Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:33, реферат
«Личность осуждённого»- подразумевают социальное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишенными свободы, при пребывании наказания.
Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, какие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режима, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осуждённых.
ТЕМА: «Психологические особенности личности осужденного»
«Личность осуждённого»- подразумевают социальное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишенными свободы, при пребывании наказания.
Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, какие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режима, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осуждённых.
В отечественной психологии достаточно чётко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера этой жизни, характер связи индивидов друг с другом являются для них весьма существенными факторами, которые во многом определяют их поведение и деятельность.
Отличительные особенности личности осужденного, по мнению А.М.Михлина, вытекают из следующих факторов:
А) статус осужденного. Вина которого установлена вступившим в силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание;
Б) новые общественные отношения и исключение ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее;
В) разного рода ограничения:
Моральное осуждение служит средством общественной девальвации, клеймения преступника. Обвинитель устанавливает дистанцию социального отчуждения подсудимого от общества. Он добивается того, чтобы и все другие относились к нему с осуждением, что не может не отразится на человеке. Монополией на церемонию такого разжалования, в результате которого человек меняет свою самооценку, обладает суд, затем пенитенциарное учреждение. Каждый человек, находясь в условиях лишения свободы, проходит процесс самостановления, самосохранения и обновления своего самовосприятия.
Социально-психологические
Несовершеннолетние осужденные.
Для подростков и юношей характерны стремление к независимости от взрослых, повышенная эмоциональность, стремление к объединению в группы сверстников, юношеский максимализм и т.п. , которые присущи как несовершеннолетним вообще, так и осужденным, отбывающим уголовные наказания в ВК. Противоречия этого возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой окружающих, уровнем притязаний, индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями, между воображаемым и действительностью. Последствие в сочетании с неблагоприятным воспитанием способствуют формированию у несовершеннолетних правонарушителей отрицательных качеств характера, мотивов поведения, обуславливают вступление подростка или юноши на асоциальный путь. Это проявляется в деформации эмоциональных и волевых качеств, отрицательных привычках и чертах характера, узкогрупповой направленности личности осужденных подросткового и юношеского возраста. Например, большинство подростков совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения, как правило, в группе. Они часто носят «немотивированный» характер, когда правонарушитель не в состоянии объяснить мотив собственного поведения («за компанию», «как все» и т.п.).
Характеризуя осужденных подросткового возраста, необходимо отметить, что они часто извращают понятие нравственных, эмоциональных и волевых качеств. Отрицательные, с общественной точки зрения, качества приобретают для них положительное значение. К примеру, упрямство, наглость, беспринципность и т.д.
По отношению к другим людям и коллективу для осужденных-подростков типично иждивенчество, которое сопровождается проявлением грубости, скрытности, зазнайства, лживости.
Общение осужденных имеет узкогрупповой характер, что не способствует процессу исправления, позитивному развитию личности. Тем более, что в среде осужденных подросткового возраста доминирующую роль играет само общение (общение ради общения), которое чаще всего представляет собой пересказ различных жизненных событий, в которых доминируют драки, «разгульная жизнь», связи с женщинами и т.д.
У осужденных подросткового возраста
преобладает пассивная
Молодость.
В возрасте 18-25 лет осужденные не полностью осознают смысл и цель жизни. Большинство из них убеждены, что все еще впереди, и они «еще нагонят упущенное».
Профессиональная подготовка осужденных этого возраста вполне удовлетворительная. Однако, наличие определенной квалификации по той или иной специальности не всегда обуславливает у осужденных их законопослушный образ поведения. Около 8% осужденных после освобождения не устраиваются на работу по специальностям, освоенным в местах лишения свободы, а около 30% используют приобретенные профессиональные навыки для совершения преступлений.
В условиях мест лишения свободы, при воздействии разных факторов (в результате более осознанного отношения к себе, влиянию средств исправления (труд, учеба), средств массовой информации) происходит трансформация индивидуальных особенностей правонарушителей, вследствие чего они классифицируются на следующие группы:
- неустойчивые с активной
-
устойчивые с отрицательной
- устойчивые с активной
индивидуалистической
- устойчивые с пассивной
- устойчивые с положительной
мотивацией поведения (около 6%
Наиболее активное проявление отрицательных сторон правонарушителей наблюдается к 23 годам. В дальнейшем они становятся более умеренными во внешних проявлениях, а к 25 годам начинается процесс образования качественно новых групп с положительным поведением. Это явление объясняется «кризисом середины жизни», когда человек начинает понимать, что его физические возможности не безграничны, а умственные способности, жизненный опыт требует своего развития, что без определенной системы взаимоотношений с окружающими бывает трудно достичь намеченных жизненных целей, поэтому необходимо выполнять требования общества.
