Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:57, реферат
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
Введение ……………………………………………………………………3
1.Понятие и сущность прокурорского надзора ………………………….4
2. Основные понятия прокурорского надзора ………………………….10
3. Отрасли прокурорского надзора ……………………………………...11
3.1. Общий надзор ………………………………………………………..12
3.2. Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина ……13
3.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие………………………………………………………………………... 14
Заключение………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы…………………………………… 18
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 27 ФЗоП. Они выражаются в том, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- использует полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗоП;
- при наличии оснований полагать, что нарушений прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;
- в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях;
- в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
3.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
В системе отраслей прокурорского надзора рассматриваемая отрасль имеет особое значение. Прокурорский надзор призван обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятия необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших, соблюдение установленного законом порядка расследования, прав и законных интересов участников и иных в нем участвующих лиц, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также принятие мер по их предупреждению. Надзор за исполнением законов сочетается с такими направлениями деятельности прокуратуры, как уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Предметом надзора служат:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- установленный законом порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемых этими органами;
- исполнение закона при проведении расследования и принятии органами дознания и следователем решений – ст. 29 ФЗоП.
В отличие от всех других отраслей прокурорского надзора данная отрасль характеризуется тем, что в ней прокурор не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их. В этом находит выражение властно-распорядительный характер деятельности прокурора. В процессе осуществления надзора он дает органам дознания и следователю обязательных для них указания. Только в установленных законом случаях следователь вправе согласиться с ними и представить дело вышестоящему прокурору с изложением своих возражений. Как руководитель расследования прокурор осуществляет надзор систематически вне зависимости от того, поступили ли какие-либо сведения о нарушении закона или нет.
Полномочия прокуроров по надзору за исполнение законов в соответствии с ФЗоП определены уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами в частности Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 ФЗоП указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания и предварительного следствия, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
К предмету надзора, как уже указывалось ранее, отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий должны соблюдаться законы и иные нормативные акты, обеспечиваться охрана прав и законных интересов граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, гарантированных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, предварительно было получено судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательств, эти действия производятся до получения такого решения, однако в течение 48 часов об должен быть уведомлен суд (судья).
В процессе осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, и принимаемые при этом решениями прокурор по поступившим к нему сведениям о нарушении закона и прав граждан вправе знакомиться с ними в связи с их проведением. В случаях выявления нарушений закона, прав и законных интересов граждан он обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В процессе надзора за исполнением законов при расследовании преступлений прокурор использует многообразные акты – указания, постановления, представления, санкции, согласие, утверждение.
Указание – обращение прокурора, даваемое в связи с возбуждение и расследованием уголовного дела, которое является для органа дознания или следователя обязательным. Несогласие с ними и их обжалование не приостанавливают исполнения этих указаний. Обеспечивая процессуальную независимость следователя как основного субъекта расследования преступления, закон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, классификации преступления, об объеме обвинения, о направлении дела в суд или прекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь вправе не выполнять указания прокурора и предоставить дело вышестоящему прокурору со своими возражениями.
Постановление – решение, принимаемое прокурором по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконного постановления следователя и т.д.
Представление – требование прокурора, внесенное в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствующих совершению преступлений. Представление может быть внесено руководителю органа дознания в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах поставлен в известность прокурор.
Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого: заключение под стражу, залог, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение от должности.
Утверждение применяется прокурором в случаях, когда решение, принято следователем, в последующих стадиях производства по делу становится прокурорским решением, например обвинительное заключение.
Согласие – мнение прокурора, которое должно быть получено следователем при решении вопроса о прекращении дела по основаниям.
Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокурора в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя и тесными взаимодействием с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Заключение
Деятельность прокуратуры во всех направлениях носит отчетливо выраженный юрисдикционный, правоохранительный характер. Российская прокуратура – орган борьбы – орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них:
а) предупреждение о необходимости нарушения закона;
б) принесение протеста;
в) вынесение постановления;
г) вынесение постановления о возбуждении административного производства;
д) возбуждение уголовного дела и уголовного лица, совершившего преступление.
Органы прокуратуры осуществляют свои законные полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной или иной охраняемой законом тайне; они информируют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской
2. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 1995 г. (с изменениями и дополнениями в 1999 г.).
3. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», 1999 г.
4. Методические рекомендации от
10.12.1993 г. №6-33-93. "Об организации
работы по повышению
5. Безлепктн Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура России: Учебник, М.: Юристъ, 2012.
6. Дьяченко М.С., Кудрин Ф.М. Прокуратура Российской Федерации. М,: Юристъ, 2013.
7. Козусев А.Ф. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Монография. М., 2013.
8. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2013.
9. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2012.
10. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблема управления. М.: Юристъ, 2012.
11. Судебная система России: Учебное пособие. М.: Дело, 2013.
12. Судоустройство и
13. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 2012. № 8.