Роль прокуратуры в обеспечении правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

В системе правоохранительных органов РФ прокуратура занимает специфическое место. Обычно под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или управомоченное на это должностное лицо. Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, система и структура органов прокуратуры…………………...…...4
1.1. Генеральная прокуратура Р.Ф……………………….………..………5
1.2. Территориальные прокуратуры…………………………………...…..8
1.3. Специализированные прокуратуры……………………………........10
2. Роль и место прокуратуры в обеспечении правопорядка в РФ……………13
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………………...……

Файлы: 1 файл

ПРАВО.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

            В свою очередь И. С. Викторов, ссылаясь на ст. 1, 21 и 26 Закона  о прокуратуре, сформировал предмет  названной деятельности прокуроров  как «соблюдение Конституции  Российской Федерации, исполнение  требований Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях, иных федеральных  законов и принимаемых в соответствии  с КоАП РФ законов субъектов  Российской Федерации об административных  правонарушениях всеми государственными  органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать  дела об административных правонарушениях».

            Свою точку зрения на этот  счет высказывает К. Ю. Винокуров,  который понимает под рассматриваемым  предметом « соблюдение прав, свобод и законных интересов  граждан, должностных и юридических  лиц, вовлеченных в сферу производства  по делу об административном  правонарушении». 

            Необходимо отметить взаимосвязь  задач органов прокуратуры при  осуществлении надзора за законностью  решений, принимаемых органами  административной юрисдикции,  с  предметом их деятельности. Исходя  из изложенного выше, к специальным  задачам прокурорского надзора  следует отнести проверку в  органах административной юрисдикции  следующих аспектов их деятельности:

            – законности и обоснованности  привлечения к административной  ответственности физических, должностных  и юридических лиц;

            – законности  применения мер  обеспечения производства по  делам об административных правонарушениях; 

            – своевременности и полноты  принятия мер по привлечению  к административной ответственности  физических, должностных и юридических  лиц;

            – законности вынесения решений  при рассмотрении дел об административных  правонарушениях, а также решений,  принимаемых в порядке пересмотра  таких решений; 

            – своевременности обращения  к исполнению вынесенных постановлений  по делам об  административных  правонарушениях, в том числе  постановки вопроса перед службами  судебных приставов о принудительном  исполнении вынесенных по делу  постановлений; 

            – исполнения норм административного  законодательства о вынесении  в соответствующие организации  или должностным лицам представлений  об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного  правонарушения, и надлежащего контроля  за безусловным и точным исполнением  таких представлений;

            – принятия в случае выявления  фактов нарушений законов со  стороны органов административной  юрисдикции адекватных и исчерпывающих  мер прокурорского реагирования, направленных на:

            – пересмотр незаконных решений;

            – недопущение в последующем  подобных нарушений закона;

            – привлечение к дисциплинарной  и, возможно, иной (например, уголовной)  ответственности виновных должностных  лиц;

            – возможное возмещение причиненного  физическому, должностному или  юридическому лицу вреда, в  том числе морального (в случаях  унижения человеческого достоинства,  подрыва деловой репутации, уничтожения  или повреждения имущества (с  учетом допускаемых ст. 45 ГПК и  ст. 52 АПК РФ пределов прокурорского  вмешательства).

            В связи с отмеченными необходимо  обратить внимание на одну  из наиболее важных функций  государства – охраны правопорядка, представляющей собой основную  его деятельность, направленную  на обеспечение точного, полного  и неукоснительного соблюдения  правовых норм всеми участниками  общественных отношений. 

            Следует подчеркнуть двусторонний  характер функции охраны правопорядка, проявляющийся в том, что она  относится к внутренним функциям, т.е. направлена на решение  внутренних задач государства  и показывает степень активности  воздействия государства на данное  общество, однако такая функция,  как поддержка мирового правопорядка, относится к его внешним функциям, при осуществлении которых «активизируются  задачи поддержания мирового  порядка».