26-30 лет
К 26 годам социальная активность человека
достигает определенных «высот», что
обусловлено стремлением к
В этом возрасте осужденные начинают критически относиться к поведению отрицательно направленных лиц, стремятся уйти из-под их влияния. С особой силой и остротой встает проблема смысла жизни: как жить, для чего жить?
Появляются приспособленцы. Это обусловлено стремлением порвать с преступным миром с одной стороны и неумением справиться с отрицательными привычками и приобретенными стереотипами поведения, взаимоотношениями, отрицательными социальными связями с другой.
Ближе к 30 годам часть осужденных характеризуется устойчивым положительным поведением. Эта та прослойка, которая должна составлять ядро самодеятельных организаций колонии, активно помогать сотрудникам в организации процесса исправления злостных нарушителей режима.
В то же время эта категория осужденных требует постоянного конторля за их поведением, систематического воспитательного воздействия со стороны начальников отрядов.
Зрелый, пожилой и старческий возраст.
Эти возрастные группы осужденных характеризуются привязанностью к близким.
Уменьшается способность
к образованию новых
Адаптация к меняющимся условиям внешней среды становится более сложной вследствие понижения пластичности нервной системы.
30-40 лет – значительная
часть осужденных этого
40-45 лет – характеризуются
большим жизненным опытом, многие
из них уже неоднократно
60-90 лет – нервная
система истощена, что делает
осужденного данного возраста
легко ранимым. Для них
Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, в его самовосприятие (Э.Шур, 1971. Теория интеракционизма).
Условия жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы различаются в зависимости от вида режима отбывания, среды осужденных в конкретном отряде или камере. Это очень существенный фактор, который так или иначе влияет на личность осуждённых, облегчает или же затрудняет процесс адаптации и ресоциализации. Значение психологического воздействия на заключённых обстановки колонии или тюрьмы трудно переоценить, так как предупредительными свойствами, несомненно, обладают разные такие факторы, как, например, местонахождение колонии, её планировка, озеленение, опрятность территории, внешний вид построек и тюремных атрибутов (ограждение, средств охраны и т.д.), стиль взаимоотношений администрации места лишения свободы с заключенными и т.д.
Непосредственные условия, в которых находится человек в местах лишения свободы, могут влиять на его мысли и взгляды, опыт и настроения. И с этим нельзя не считаться, хотя следует помнить, что внешние условия действуют не прямолинейно, а преломляются через внутренние условия, т.е. через личный жизненный опыт.
Осужденные поступающие в ИУ (за исключением воспитательной колонии),- это люди, у которых уже имеется личный жизненный опыт, у них сложилась своя индивидуальная структура психологических свойств и качеств.
Уже в течение первых трёх- шести месяцев пребывания в колонии (первый этап) осужденные вполне осознанно и целенаправленно выбирают объекты социальной перцепции, что проявляется в концентрации на них внимания. Если воспитатель колонии ориентируется в этом социально-психологическом явлении, то он может точно прогнозировать направленность поведения и деятельности осужденного в течении основного этапа отбывания наказания. Это обусловлено тем, что осужденный в зависимости от содержания индивидуальных особенностей собирается познать, установить контакты и включиться в активное общение с членами различных малых групп и их лидерами; той или иной самодеятельной организацией и её руководителями; включиться в деятельность какой-то производственной бригады; установить тесные контакты с той или иной категорией сотрудников ИУ, непосредственно с каким- то конкретным лицом различных служб (безопасности, оперативной, воспитательной, производственной и т.д.), установить деловые связи с представителями общественности и т.д.
На втором этапе отбывания наказания социальная перцепция и внимание осужденных несколько отличаются, так как предполагают конкретный выбор общения и ближайшего окружения. Этот процесс не всегда устойчив у 27,5% осужденных по той причине, что глубокое изучение какого-то социального явления ломает первоначальное представление о нем, выявляет полное или частичное несоответствие его содержания индивидуальным интересам и потребностям личности. В этом случае, намечается переориентация на другой объект, а это сопряжено с трудностями, сущность которых заключается в следующем:
1. Осужденный, войдя в какую-то микросоциальную среду (малая группа, самодеятельная организация, бригада и т.д.) и осознав, что не может принять ее ценности должен порвать с ней, а это требует от него волевых усилий. Кроме того, прекращение контактов с малой группой отрицательной направленности, не приятие ее норм поведения, может повлечь за собой физическую расправу, травлю, другие формы унижения человеческого достоинства.
2. Разрыв с одной микросоциальной средой, как правило, осуществляется параллельно с вхождением в новую. А это требует познания последней, активизация социально-перцептивных процессов, внимания. Эта деятельность реализуется в условиях преодоления социально-психологических трудностей, барьеров контактного общения, что обуславливает в одном случае пониженный уровень психических состояний, в другом – аффективные проявления характера, срывы, конфликтные ситуации. Изложенные психологические явления достигают своей кульминации в том случае, если среда общения меняется кардинально, то есть отрицательная на положительную или наоборот.
Информация о работе Психологические особенности личности осужденного