокурора, адресованное военным прокурорам гарнизонов, можно сделать вывод о том, что планируется создание следственного органа, в рамках РФ, который будет объединять в себе следователей всех ведомств, которые в настоящее время осуществляют деятельность по расследованию уголовных дел. Кроме того, из материалов этого письма можно сделать вывод о том, что Прокуратура РФ в перспективе реорганизуется в комитет государственных обвинителей при Министерстве Юстиции РФ (данный тезис подтверждается вопросом в письме главного военного прокурора об отношении военных прокуроров и приравненных к ним прокуроров к сокращению штатов военных прокуратур и переходе на федеральную гражданскую службу).

Безусловно выбранный путь развития органов прокуратуры позволит сделать следствие абсолютно независимым от обвинения. Подобные шаги законодателем делаются в целях усиления состязательности в уголовном процессе.

В настоящее время в системе органов военных прокуратур существуют существенные недостатки.

К наиболее значимым я хочу отнести недостатки, существующие в военных прокуратурах и следственных подразделениях при военных прокуратурах.

Конкретно это выражается в существенных недостатках в формировании структуры военной прокуратуры РВСН и Следственного Управления (далее СУ) при прокуратуре РВСН. Сложившееся положение дел обусловлено делением прокуратур и СУ по принципу окружного подчинения.

Уникальность прокуратуры и СУ РВСН заключается в том, что РВСН приравнены к военному округу (в силу наличия в ведении подчиненных объединений, соединений и частей ядерного оружия). Из территориальной расположенности прокуратур Ракетных армии  и Следственных отделов при прокуратурах армий (далее СО) вытекают основные и самые существенные недостатки, выражающиеся в значительном удалении участков прокуратур и СО от руководства и судебных органов, рассматривающих по существу уголовные дела идр.

Такие ограничения создают существенные препятствия для соблюдения норм УПК и требований других нормативно – правовых актов. Препятствия выражаются в трудности соблюдения процессуальных сроков и сроков реагирования, если речь идет о прокурорском надзоре.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Прокуратура  Российской Федерации – единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре  базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992 г. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно – правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Одновременно прокуратура  способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и  противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в системе  государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Она устанавливает и принимает  меры к устранению любых нарушений  законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью  прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной  власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

  1. надзор за исполнением законов;  
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;
  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  6. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  7. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Информация о работе Прокуратура РФ