            Государство выполняет свои функции  в присущих ему формах, использует  в своей деятельности различные  методы. В общей теории права  выделяют ряд правовых форм  осуществления функций государства:  правотворческую, правоисполнительную,  правоохранительную, правосудие и  контроль. Реализация же государственной  власти выражается в государственном  управлении.

            Следует подчеркнуть важнейшую  роль юрисдикционных и правоохранительных  органов в деле обеспечения  законности, однако их значение  тем не менее, нельзя преувеличивать, так как эффективность их работы  во многом определяется объективными  условиями. Только всесторонняя  целенаправленная работа общества  и государства по совершенствованию  объективных условий, неуклонное  формирование и совершенствование  законодательства, эффективное его  применение позволит обеспечить  стабильную законность и устойчивый  правопорядок. Именно он и является  основой нормальной жизни общества  и отдельного человека в частности.  Особая роль в этом принадлежит  стабилизации экономических отношений,  росту материального благосостояния  людей, их нравственному и правовому воспитанию. Они, в свою очередь, представляют фундамент для укрепления законности и правопорядка.

            Укреплению правопорядка в стране  должно способствовать эффективное  административное законодательство, направленное на совершенствование  работы правоохранительных органов,  в том числе и прокуратуры. 

            Именно административное законодательство  способно поддержать правопорядок, возложенный на государственную  власть и осуществляемый в  первую очередь государственными  органами.

            Нынешняя прокуратура, оставаясь  органом высшего государственного  надзора, имеет во многом другие  приоритеты, основанные на принципах  правовой государственности, среди  которых важное место занимает  защита прав и свобод человека  и гражданина.

            Необходимо также признать справедливыми  мнения Ю. И. Скуратова и  А. А. Чурилова о том, что  в таких условиях нужна прокуратура  с разветвленными функциями, сильными  надзорными полномочиями, позволяющими  ей играть роль «компенсатора»  в системе государственной власти. 

            Правовое положение прокуратуры  дает ей возможность эффективно  воздействовать на каждую из  ветвей власти, обеспечивать их  взаимодействие и поддерживать  систему «сдержек и противовесов»,  основанную на принципе разделения  властей. Прокурорский надзор  способен реально поддерживать  необходимый с точки зрения  закона баланс между полномочиями  государственных органов и должностных  лиц и объемом прав и свобод  граждан, не допуская при этом  злоупотребления правом и иного  рода произвола, а также способствуя  эффективности функционирования  государственного управления в  рамках законодательных установлений. 

            Роль прокуратуры в обеспечении  правопорядка в Российской Федерации  в значительной степени определяется  тем, что деятельность прокуратуры охватывает все жизненно необходимые сферы существования общества.

            В настоящее время, являясь  наиболее доступным органом, прокуратура  становится все более привлекательной  для обращения в нее граждан,  считающих, что нарушены их  права и свободы. 

            Правовая государственность в  настоящее время продолжает формироваться  и уточняться. И вопросы о месте  и функциях прокуратуры в государстве  занимают в юридической науке  важное место. Однако определение  ее функции и задач – лишь  первый шаг в решении проблемы  правопорядка. Второй же, главный  и особенно актуальный, - воплощение  положений о прокуратуре в  жизнь, так как одними законодательными  решениями не может быть достигнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прокуратура является органом  государства, специально предназначенным  для осуществления правоохраны  совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану  путем надзора, уголовного преследования  и иных видов правоохраны. Прокуратура  Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе о  прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с  тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое  призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина

Современная российская прокуратура  не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры  и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых  принципов (идей), отражающих решимость  государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране //"Журнал российского права".- 2010. - N 9.

2. Бобырев В.В. Прокуратура как одна из несущих опор нашего государства // Советская Сибирь. - 2010. - №7.

3. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Краткий курс лекций.  4-е изд. - М.: 2009. — 164с. 

4. Смоленский М.Б. Правоведение – М.: Академцентр, 2009.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2009.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль прокуратуры в обеспечении правопорядка